Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Первобытная культура

Оглавление
Первобытная культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

Верхний палеолит принято разделять на несколько  вре- менных периодов.  Поздний  Мустье (65—35 тыс. лет до н.э.).

Ориньяк  (Граветта) (35—25 тыс.  лет до н.э.).   Солютр  (25 -
20 тыс. лет до н.э.).  Мадлен (20—10 тыс. лет до н.э.).
Охотники верхнего  палеолита очень серьезно относились к погребениям. Классическим считается ориньякское захо- ронение. Дно могилы  посыпано охрой. Сохранились следы богатого головного убора. Там же найдена фигурка мужчины, каменные кольца, диски из камня. Уложив покойного и сло- жив в могилу различные предметы, соплеменники посыпали тело охрой.  Как считают исследователи, древние люди при- давали  большое значение охре при исполнении ритуалов.
Можно сделать  предположение, что  не  все  покойники удостаивались права  ритуального погребения.  Встречаются захоронения, в которых отсутствуют какие-либо дары, неко- торые тела положены лицом  вниз, завалены тяжелыми кам- нями. Встречаются и расчлененные тела. Вполне  вероятно, соплеменники боялись, что покойники после  смерти  спо- собны  принести им вред.
Верхнепалеолитическая живопись до  сих  пор  вызывает огромный интерес  исследователей. Значение и смысл  изо- браженного понять  весьма сложно. Мы можем  лишь делать предположения, что хотели  передать  древние люди.  Одним из наиболее распространенных типов изображений верхнего палеолита являются изображения животных. Есть рисунки, где показаны сцены  принесения их в жертву.  Они истекают кровью. Других  зверей  изображали на фоне  каких-то  кон- струкций, значение которых ученым не совсем ясно.  Другой темой  верхнепалеолитических пещер  были модели  или изо- бражения шатров  или  землянок. Есть  предположение, что они являлись символом жилища умерших.
К этому же периоду относятся памятники, которые гово- рят о существовании культа  мамонта. Наряду  с ним  сохра- няется также  древний культ медведя.  Вполне  вероятно, что какое-то  время  оба культа  сосуществовали. Некоторые ри- сунки медведя носят не совсем обычный характер:  его неред- ко изображают с головой  волка, хвостом  зубра, иногда  под шкурой  медведя  находится человек.

В 1940 г. найдена пещера Ляско, названная «палеолитиче- ской Сикстинской капеллой» из-за многообразия на ее стенах живописных изображений  исключительной красоты 20-ты- сячелетней давности (большинство специалистов относят их к Мадленской  эпохе)1.  Эта пещера едва ли служила местом проживания древних людей, скорее всего, являлась святили- щем. В первом ее зале на стенах представлена длинная про- цессия разных зверей.  Они явно куда-то направляются,  во главе процессии идет очень странное существо. Человеческая голова имеет два прямых рога, зад — дикого быка с хвостом оленя и слоновьими ногами, горб зубра, передние ноги лоша- диные.  По общему мнению исследователей,  изображенное существо женского пола с признаками беременности.  Осо- бо следует указать на трехметровые размеры создания. Суще- ствует множество версий по поводу странного рисунка, но ни одна из них так и не дала ответа на его загадку.
Еще  одна  важная  тема верхнего  палеолита  — изобра- жения, женщин  (рельефы,  фигуры,  рисунки).  Женщины не отличаются ни красотой,  ни грацией.  Скорее наоборот, древние художники и ваятели подчеркивают основную соци- альную роль женщины — быть матерью, продолжательницей рода, хранительницей  домашнего очага. «Скорее всего, эти
«венеры» являлись изображениями «Матери-Земли»,  бере- менной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность, так изображавшаяся, была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь... Для хранительницы  рода не  важны  индивидуальные  «личные» признаки.  Она — вечно беременное  жизнью  чрево,  вечно кормящая  своим молоком мать»2.
Постепенно  осваивающее хозяйство уступает место про- изводящему.  Человек научился создавать пищу, а не только присваивать ее при помощи созданных им орудий. Произо- шел перелом в развитии материальной  культуры. Он получил название неолитической, или аграрной революции. Впервые в истории человечества производящее хозяйство возникло в Передней Азии (IХ-УIII вв. до н.э.).  Медные орудия заме- няют каменные,  наступает медно-каменный век (энеолит, или халколит).  После идет бронзовый,  который  сменяется железным.
Сохранилось много различных памятников, относящих- ся к тому периоду.  Погребальный  культ стал сложнее и бо- гаче. Вожди, князья  и цари брали с собой в могилу ценно- сти и украшения,  их сопровождали  убитые лошади (иногда люди), чтобы служить в мире мертвых. НЕД местом погре- бения насыпались высокие курганы, ставились памятники. Рядовых членов племени хоронили гораздо скромнее.  В то время умерших часто сжигали, а не предавали земле. Видимо считалось, что вместе с огнем покойник быстрее возносится на небо. В бронзовый век люди почитали Солнце.
Относительно причин неолитической  революции су- ществует несколько версий. Исследователи продолжают задавать себе вопрос,  что же послужило  основной  причи- ной того, что охотник и собиратель превратился  в оседлого земледельца и пастуха-скотовода. Термин «неолитическая революция» предложен британским  археологом В. Г. Чайл- дом.  Профессор  Эдинбургского  университета,  он полагал, что  переход  от добывающей  экономики к  производящей произошел  после великого  оледенения.  В результате тако- го гигантсткого природного катаклизма происходит сме- щение на север зон обильного увлажнения.  Изменившиеся условия  способствовали  тому,  что люди  стали  расселяться в оазисах,  где было много воды.  Сами  природные  условия заставили  их бережнее  относиться  к природным  ресурсам, искать  пути и методы  к их дальнейшему  воспроизводству, что привело к тому, что люди научились выращивать злако- вые и бобовые.

Р.  Дж. Брейдвуд утверждал, что неолитическая  револю- ция — результат углубления «культурной дифференциации» и «специализации»  сообществ: теперь уже человек не стре- мился за источниками  пищи, он стал выращивать их там, где обитал. Постепенно возникает «оседлая» цивилизация, про- исходит разделение  труда,  появляются  города,  государства, письменность.  М. Элиаде полагает, что открытие земледелия вызывает серьезные изменения в культовой символике. Ми- стические взаимоотношения с миром животных заменяют- ся отношениями с миром растений. Зерновые продукты ис- пользуются при проведениии  различных важных культовых мероприятий.  «Религиозное  творчество было побуждено не эмпирическим феноменом  сельского хозяйства,  но тайной рождения,  смерти и возрождения,  явленной в ритме жизни растений».  Потому-то предметы,  связанные  с обработкой и хранением зерна, встречаются ранее времени доместикации растений и встречаются именно в сакральной  сфере1.


 
« Пред.
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru