Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Оглавление
ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды ис-
кусства, для них характерен необычайный расцвет. Раннее изобретение
письменности способствовало развитию высокохудожественной сло-
весности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли
древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения,
философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная
лирика. С древности, прежде всего в связи с культовыми действиями и
церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство,
скульптура и архитектура. Фараоны и высшие сановники окружали
себя скульпторами, архитекторами, певцами, танцовщицами, музыкан-
тами. В более поздний период развивается религиозная драма и появ-
ляется светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем
Египте существовали даже труппы бродячих актеров. Высокого худо-
жественного уровня достигли древнеегипетская живопись, скульптура
и монументальная архитектура. До сих пор поражают зрителя мастер-
ством статуя писца Каи, скульптурные портреты царицы Хатшепсут,
фараона Эхнатона и удивительный своей одухотворенной красотой
образ Нефертити, великолепные аллеи сфинксов и колоссальные
храмы в Луксоре, Карнаке и других местах. Неудивительно, что столь
высокий уровень искусства и его почетное место в древнеегипетском
обществе привели к появлению первых эстетических суждений, зафик-
сированных в письменных источниках. У древних египтян, видимо,
впервые в истории культуры мы находим уже высоко развитое чувство
красоты, прекрасного. Искусство как искание и выявление одного
только идеально-прекрасного было неизвестно в Древнем Египте.
Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окружен-
ным такой красотой у себя дома и за его стенами. Вот почему предметы
обихода в домах богатых людей всюду обнаруживают бессознательную
красоту линий и тонкое соблюдение пропорций. Красота в природе и
внешней жизни, запечатленная в украшениях, индивидуализировала
до известной степени даже самые обыденные вещи. Древние египтяне
стремились придать красоту всем предметам, но эти предметы, от пер-
вого до последнего, служили какой-нибудь полезной цели; они не были
расположены делать прекрасную вещь исключительно ради ее красоты.
Так, в скульптуре преобладало практическое начало — великолепные
статуи Древнего царства были сделаны не для украшения рыночной
площади, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах, где они
могли быть полезны для умершего в загробной жизни. Этой же цели
служила и настенная живопись в гробницах, и пирамиды.
Древний Египет является, по всей видимости, родиной световой
религии и эстетики света.(Обожествленный солнечный свет (бог со-
лнца Ра, Амон-Ра, Атон) постоянно почитался высшим благом и выс-
шей красотой у древних египтян* Свет и красота с древнейших времен
отождествлялись в египетской "культуре. В гимне, посвященном Ра,
божественный свет стоит в тесной связи с красотой:
Все спящие поклоняются твоей красоте,
Когда твой свет озаряет их лица. Приходишь
ты, и вновь покрывает их тьма, И каждый
вновь ложится в свой гроб.
Свет и красота выступают здесь «жизнедателями», началом и осно-
вой жизни, которую египтяне в своих мифах производили от солнца,
они являются благом, пределом мечтаний древних египтян.
Прекрасное в древнеегипетской эстетике, как и во многих культурах
древности и средневековья, теснейшим образом связано с благом,
добром. В тексте на саркофаге XXII в. до н.э. Исида восклицает: «Я —
Исида, более благая, чем все боги, и более прекрасная (чем все боги)».
Часто эти термины взаимозаменяются. За красотой богов, воспеваемой
в египетской мифологии, ясно ощущается любовь древних египтян к
красоте материального мира, любовь к жизни. Они любовались красо-
той человеческого тела, лица, стремясь запечатлеть ее в своем искусст-
ве. Физическая красота человека тесно связывалась с наслаждением;
древние египтяне не были аскетами и ригористами, не удивительно
поэтому, что гедонистический аспект занимал существенное место в их
эстетике. «Прекрасноликий» и «сладостноликий» — синонимы в древ-
неегипетской мифологии и лирике. Следует иметь в виду, что, тесно
связав красоту человеческого тела с эротическим наслаждением и лю-
бовью, древние египтяне при помощи мифологии и изобразительного
искусства опоэтизировали и одухотворили и любовь, и любовное на-
слаждение, и физическую красоту человека, включив их в сферу собст-
венно эстетического.
Художественное мышление египтян с древнейших времен в резуль-
тате длительной практики выработало развитую систему канонов:
канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Здесь,
пожалуй, впервые в истории канон становится важнейшим эстетичес-
ким принципом, определяющим творческую деятельность художника.
Художественный эффект в каноническом искусстве достигался за счет
незначительного варьирования форм внутри канонической схемы.
Дальнейшее развитие эти приемы найдут в искусстве и эстетике Сре-
дневековья.
Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые
проявившейся в Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи
Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания
типа надписи жреца Шеши: «Я спасал несчастного от более сильного...
Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не
имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего...» Большое количе-
ство подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гу-
манистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.
Несмотря на широко распространенную мысль о загробной жизни,
на атмосферу религиозности и иррационализма, господствующую в
обществе, древние египтяне сумели выработать замечательные прин-
ципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости
Аменемоне свидетельствуют о.весьма высоком уровне морали. Верхов-
ный принцип древнеегипетской этики воплощался в «Маат»,Ъсобом
качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся
такие идеи, как «порядок», «истина», «справедливость» и «доброде-
тель»), оно репрезентировало волю богов. Индивид стремился действо-
вать в соответствии с божественной волей, потому что это был единст-
венный способ гармонизировать отношения с богами. Для древнееги-
петского крестьянина Маат означало тяжелую и истинную работу, для
должностного лица — справедливое решение. Маат выступало в каче-
стве хранителя неизменного мира и общества. Его основная функция
состояла в предотвращении любой попытки поставить под сомнение
структуру общества или любой возможности изменить его. Мир и все в
нем таковы, какими были созданы в момент творения, поэтому все
фиксировано, вечно и правильно. Войны, эпидемии и засухи считались
временными нарушениями установленного космического порядка. Не-
изменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен. Не
случайно в древнеегипетской мифологии не было ни Эдема, ни про-
шедшего Золотого века, ни Армагеддона. Сфера духовной жизни циви-
лизации Древнего Египта была ориентирована на идею бессмертия,
однако в ней существовала и антитеза этой идеи, о чем свидетельствует
так называемая «Песнь арфиста», совокупность текстов, появившихся
в эпоху Среднего царства и Нового царства.
Все на земле бренно, утверждается в «Песне», решительно все обре-
чено на исчезновение; испокон веков поколения людей одно за другим
нисходят в могилы, надгробные памятники разрушаются и исчезают, и
от этих людей не остается даже воспоминания; о мудрецах древности
Импхотепе и Джедефхоре помнят только потому, что все знают их
изречения и повторяют их; никто из умерших не явился из потусторон-
него мира, чтобы сказать живым об ожидающей их участи; а потому
надо использовать все блага жизни — веселиться и наслаждаться, ибо
ничто не отвратит неизбежную смерть.
Таким образом, «Песнь» не просто высоко оценивает земную жизнь,
но и полна неприкрытого скептицизма по отношению к загробным
верованиям. Насколько необычно возникновение в религиозной куль-
туре подобных взглядов? Нельзя не согласиться с мнением акад.
Б.А. Тураева, утверждавшего, что «они общечеловечны» и напоминают
мысли, высказанные в эпосе о Гильгамеше и в библейской книге «Экк-
лезиаста». Каждое из подобного рода произведений свидетельствует,
что наиболее пытливые умы древности ощущали недоказуемость и
сомнительность некоторых религиозных догм, и «Песнь арфиста», бес-
спорно, говорит о наличии в древнеегипетской культуре разных, иногда
прямо противоположных течений религиозно-общественной мысли.
Можно сказать, что в этой культуре все погружено в атмосферу религи-
озности, но вместе с тем все одновременно имеет мощные корни в
глубинах чистой человечности.


 
След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Святая | Мне так повезло. Наяву я мечтаю.
Бежишь ты с фатою.... >>

 
Вчера и завтра | Заря черна.
Жизнь затхла.
Я напился вчера.
Я умер завтра. >>