Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Первобытная культура

Оглавление
Первобытная культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

. В тех случаях, когда фетиш раз за разом не выполнял просьб, его просто выбрасывали и заменяли  новым1 .
В первобытном мышлении уже формируются представле- ния о причинно-следственной связи. Первая из них состоит в том, что причина определенного  несчастья приписывает- ся тому, что было нарушено табу. Во втором же случае не- счастья,  обрушившиеся  на голову племени,  связываются  с гневом предков или кознями  какого-нибудь злого колдуна. Гадания  и ордалия,  испытания  ядом  помогают определить причину  несчастий.  Еще  одна немаловажная  черта,  свой- ственная первобытному мышлению,  по мнению Леви-Брю- ля, состоит в том, что для него не существует, да и не’может существовать  ничего  случайного.  Идеи Леви-Брюля были переосмыслены  французским  исследователем Клодом Леви- Строссом. Он полагал, что первобытное мышление ориенти- ровано на опосредование  противоречий,  а не на их снятие.
Важную роль в первобытном  мышлении  играет бессо- знательное.  «Содержания  коллективного  бессознательно- го — это результат психического  функционирования ряда предков,  то есть в их совокупности  это  природный  образ мира, слитый и сконцентрированный из опыта миллионов лет»2. Это символические, мифологические образы, в кото- рых находит  выражение  гармония  познающего  субъекта с познаваемым  объектом.
Из этой «матрицы опыта», полагает Юнг, произошли вся мифология,  все откровения.  Оттуда же выйдут новые идеи о мире и человеке. И все же бессознательное — это не открове- ние. Оно требует осмысления  и «перевода» на язык той или иной исторической  эпохи. И в том случае, если этот «пере- вод» состоится,  произойдет великая встреча. Находящийся внутри нас исторический, всеобщий человек протянет руку человеку индивидуальному. Современный мир приобщится к древнему опыту человечества. Примерно так первобытный человек общался со своими  предками-тотемами  в ходе ри- туальной трапезы.
В мифах часто встречается образ Луны.  По мнению Юнга, она представляет собой «изменчивое переживание ночи». У первобытного человека Луна может вызывать различные переживания.  Прежде всего, переживание  сексуальное.  Во многих мифах Луна — это жена Солнца. Автор полагает, что женщина для первобытного человека была «событием ночи», поскольку именно это время дня обычно отводилось для по- ловых сношений.  Однако Луна может быть связана и с дру- гими образами. Ночной  сон нередко нарушают злые мысли о власти и мести, рождается иная мифологическая трактовка Луны как обделенного брата Солнца, замыслившего отмще- ние. Кроме того, Луна способна предстать перед человеком как хранилище душ мертвых, ибо мертвые нередко навещают нас во сне, или же мысли о них тревожат нас во время бес- сонницы,  и это тоже происходит ночью, когда на небе цар- ствует Луна.
Для первобытного человека сексуальность способна представать в различных образах: это и бог плодородия,  и женщина-демон, которую Юнг характеризует «по-животно- му сладострастной».  Даже черт с козлиными  ногами,  даже змея, вызывающая у нас страх, могут быть поставлены в этот ряд, по мнению автора. Первобытного  человека на каждом шагу подстерегала  опасность,  которую  олицетворяли  раз- личные чудовища. Согласно Юнгу, первобытные люди жили почти бессознательно.
Первые  мифы  были  тотемистическими. Люди  обряжа- лись  в шкуры  тотемных животных.  Тотемистические  пля- ски  — попытка  рассказать  соплеменникам о жизни  пред- ков. Со временем ритуалы стали носить более развернутый характер. Соблюдался строгий порядок в танцевальных сценах, ритмах, который передавался из поколения  в поко- ление. Теперь они превратились  в связный  согласованный рассказ о жизни тотемистических предков. Большое значе- ние  имели  мифы  о культурных героях.  На первых  порах эти представления также  были  тесно  связаны с представления- ми о тотемистических предках.  В дальнейшем они обретают индивидуальные черты и собственные имена. Возникает га- дательная магия  (мантика). Позже  люди стали  считать, что сверхъестественная сила  может  передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету.  Такую  форму  религии на- зывают эманизмом.
«Преображение человеческого вида,  наступившее в се- редине  палеолитического периода, возможно, было  самым эпохальным событием человеческой истории и остается таковым вплоть  до настоящего времени, ибо  в тот момент Предчеловек сумел  превратиться в Человека, но  Человеку так и не удалось с тех пор  выйти  на сверхчеловеческий уро- вень, как бы он к тому ни стремился»1.


 
« Пред.
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru