ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА |
Страница 3 из 8 Во времена фараонов деление всего сущего на мужское и женское начало считалось неотъемлемой чертой жизни. Творец создал две бо- жественные четы, олицетворяющие физическое устройство мира: это — воздух и свет-огонь, земля и небо. Боги следующего поколения, стоящие ближе к человеку, сами во многом напоминают людей своей борьбой за власть и смертью. Убитый Сетом Осирис с помощью Исиды и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал победителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, который хотя и был вечным «нарушителем спокойствия», но в те времена еще не отождествлялся с высшей силой зла и был неоднозначной фигурой. Его божественная ярость настигала с неотвратимостью судьбы, заставляя живых поворачиваться навстречу вечности, и помогала Ра и фараону одерживать верх над иноземцами и змеем бездны. О Сете рождались различные легенды. Так, в одной из них Гор и Сет делили между собой власть над Темной и Красной землями, в другой — Сет стал властели- ном Юга, а Гор — Севера (неразрывно связанных между собой). Но чаще всего Гор представал изгоняющим Сета и воцаряющимся над теперь уже навсегда упорядоченным миром. Все эти идеи и образы служили основой обожествления власти фа раона. Литература отождествляет фараона с Гором — правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является вла дыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором — победителем бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космо- сомЛИменно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и прежде всего в величайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена. Властный, не возмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царст вует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие; мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса. х ; Благополучие страны обусловлено наличием фараона. В фараоне «воплощались здоровье и зрелость» народа/Благодаря фараону Египет находился в том счастливом положении, что в любом аспекте, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствует регуляр- ность и порядок. Такова теологическая теория власти фараона, однако на практике шла напряженная внутренняя борьба, обусловленная клас- совыми и социальными противоречиями древнеегипетского общества. Не случайно в произведении «Наука для фараона Мерикара», сви- детельствующем о высоком уровне культуры политического мышле- ния гераклиополитанской династии, фараон выступает прежде всего как человек. Фараон дает советы другому фараону, своему сыну, при- чем пользуется рефлексией, знанием вещей и словом, основными фак- торами в политике. Примечательно, что фараоны дают советы своим преемникам в управлении страной: Подражай своим отцам, своим предкам: Добились они власти (над своими подданными) благодаря обладанию знанием. Слова их остаются в их писаниях. Открой, почитай и следуй их мудрости. Прежде нужно учиться, потом приобретать опыт. Царственный автор в своей «Науке» приводит ряд примечательных мыслей, например: «богатый народ не восстает», «не гневайся — хоро- шо самообладание», «создай себе памятник любовью (окружающих) тебя», «язык — это меч (царя); речь сильнее любого оружия» и т.д. Много внимания уделяется методам борьбы против заговорщиков и мятежников. Царь указывает, как надо относиться к подданным, отде- ляя от их основной массы свое ближайшее окружение: «Почитай санов- ников, способствуй преуспеянию народа твоего» и пр. Одним словом, власти фараона следует учиться как профессии; вот жесткий урок рево- люций и восстаний, потрясавших древнеегипетскую цивилизацию. [Теологическое обоснование власти фапаг>нз д^чнш^.?т--." силу осо- знания правящей элитой социальных изменений во времени, что резко подчеркивается в ходе революций и социальных потрясений и желания противостоять им наиболее эффективным способом. В одном из памятников литературы, описывающем страшные пос- ледствия революции, положившие конец Древнему Царству, читаем: «Действительно, законы были выброшены из архивов. Топчутся по ним на публичных площадях». Возникает проблема сохранения и упрочения существующего об- щественного порядка, преемственности в управлении Древним Егип- том: Концепция власти фараона — это не просто набор рецептов сохра- нений власти и реализация методов социального управления, а обосно- вание, хотя и теолого-политическое, власти, объяснение сложившегося порядка вещей в обществе и предсказание того, что произойдет при нарушении данного социума. Это монолитное общество, воспевающее в своих гимнах единство творения и тайну творца, было в то же время крайне политеистическим и фантастичным в своем поклонении богам. Древние египтяне призна- вали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разными мест- ными традициями. У каждого из них были свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благоденствие. В то же время эти боги и богини считались родителями фараона и его покровителями, а он в свою очередь становился хранителем их культов. Со временем весь этот обширный пантеон был подчинен определен- ной логике, в соответствии с которой появилась некая божественная иерархия. Теперь главное божество любой провинции считалось во- площением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра. Ведь, по сути, боги всегда являются воплощением или творе- нием одного, стоящего над всеми Бога, а индивидуальность каждого из них определяется его ролью в официальных обрядах и местных религи- озных церемониях; с их помощью люди надеются приблизиться к Выс- шему Божеству, снисходящему до них в своих созданиях. Реформа знаменитого фараона — просветителя Эхнатона, отменившего все культы, кроме поклонения солнечному диску (богу Атону), не имела успеха главным образом потому, что политеизм, по сути дела, сформи- ровал не только религиозную терпимость древних египтян, но и был неразрывно связан с централизованным бюрократическим государст- вом. |
След. » |
---|