Первобытная культура |
Страница 9 из 10 . В тех случаях, когда фетиш раз за разом не выполнял просьб, его просто выбрасывали и заменяли новым1 . В первобытном мышлении уже формируются представле- ния о причинно-следственной связи. Первая из них состоит в том, что причина определенного несчастья приписывает- ся тому, что было нарушено табу. Во втором же случае не- счастья, обрушившиеся на голову племени, связываются с гневом предков или кознями какого-нибудь злого колдуна. Гадания и ордалия, испытания ядом помогают определить причину несчастий. Еще одна немаловажная черта, свой- ственная первобытному мышлению, по мнению Леви-Брю- ля, состоит в том, что для него не существует, да и не’может существовать ничего случайного. Идеи Леви-Брюля были переосмыслены французским исследователем Клодом Леви- Строссом. Он полагал, что первобытное мышление ориенти- ровано на опосредование противоречий, а не на их снятие. Важную роль в первобытном мышлении играет бессо- знательное. «Содержания коллективного бессознательно- го — это результат психического функционирования ряда предков, то есть в их совокупности это природный образ мира, слитый и сконцентрированный из опыта миллионов лет»2. Это символические, мифологические образы, в кото- рых находит выражение гармония познающего субъекта с познаваемым объектом. Из этой «матрицы опыта», полагает Юнг, произошли вся мифология, все откровения. Оттуда же выйдут новые идеи о мире и человеке. И все же бессознательное — это не открове- ние. Оно требует осмысления и «перевода» на язык той или иной исторической эпохи. И в том случае, если этот «пере- вод» состоится, произойдет великая встреча. Находящийся внутри нас исторический, всеобщий человек протянет руку человеку индивидуальному. Современный мир приобщится к древнему опыту человечества. Примерно так первобытный человек общался со своими предками-тотемами в ходе ри- туальной трапезы. В мифах часто встречается образ Луны. По мнению Юнга, она представляет собой «изменчивое переживание ночи». У первобытного человека Луна может вызывать различные переживания. Прежде всего, переживание сексуальное. Во многих мифах Луна — это жена Солнца. Автор полагает, что женщина для первобытного человека была «событием ночи», поскольку именно это время дня обычно отводилось для по- ловых сношений. Однако Луна может быть связана и с дру- гими образами. Ночной сон нередко нарушают злые мысли о власти и мести, рождается иная мифологическая трактовка Луны как обделенного брата Солнца, замыслившего отмще- ние. Кроме того, Луна способна предстать перед человеком как хранилище душ мертвых, ибо мертвые нередко навещают нас во сне, или же мысли о них тревожат нас во время бес- сонницы, и это тоже происходит ночью, когда на небе цар- ствует Луна. Для первобытного человека сексуальность способна представать в различных образах: это и бог плодородия, и женщина-демон, которую Юнг характеризует «по-животно- му сладострастной». Даже черт с козлиными ногами, даже змея, вызывающая у нас страх, могут быть поставлены в этот ряд, по мнению автора. Первобытного человека на каждом шагу подстерегала опасность, которую олицетворяли раз- личные чудовища. Согласно Юнгу, первобытные люди жили почти бессознательно. Первые мифы были тотемистическими. Люди обряжа- лись в шкуры тотемных животных. Тотемистические пля- ски — попытка рассказать соплеменникам о жизни пред- ков. Со временем ритуалы стали носить более развернутый характер. Соблюдался строгий порядок в танцевальных сценах, ритмах, который передавался из поколения в поко- ление. Теперь они превратились в связный согласованный рассказ о жизни тотемистических предков. Большое значе- ние имели мифы о культурных героях. На первых порах эти представления также были тесно связаны с представления- ми о тотемистических предках. В дальнейшем они обретают индивидуальные черты и собственные имена. Возникает га- дательная магия (мантика). Позже люди стали считать, что сверхъестественная сила может передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Такую форму религии на- зывают эманизмом. «Преображение человеческого вида, наступившее в се- редине палеолитического периода, возможно, было самым эпохальным событием человеческой истории и остается таковым вплоть до настоящего времени, ибо в тот момент Предчеловек сумел превратиться в Человека, но Человеку так и не удалось с тех пор выйти на сверхчеловеческий уро- вень, как бы он к тому ни стремился»1. |
« Пред. |
---|