Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм
|
авангардизм 1. 1910-1913 В 1910-1913 гг., когда течения ещё только формировались, принципиально важным для них было дистанцироваться от современного искусства, от окружающей их жизни. Уже в начале 1910-х годов экспрессионисты пишут сатирические произведения, объект их сатиры – ограниченный, косный, самодовольный бюргер: “Der Bureaukrat” (1910) Альфреда Лихтенштейна (Lichtenstein), “Die Professoren” (1910) Георга Гейма (Heym), “Der Kohlenbaron” (1912) Пауля Цеха (Zech), “Besuch des reichen Onkel Agrariers. 1” (1914) Макса Германна-Найсе (Hermann-Neisse), “Ein Bürger spricht” (1914) Клабунда (Klabund, наст. имя Альфред Хеншке, Henschke) и другие; Артур Дрей (Drey) писал в стихотворении “Die Bürger” (1911):
http://avantgarde.narod.ru
|
|
Е. В. Тырышкина Авангард и постмодернизм в русской литературе
|
авангардизм 1. Методологические принципы типологии.Любые попытки построить типологию требуют схематизации и довольно жесткого выбора критериев. В данном случае предлагается рассмотреть развитие линии “авангард – постмодернизм” с точки зрения принципов взаимодействия “автор – читатель”.
|
|
Е. В. Тырышкина Декаданс – авангард – постмодернизм: трансформация эстетического дискурса
|
авангардизм В статье рассматривается зависимость эстетической коммуникации в декадансе и авангарде от процедуры трансцендирования. Традиционная модель Богооткровения-озарения (графически ее можно представить в виде треугольника) заменяется моделью точечной (субъект как центр креативности), где креативность во многом конструируется за счет деструктивности. При этом наблюдается распад эстетического дискурса; если же адресат вступает в коммуникацию, то он лишается субъектности. Подобная креативная стратегия находит свое развитие в позднем авангарде и постмодернизме.
http://avantgarde.narod.ru
|
|
Е. В. Тырышкина Русский авангард начала 20-го века: аспекты прагматики
|
авангардизм С тех пор, как вышла известная статья М.Шапира "Что такое авангард?"1, где он писал о том, что именно прагматика в авангарде выходит на первый план и является определяющей в авангардной эстетике, а затем появилась книга В.И. Тюпы2, где, в свою очередь, в несколько иной терминологии пояснялось, что неклассическая художественность 20-го века характеризуется прежде всего как ориентированная на чужое сознание, а автор выступает в роли режиссера, организующего коммуникативное событие, казалось бы, нет уже смысла возвращаться к известным истинам. Из последних публикаций на эту тему в отечественном литературоведении можно назвать книгу И.Ю. Иванюшиной "Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика" (Саратов, 2003).
http://avantgarde.narod.ru
|
|
Н. С. Сироткин Контакты русского и немецкого художественного авангарда
|
авангардизм Проблема генетических связей русского и западного авангарда неоднократно становилась предметом научных исследований, но полная картина взаимовлияний российского и европейского авангардизма не создана до сих пор. (Я не рассматриваю здесь вопрос о генетических связях между экспрессионизмом и дадаизмом, изученный зарубежными литературоведами и искусствоведами, так как он выходит за пределы темы настоящей работы. Достаточно указать на несомненное наличие преемственности дадаизма по отношению к экспрессионизму1. Подтверждением этому может служить, в частности, то, что почти все дадаисты были связаны с экспрессионистическим движением, участвовали в выступлениях экспрессионистов, сотрудничали в их журналах и т.п. либо были связаны с экспрессионистами тесными личными контактами – например, Р. Хюльзенбек (Huelsenbeck), Ф. Юнг (Jung), Х. Балль (Ball), Г. Гросс (Grosz), К. Швиттерс (Schwitters) и другие.)
http://avantgarde.narod.ru
|
|
Н. С. Сироткин О методологии исследования авангардизма
|
авангардизм или Эстетические отношения авангардизма к действительности I. Почему авангард? Почему семиотика? Речь не будет идти о семиотическом описании авангардизма как относительно целостной художественной системы – для такого описания ещё не настало время, хотя это было бы интересно и продуктивно. Цель этой небольшой работы – скорее обозначить рамки, возможности и основные направления такого описания.
|
|
Н. С. Сироткин О проблеме субъекта и объекта в авангардизме
|
авангардизм Как известно, искусство авангарда стало реакцией на общемировой кризис культуры – культуры, осознавшей утрату ценностных ориентиров, утрату своего центра. Для европейского христианского мира понятие Бога выполняло функцию порождающего и организующего центра: развитие культуры могло быть представлено как центробежное или центростремительное движение, и любая идеологическая или эстетическая структура так или иначе определяла своё положение относительно этого центра, внеположного субъекту мысли.
|
|
Н. С. Сироткин Общие философские истоки футуризма, экспрессионизма, дадаизма
|
авангардизм Этот обзор будет кратким – во-первых, потому, что тема заслуживает большого самостоятельного исследования (и такие исследования проводились – например, книга Г. Мартенса “Витализм и экспрессионизм: О происхождении и толковании экспрессионистических мотивов и стилевых структур” (1971) [Martens]), а во-вторых, потому, что материал, который может быть здесь привлечён, практически необозрим, и я по необходимости буду либо отсылать к уже существующим работам, либо ограничиваться по необходимости неполным, тезисным изложением. Нужно отметить, что специальных работ о философских корнях русского футуризма в России издано не было.
|
|
Н. С. Сироткин Терминология
|
авангардизм Термин “авангард” возникает во Франции около 1820 года в качестве метафоры, заимствованной из военного словаря; эстетическое значение он приобретает в контексте утопического социализма, у сен-симонистов и фурьеристов, обозначая не ту или иную разновидность искусства, но искусство вообще как деятельность, в которой должен зародиться социальный и духовный прогресс [Шеньо-Жандрон 11], [Fähnders 199], [Дорошевич 24]. В область художественной критики этот термин был перенесён в 1885 году Теодором Дюре в Париже [Турчин 1990 6], однако художники, которых мы сегодня называем “авангардистами”, этим словом почти не пользовались – за немногими исключениями1.
|
|
Реферат - Русский авангардизм
|
авангардизм Авангардизм в искусстве - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Но чем дальше уходит искусство от классических форм, тем более контрастным становится отношение к нему. С одной стороны работы авангардистов расходятся на аукционах по рекордным ценам ("Белый центр" Марка Ротко - 72,8 миллионов долларов, "Авария зеленой машины" Энди Уорхола - 71,7 миллионов долларов,…)[4], с другой - многие критики давят авангард (Дональд Каспит высказался так: "Стремление авангардистов шокировать уже всех достало.
|
|
Т. В. Цвигун О преодолении энтропии в поэтическом тексте
|
авангардизм К семиотической структуре текста в русском авангарде 10–30-х гг.В работе доказывается невозможность рассмотрения “анормативного” (авангардистского) поэтического текста как реализующего свойство максимальной энтропии при стремящейся к нулю избыточности. Защита подобного текста от распада в качестве необходимого условия предполагает деформацию его семиотической структуры: план выражения и план содержания текста как знака, вступая в отношения асимметрии, по-разному влияют на его информативную ценность. В итоге потенции самой текстовой структуры налагают границы на возможные формы поэтического эксперимента.
|
|
|