Е. В. Тырышкина Русский авангард начала 20-го века: аспекты прагматики |
Страница 1 из 6 С тех пор, как вышла известная статья М.Шапира "Что такое авангард?"1, где он писал о том, что именно прагматика в авангарде выходит на первый план и является определяющей в авангардной эстетике, а затем появилась книга В.И. Тюпы2, где, в свою очередь, в несколько иной терминологии пояснялось, что неклассическая художественность 20-го века характеризуется прежде всего как ориентированная на чужое сознание, а автор выступает в роли режиссера, организующего коммуникативное событие, казалось бы, нет уже смысла возвращаться к известным истинам. Из последних публикаций на эту тему в отечественном литературоведении можно назвать книгу И.Ю. Иванюшиной "Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика" (Саратов, 2003). http://avantgarde.narod.ru Пользуясь различными метаязыками, все исследователи пишут о том, что восприятие авангардистского произведения – это шок, характерная реакция – отторжение (по крайней мере, авангардисты на это рассчитывают), реципиент подвергается агрессии как этической, так и эстетической: "Кругозоры моей и любой иной субъективности... принципиально несовместимы, в коммуникативном событии они взаимно отвергаются, освобождаясь при этом от груза авторитарности и обретая суверенную свободу самоутверждения"3. Но можно ли ограничиться лишь констатацией того факта, что авангардист в ходе эстетической коммуникации любуется еще одним своим произведением – шокированным адресатом? Достаточно ли сказать, что адресат уходит не успокоенным и просветленным, а взбудораженным? |
« Пред. | След. » |
---|