ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Оглавление
ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памят-
ники Древнего Египта приводят в изумление современного человека,
которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют
собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помо-
гавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное во-
площение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время
столь близкого нам.
Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании
мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отража-
ются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставле-
нии черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта.
Это мышление подчиняется двум принципам магического мироощу-
щения, ибо исходит из того, что между предметом и его определением
имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явле-
ния — отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, — а
речь упорядочивает их. Вместе с тем слова богов (иероглифическая
система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, воз-
никшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта)
представляли собой отражение реальности. Изображение живого су-
щества, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы
сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в
рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закре-
пить ее с помощью одной из высших форм волшебства — вот основная
черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая
нрироду ее удивительных памятников и надписей.
Именно в рамках этого мироощущения функционирует своеобраз-
ная картина мироздания: бесконечная водная пучина окружает твердь
мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполня-
ют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они
питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада
на восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней
паводком Нила.
Этот океан, этот мир тьмы заполняет собой все пространство Все-:
ленной до тех пор, пока солнце, Атум-Ра, не поднимется над ней, оттес-
нив назад густой мрак. С высоты своего положения бог дал форму
окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой
с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения.
Но это было лишь начало. Каждый вечер бог солнца становился стари-
ком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он
снова создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей
Апоп гнал солнце к закату. Человечество восстало, заставив Ра под-
няться в небо1, но он продолжал охранять порядок, маат, им установ-
ленный и ставший его жизнью. И вот всем живым существам приходит-
ся стареть и вновь становиться молодыми, здесь, на земле, подобно
солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни, пока их не
коснется перст смерти и они не войдут, как Осирис, в застывшее царст-
во мертвых. Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою,
время и пространство перестанут существовать.
Несколько разных мифов и толкований каждый по-своему расска-
зывают об одном, едином для всех творце. Согласно главенствующему
учению, зародившемуся в Гелиополе, именно Атум-Ра указал каждой
вещи ее место, однако жрецы Мемфиса утверждали, что первым по-
явился Птах (Земля), который создал небо и пустил по нему солнце.
Мудрецы говорили, что он выносил идею сотворения мира в своем
сердце (а сердце — «седалище мысли») и дал ей жизнь движением
языка (своим животворящим словом).


 
След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru