ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Оглавление
ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Во времена фараонов деление всего сущего на мужское и женское
начало считалось неотъемлемой чертой жизни. Творец создал две бо-
жественные четы, олицетворяющие физическое устройство мира:
это — воздух и свет-огонь, земля и небо. Боги следующего поколения,
стоящие ближе к человеку, сами во многом напоминают людей своей
борьбой за власть и смертью. Убитый Сетом Осирис с помощью Исиды
и Нефтиды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал
победителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти
отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, который
хотя и был вечным «нарушителем спокойствия», но в те времена еще не
отождествлялся с высшей силой зла и был неоднозначной фигурой. Его
божественная ярость настигала с неотвратимостью судьбы, заставляя
живых поворачиваться навстречу вечности, и помогала Ра и фараону
одерживать верх над иноземцами и змеем бездны. О Сете рождались
различные легенды. Так, в одной из них Гор и Сет делили между собой
власть над Темной и Красной землями, в другой — Сет стал властели-
ном Юга, а Гор — Севера (неразрывно связанных между собой). Но
чаще всего Гор представал изгоняющим Сета и воцаряющимся над
теперь уже навсегда упорядоченным миром.
Все эти идеи и образы служили основой обожествления власти фа
раона. Литература отождествляет фараона с Гором — правит он землею
так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под
покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является вла
дыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором —
победителем бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки
мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космо-
сомЛИменно этот монументальный аспект древнеегипетской власти
выражается в статуях фараонов раннего периода, и прежде всего в
величайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена. Властный, не
возмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царст
вует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие;
мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса. х ;
Благополучие страны обусловлено наличием фараона. В фараоне
«воплощались здоровье и зрелость» народа/Благодаря фараону Египет
находился в том счастливом положении, что в любом аспекте, идет ли
речь о природе или о деятельности человека, господствует регуляр-
ность и порядок. Такова теологическая теория власти фараона, однако
на практике шла напряженная внутренняя борьба, обусловленная клас-
совыми и социальными противоречиями древнеегипетского общества.
Не случайно в произведении «Наука для фараона Мерикара», сви-
детельствующем о высоком уровне культуры политического мышле-
ния гераклиополитанской династии, фараон выступает прежде всего
как человек. Фараон дает советы другому фараону, своему сыну, при-
чем пользуется рефлексией, знанием вещей и словом, основными фак-
торами в политике. Примечательно, что фараоны дают советы своим
преемникам в управлении страной:
Подражай своим отцам, своим предкам:
Добились они власти (над своими подданными) благодаря обладанию знанием.
Слова их остаются в их писаниях.
Открой, почитай и следуй их мудрости.
Прежде нужно учиться, потом приобретать опыт.

Царственный автор в своей «Науке» приводит ряд примечательных
мыслей, например: «богатый народ не восстает», «не гневайся — хоро-
шо самообладание», «создай себе памятник любовью (окружающих)
тебя», «язык — это меч (царя); речь сильнее любого оружия» и т.д.
Много внимания уделяется методам борьбы против заговорщиков и
мятежников. Царь указывает, как надо относиться к подданным, отде-
ляя от их основной массы свое ближайшее окружение: «Почитай санов-
ников, способствуй преуспеянию народа твоего» и пр. Одним словом,
власти фараона следует учиться как профессии; вот жесткий урок рево-
люций и восстаний, потрясавших древнеегипетскую цивилизацию.
[Теологическое обоснование власти фапаг>нз д^чнш^.?т--." силу осо-
знания правящей элитой социальных изменений во времени, что резко
подчеркивается в ходе революций и социальных потрясений и желания
противостоять им наиболее эффективным способом.
В одном из памятников литературы, описывающем страшные пос-
ледствия революции, положившие конец Древнему Царству, читаем:
«Действительно, законы были выброшены из архивов. Топчутся по
ним на публичных площадях».
Возникает проблема сохранения и упрочения существующего об-
щественного порядка, преемственности в управлении Древним Егип-
том: Концепция власти фараона — это не просто набор рецептов сохра-
нений власти и реализация методов социального управления, а обосно-
вание, хотя и теолого-политическое, власти, объяснение сложившегося
порядка вещей в обществе и предсказание того, что произойдет при
нарушении данного социума.
Это монолитное общество, воспевающее в своих гимнах единство
творения и тайну творца, было в то же время крайне политеистическим
и фантастичным в своем поклонении богам. Древние египтяне призна-
вали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разными мест-
ными традициями. У каждого из них были свое имя, своя история,
основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем
роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им
божество, от которого зависело их благоденствие. В то же время эти
боги и богини считались родителями фараона и его покровителями, а
он в свою очередь становился хранителем их культов.
Со временем весь этот обширный пантеон был подчинен определен-
ной логике, в соответствии с которой появилась некая божественная
иерархия. Теперь главное божество любой провинции считалось во-
площением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра,
Себек-Ра. Ведь, по сути, боги всегда являются воплощением или творе-
нием одного, стоящего над всеми Бога, а индивидуальность каждого из
них определяется его ролью в официальных обрядах и местных религи-
озных церемониях; с их помощью люди надеются приблизиться к Выс-
шему Божеству, снисходящему до них в своих созданиях. Реформа
знаменитого фараона — просветителя Эхнатона, отменившего все
культы, кроме поклонения солнечному диску (богу Атону), не имела
успеха главным образом потому, что политеизм, по сути дела, сформи-
ровал не только религиозную терпимость древних египтян, но и был
неразрывно связан с централизованным бюрократическим государст-
вом.


 
След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru