Высеченное злодейство |
Не знаю: поверите ли вы, читатели этой статьи, в такое злодейство: За кулисами МХТ назрел переворот… Михаил Пореченков и Константин Хабенский хотят свергнуть худрука МХТ и захватить власть в театре… Осведомленные источники нам сообщили, что Михаил Пореченков и Константин Хабенский вышли на самый верх с предложением возглавить МХТ. Дескать, артисты настолько уверены в своих силах и способностях, что вполне могут руководить известным театром. В кресло главным образом метит Пореченков... Марина Фролова Я – поверил. Для чего же Михаилу Пореченкову такая ноша, как руководство МХТ? В одном из своих интервью Михаил многое объяснил: … я должен отдавать себе отчет в том, сколько лет активной актерской деятельности мне осталось. Думаю, не более десяти, учитывая, что мне сорок. Ну, пятнадцати. …Потому что рядовой артист, не руководитель своего театра, к пятидесяти — пятидесяти пяти годам играть перестает. Такова театральная практика. - А вы еще как-то умеете зарабатывать, кроме как игрой? - Вот это я и должен понять за те десять — пятнадцать лет, которые мне в профессии остались. Наверное, придется открывать свой бизнес, чтобы не пришлось потом висеть на шее у детей и ныть, что я никому не нужен. Из интервью М. Пореченкова Катерине Антоновой. Вот они и причины обращения в верха. Думы о хлебе насущном. Пробуешь открыть свой бизнес - не все так просто. Если ты не винодел, то и никакие собственные подаренные тебе в Тамани виноградники не сделают тебя виноделом. Если ты не режиссер… О режиссерском дебюте Пореченкова скажу позже. А тут такое легкое и близкое решение непростой проблемы. Такой лакомый кусок: занимаемое Олегом Табаковым кресло худрука МХТ. Кресло, которое реально может освободиться то ли ввиду преклонных лет Олега Павловича, то ли в связи с недавним достаточно широко освещенным в прессе скандалом. Вот они, кажется, уже так близки: и власть, и почет, и деньги, и стабильность. Все то, чего так не хватает. И можно взять. Стоит только посуетиться, нажать на нужных людей в нужное время, чуть раньше конкурентов: чтобы не обошли… Какие чувства происходящее вызвало у меня: Негодование. Известно, что Олег Табаков сам пригласил Пореченкова и Хабенского в МХТ. Негоже так поступать с людьми, которые тебе помогли и хорошо к тебе относятся. Омерзение. От действий исподтишка. Подло воспользоваться положением и ударить в спину действительно великого, но на какое-то время ослабшего и задумавшегося… пусть не противника, но человека, который стал на пути реализации твоих жизненных планов. Недоумение. Неужели Михаил Пореченков не видит, что в кресле худрука МХТ должен сидеть человек, личностным уровнем несоизмеримо превосходящий то, что он, Михаил, на настоящий момент представляет? Неужели наши приехавшие покорять Москву питерские актеры на самом деле думают, что могут заменить Олега Табакова? Какая наивность. Или самонадеянность… Впрочем: …еще мой учитель в Питере говорил: «Ставьте перед Пореченковым сложные задачи, он на многое способен. Для него нет невозможного… Михаил Пореченков. Скажу вам по секрету, Михаил: невозможное есть для каждого. И очень полезно свое невозможное четко осознавать. Тогда и не будешь делать глупых ошибок с далеко идущими последствиями. Всегда полезно, Михаил, видеть, чего ты, в силу своих способностей, можешь добиться в жизни, и чего тебе не достичь никогда. Что можешь ты, как режиссер и актер, а что может только Олег Табаков. Моя учительница по фортепиано Ольга Орлова как-то сказала мне, что удар – это касалось звукоизвлечения, но принцип верен для многого, - так вот, удар предельно достигнет цели, если будет направлен не в саму цель, а дальше, в точку куда-то за... Так вот… Олег Табаков владеет таким ударом. А вам, Михаил, этого не дано. Да и Константину Хабенскому тоже. Что ваша игра? Выражусь почти по Библии: потуги потуг… … все думал-думал, все это писал, и вдруг спросил себя: а что, если не было никакого обращения в верха, и никакого злодейства? А вдруг я, основывая свои суждения лишь на сплетнях, распространяю клевету о двух питерских актерах? И встревожился я, и тут же успокоился. Грязь никогда не прилипнет к золоту, если оно на самом деле золото. Напротив, только подчеркнет благородство внутреннего. Я же… Если я распространяю клевету… Да ляжет на меня всеобщее презрение. Это по поводу обращения в верха. В остальном же мои суждения по поводу двух питерских актеров верны. Я так считаю. … и решил, что тема вроде бы закрыта, но мои мысли о театре не оставляли меня. Кто сейчас руководит основными московскими театрами? Олег Табаков – МХТ. Юрий Любимов – Театр на Таганке. Галина Волчек – Театр «Современник». Петр Фоменко – Мастерская П. Фоменко. Михаил Левитин – Театр «Эрмитаж». Роман Виктюк – Театр Романа Виктюка. Чем едины эти выдающиеся худруки-режиссеры? Корнями, уходящими в глубину прошлого века. Чем особенны? Каждый - своей самобытной творческой потенцией, высшего качества духовностью, сплетенной с внутренним аристократизмом. Силой к жизни, которая и выворачивается «силой к театру». Эти худруки-режиссеры особенны теми качествами, которые, к сожалению, гораздо менее выражены у режиссеров следующих за ними поколений. - Почему? – спросите вы меня. Мне кажется, все дело в «старой закалке». Той закалке, которую дал Советский Союз. Естественно, во времена становления социализма было много плохого. Но именно в борьбе с тем плохим, борьбе в душе и на сцене, когда ну никак нельзя было бороться в реальности, и проходило становление Юрия Любимова, и Петра Фоменко, и Галины Волчек, и… Не забывайте и о хорошем, что напитывало накрывающую Россию двадцатого века идеальную сферу: вере в человека, пусть и как составной части строящегося коммунизма, бережном отношении к любви и жизни… Сейчас все это вытесняется безверием и любовью к смерти. Я говорю о том, что несут россиянам детективы и фентези. В Манифесте Нового Декадентства четко сказано: детектив – огороженная колючей проволокой логики территория смерти. Фэнтези безбожно по самой своей сути… ... к нашим худрукам-режиссерам. Не удержусь, чтобы не назвать еще: Светлана Врагова – Московский Драматический Театр – Модерн. Александр Калягин - Московский театр «Et Cetera». Марк Захаров – Московский государственный театр «Ленком». И вот что мне кажется: каждый из этих режиссеров, подпитанный накрывающей Россию прошлого века идеальной сферой, сам стал идеей. Состоящей опять-таки из борьбы с тем, что мешает свету и любви, из собственного становления, сыгранных ролей, осознания своих ошибок… Я думаю, это здорово. Что именно идея - Роман Виктюк сейчас наполняет собою Театр Романа Виктюка. Что именно идея - Петр Фоменко находит место для жизни в Мастерской Петра Фоменко. Режиссер - идея напитывает собой театр, и театр в ответ напитывает своего режиссера. Если бы мы попытались понять Олега Табакова, как Идею, напитывающую МХТ, нам нужно было бы услышать все высказывания Олега Павловича об искусстве и театре, проанализировать все сыгранное и поставленное. Думаю, и близкие люди не в состоянии этого сделать. Можно лишь уловить лучи от того сияния, что все безвозвратней отдаляет от нас сгущающийся занавес времени. … в 2000 г. художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара (ставки сделаны как на классические произведения мировой драматургии — «Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф»… …человек дела Олег Табаков упрямо насаждает любимую им вампиловскую драматургию на всех подведомственных подмостках… Безнадежно грустные пьесы Вампилова о провинциальных людях и их провинциальных драмах не слишком часто ставятся в последние годы…. …- если продолжить тему русской классики… …он сыграл — нежного, непрактичного, трогательного Обломова, невыросшего ребенка, да еще отчаянно влюбленного! Сколько ласкового юмора, сколько переливов настроения, сколько тонкой печали… …В современном кино, заточенном под интересы полупьяных подростков, — ему нет места. Татьяна Москвина Согласен с вами, Татьяна. Особенно о современном кино. И вовсе не утешает мысль о том, что каждый народ заслуживает, как и своих правителей, так и свою духовность. Это сказано не про русский народ. …к обращению в верха наших питерских героев. Я подумал: ведь и, к примеру, Михаил Пореченков так же является идеей, которая, наверняка, подмяла бы под себя МХТ, если бы Михаила все же назначили худруком? Что за идея такая - Михаил Пореченков? Из опубликованных в сети высказываний Михаила, я сделал вывод, что важнейшая составляющая Михаила – самоутверждение, как самоцель. В первую очередь это самоутверждение заметно в работах Пореченкова, как режиссера. …На экраны вышел фильм "День Д". Он снят по мотивам известного американского фильма "Коммандо". Пореченков выступает режиссером, продюсером и исполнителем главной роли Арнольда Шварценеггера. …Дочку отставного майора ВДВ Ивана похищают политические террористы. Они ставят десантнику условие — жизнь дочери в обмен на смерть президента Эстонии. Иван отправляется ее освобождать при помощи рыжей стюардессы и всех видов оружия. www.rg.ru, www.film.ru В своем кошмарном режиссерском дебюте он (Пореченков) пытался и вовсе изобразить из себя Шварценеггера, что наивные зрители приняли как пародию. Ксения Ларина … режиссеры, не все, но многие, трусы. Михаил Пореченков. Я не знаю: относится ли употребленное Ксенией Лариной слово «кошмарный» к режиссуре фильма, или же к Пореченкову в роли Шварцнеггера? Я считаю, что сама мысль играть Шварцнеггера самодостаточно кошмарная. А для чего, собственно, ставился фильм "День Д"? … Хочется, чтобы наш фильм не был похож на остальные российские, — сообщил Михаил Пореченков. - У нас такое сложное кино пошло, такой эстетствующий кинематограф, который разговаривает со зрителем сложным языком. А ведь есть простые люди, с которыми мы совсем разучились говорить. О простых вещах — о любви, о добре, о зле. И хочется эти простые слова сказать… Оказывается, смысл прохождения главного героя Ивана, или актера Пореченкова, через все смерти, что от него исходят – сказать простые слова о такой простой вещи, как любовь. Я понимаю, что здесь режиссер Пореченков пытается создать американский боевик на русский манер. Скажу пару слов о боевиках вообще. Есть несколько фильмов, которые я считаю произведениями искусства. К примеру, «Терминатор», «Захват», «Скала», «Крепкий орешек». Каждый из этих фильмов, так же, как и фильм Пореченкова «День Д» - территория убийств имя любви, добра и справедливости. И, хотя нельзя в принципе оправдать насилие утверждением любви, вышеперечисленные американские фильмы сделаны настолько мастерски, наполнены игрою настолько больших актеров, что происходящее в них действо становится мифом. Или, скажем, Первовременем, внутри которого Изначальное Добро борется с Изначальным злом и всегда побеждает его. Я уже писал на эту тему в своей статье «О «t» и не только». Борьба и победа в Первовремени неизбежно наполняют любое произведение искусства. Смотря тот же «Крепкий орешек», побеждая вместе с обожествленным героем изначальное зло, ты помогаешь себе победить свое зло в реальности. Но еще раз повторюсь: это срабатывает только в произведениях искусства. Потому, что миф боится дешевых перепевов. И существует опасность того, что Первовремя спасения любви и борьбы со Злом вывернется Первовременем любви к смерти. Боюсь, что так и случилось с режиссерским дебютом Михаила Пореченкова. «День Д» это Первовремя, в которое не хочется верить. Это Герой, которого не хочется обожествлять. Это мнимая победа, которая на выходе из кинотеатра тут же оборачивается поражением. Получилось как раз «искусство», заточенное под интересы полупьяных подростков. Вроде бы пора закругляться. Да вот хочется еще раз вернуться к тому, ради чего эта статья написана. Хочется еще сказать о них, и – им: актерам и режиссерам, чьи корни уходят в глубину прошлого века. Сказать что-нибудь теплое. Слово, перед которым «спасибо» – солнечный блик перед величиною заката. Ведь я сам, вбирающий частичку от их идей, был поодаль и в то же время рядом с ними на протяжении всей моей жизни. Хочется пожелать этим режиссерам и актерам чего-то настолько большого и хорошего, пред чем - вечность – проложенная муравьями тропинка в саду. Меня спросят: зачем твои теплые людям, у которых уже давно есть и спетые в их честь дифирамбы, и слава, и почет? Отвечу: даже если что-то хорошее сказано, нужно снова и снова говорить теплые слова от души. Может, из теплых слов и состоит любовь. А еще скажу, что ни почет, ни звание, ни связи не могут заменить сострадание человеческого сердца к другому сердцу: …Таких орлов у нас — единицы. Татьяна Доронина, Алла Демидова, Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Юрий Соломин, Алиса Фрейндлих, Галина Волчек, Сергей Юрский, Ольга Яковлева, еще несколько человек. Каждого хотелось бы завернуть в какую-то мистическую оболочку для пущей сохранности! Татьяна Москвина Вам покажется, что я умалил очень многих? Тех, о ком ничего не сказано? Вовсе нет. Невозможно умалить всех талантливых актеров и режиссеров России. Самоотверженно делающих свое дело. Впитывающих от Олега Табакова, и Юрия Любимова, и Галины Волчек лучшее. Несущих это лучшее вперед. Я уверен: тот, кто учится быть идеей, наверняка станет ею. Во имя того, чтобы жила такая великая идея – как – сам – Театр. Такая получилась у меня статья. Откуда я все это взял? Выдумал? Вовсе нет. Я внимательно посмотрел на глыбу, которая называется: Театральная жизнь России. Взял ручку и лист бумаги. Стал отсекать лишнее. И вот что оказалось внутри. Я высек злодейство. Предельно мелкое перед действительно большим и хорошим. И вам рекомендую. Попробуйте. Возможно, вы высечете что-то иное из той глыбы, которая так и называется: Россия - Театральная жизнь. Геосимволист Леонид Шимко |
« Пред. | След. » |
---|
Евгений Горный |
Расуль Ягудин |
Юрий Тубольцев |