Первобытная культура |
Страница 3 из 10 ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА Установить точные временные границы возникновения культуры весьма затруднительно. Культура возникает тогда, когда появляется сам человек. Однако что такое культура? В своей классичесой работе «Первобытная культу- ра» Э. Б. Тайлор пишет, что культура слагается «из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных чело- веком как членом общества»1. Согласно другой точке зрения, культуру следует рассматривать как абстракцию (А. Л. Крёбер и К. Клакхон) или как научаемое поведение (Ф. Кисинг). Оно передается из поколения в поколение. Важно подчеркнуть, что речь идет о механизме социальной наследственности. По мнению другого известного ученого Лесли Уайта, «культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, ко- торый рассматривается в экстрасоматическом контексте»2. Уайт полагает, что все предметы и явления, которые состав- ляют культуру, располагаются во времени и пространстве. Во-первых, это сам человек с его идеями, верованиями, эмоциями, отношениями. Во-вторых, процессы социаль- ного взаимодействия людей. В-третьих, материальные объ- екты. Они находятся вне организма человека, «но в пределах моделей социального взаимодействия между людьми»3. Эти факторы определяют местоположение культуры. В цитируемых определениях речь идет только о человеке. Как известно, высшие приматы тоже живут сообществами. Вся стая подчиняется довольно жестким правилам поведег ния, существует своеобразная система повышения статуса каждой особи. Широко распространенное среди высших млекопитающих подражание позволяет говорить о внеге- нетическом способе передачи опыта от одного индивида к другому. Однако у животных отсутствует внегенетический способ закрепления этого опыта внутри вида или популяции. У че- ловека он закрепляется в сказаниях, книгах, других памятни- ках духовной и материальной культуры. У животных такого нет. Поэтому, несмотря на высказывания отдельных ученых о возможности существования «элементарной», или «про- токультуры», у высших животных, большинство исследова- телей полагают, что культура (или нечто, близкое ей) все же не могла возникнуть в сообществе даже высокоорганизован- ных животных. В целом можно сказать, что понятие культуры включа- ет в себя программу деятельности (поведения), преемствен- ность, аккумуляцию (накопление). Относительно последне- го понятия следует отметить, что социально значимый опыт и является программой человеческой деятельности. Он не только передается, но и накапливается, поэтому процесс раз- вития культуры носит кумулятивный характер. Опыт, тради- ции (прошлое) и инновации (настоящее) являются важными составляющими культуры. Таким образом, культура предполагает внегенетическую передачу опыта от индивида к индивиду. Этот опыт должен быть зафиксирован в небиологических материальных струк- турах (например, в книгах или наскальных изображениях). Общая схема возникновения человека может быть пред- ставлена следующим образом. Многочисленные археологические раскопки и наход- ки позволяют сделать вывод, что предками человека были человекообразные обезьяны, жившие в эпоху миоцена. Они вели полудревесный-полуназемный образ жизни. Однако со временем условия жизни изменились, и обезьяны были вы- нуждены спуститься на землю. Одной из основных причин таких изменений ученые называют перемену климата. Изменившиеся условия жизни заставили огромных жи- вотных приспосабливаться к новой обстановке. Теперь они должны были беспокоиться о своей безопасности, чтобы не стать легкой добычей для многочисленных наземных хищ- ников. Приспособление шло по двум направлениям. Первая группа двигалась по пути гигантизма: огромные размеры да- вали возможность увеличить силу для защиты и нападения. К древнейшим гигантам относятся дриопитек и гигантопи- тек, к современным — горилла. Другая группа вынуждена была опираться не на силу и размеры, а на сообразительность. Известно, что даже со- временные обезьяны зачастую используют подручные сред- ства для достижения своих целей (камнем разбивают орех, палкой дотягиваются до банана и т.д.). Древние существа пытались восполнить недостаток в силе «праорудийной деятельностью». Ее значение все больше возрастало, порой именно от нее зависела сама жизнь и безопасность древних обезьян. Около 5—б млн. лет назад группа антропоидов миоцена положила начало существам, которые резко отличались от всех прочих живых существ. Они получили название «пред- люди», или австралопитеков, что можно перевести как «юж- ная обезьяна» («австралис» — южный, «питек» — обезьяна). Постепенно происходит процесс изменения в пище. Раньше многие обезьяны были травоядными; спустившись на зем- лю, они приспособились к иным условиям обитания, их с полным основанием уже можно назвать хищниками. В от- личие от животных, они использовали при охоте различные орудия, перейдя от случайного их использования к система- тическому. У них возникает прямохождение. Однако их еще нельзя назвать людьми, так как они не умеют изготавливать орудия. Первыми известными нам явлениями материальной культуры были каменные орудия. Они появились прибли- зительно 2—2,5 млн. лет назад. Изготовляли их существа, ко- торые получили название «человек умелый» — Ноiтiiт IгiаЫ- а.. Некоторые ученые считают, что хабилисов также нельзя признавать людьми, поскольку они практически не отлича- лись от австралопитеков, у них отсутствовала речь, хотя они умели изготавливать различные орудия. Некоторые исследователи считают, что австралопитеки были ранними предлюдьми, а хабилисы — поздними. Хаби- лисов нельзя считать людьми еще и потому, что они не яв- лялись социальными существами, а жили в чисто зоологи- ческом объединении. Хабилисы положили начало процессу формирования человека и человеческого общества, который длился 1,5— 1,6 млн. лет. По утверждению многих исследователей, грань, по которой человеческую морфологию можно отличить от животной, проходит не между австралопитеками и хабили- сами, а между хабилисами и архантропами. Этот период за- вершился приблизительно 35—40 тыс. лет назад (ранний па- леолит). Дальнейшая деятельность предлюдей требовала совмест- ных действий. Она становится целенаправленной, волевой. Появляются архантропы, или питекантропы — Ноiтiiт оеоесi., что значит «человек прямоходящий» (1,5—1,6 млн. лет на- зад), которые считаются первыми формирующимися людь- ми (пралюдьми). Предлюди использовали в качестве орудий камни, палки, кости. Можно предположить, что они заметили существен- ную разницу между камнями. Некоторые из них довольно легко разбить другими камнями, чтобы получить осколок с острым краем, пригодный для разрезания шкур или иных надобностей. |
« Пред. |
---|