Первобытная культура |
Страница 2 из 10 ВВЕДЕНИЕ Человечество прошло длинный путь исторического развития. Из данной книги читатель узнает, как это происходило. Мы расскажем, как формировалась культура первобытных людей. Многочисленные археологические памятники позволяют приоткрыть завесу над многими страницами истории наших предков. Не менее интересно проследить, как развивалась культура в древних обществах, что было общего и что отличало народы древнего мира. Богатый материал для размышлений представляют найденные письменные документы тех времен, архитектура, скульптурные изображения, рисунки, мифология, памятники литературы. Рассматривая историю мировой культуры, следует помнить о том, как соотносились на протяжении длительного времени наука и техника. Первый этап научно-технического прогресса (НТП) принято относить к ХУI-ХУIII вв. Этот этап характе- ризуется подчиненным положением науки, она рассматрива- ется как служанка производства. Кконцу ХУIII в. потребности машинного производства меняют положение. Период конца ХУIII — до середины ХХ в. считается вторым этапом НТП. Те- перь необходимы прикладные и производственные исследова- ния, конструкторские разработки, которые требуют проведе- ния экспериментов. Середина ХХ — начало ХХI в. — период третьего этапа НТП. Наука выходит на первый план. Инфор- мационные технологии, достижения электроники позволи- ли совершить прорыв во всех сферах производства. В контексте современной культуры перед человеком откры- ваются новые возможности и встают новые проблемы. Пере- ход от индустриального общества к постиндустриальному, который совершается на наших глазах в промышленно раз- витых странах мира, состоит в кардинальном изменении всей социально-экономической сферы жизни общества. По мере того как большая часть производственных процессов оказывается переложенной на плечи машин, человек посте- пенно выходит из сферы непосредственного производства и становится над этим процессом. Подобное изменение роли человека в производственном процессе не может не быть связано с изменениями в самом человеке, в его сознании. Выходя за рамки процесса непосредственного производства, он берет на себя функции управления и контроля по отноше- нию к этому процессу, что ведет к росту значимости инфор- мации — от высоких теорий до сводок о конъюнктуре рынка, а также выводит на первый план менеджмент всех уровней как один из основных видов деятельности. Подобные перемены в социально-экономической сфе- ре, положении человека в процессе производства не могут не быть связаны с изменениями в общественном сознании. На наших глазах происходит ломка старого и конституирова- ние нового. Процесс разрушения старых установок, идеалов и ценностей и постепенного становления новых, которые ни- чем не лучше и не хуже прежних, получил название состоя- ния постсовременности. В условиях новой социально-эконо- мической реальности старые правила игры в культуре уже не могут действовать, и человек вынужден изобретать новые. Информация давно перестала быть нейтральной. Это обо- юдоострое оружие, и значение его возрастает. Для личности характерно состояние тревоги и беспокойства за себя, своих родных, свое будущее, которое находит отражение в стрес- се принятия решений. Поставленный в ситуацию, когда от мгновенной реакции зависит его будущее, человек боится ошибиться. Границы мира расширились: компьютерные техноло- гии, Интернет позволяют говорить о возникновении новой реальности. Наряду с ее прогрессивными характеристика- ми, можно утверждать, что личность не всегда адекватно на нее реагирует. Одни хотят запретить компьютерные, сетевые игры, общение по Интернету, чаты и сайты, а другие готовы переселиться в новую виртуальную реальность, находя там все условия для своего интеллектуального развития. Однако новые информационные технологии, в значительной степе- ни обеспечивая дальнейшее развитие науки и техники, по- ставили перед человечеством самим фактом своего суще- ствования и ряд важных проблем. Общество постоянно изменяется. Обычный человек, как правило, не успевает осмыслить происходящие пере- мены, понять, что они означают, не говоря уже о том, что- бы своевременно и адекватно приспособиться к ним. Решая конкретные, чисто прагматические задачи, носящие в боль- шинстве своем сиюминутный характер, он оказывается не в состоянии решать смысложизненные вопросы, лишается ориентиров, более значимых, чем практическая выгода. Тем не менее перед каждым из нас остро стоит необходимость адекватного взаимодействия с другими людьми и обществен- ными институтами. В этих условиях с особой остротой встают вопросы нрав- ственного воспитания, привития подрастающему поколению гуманистических ценностей. Эта задача имеет еще большее значение, поскольку роль «воспитателя» детей и юношества в настоящее время взяла на себя индустрия развлечений, в том числе телевидение, компьютерные игры, которые, при- нося выгоду своим создателям, нередко пропагандируют же- стокость, цинизм, бессердечие, приучая видеть в других лю- дях всего лишь инструмент для достижения своих целей. Существование человека, лишенного моральных ориенти- ров, в обществе, где отсутствие таких ориентиров является нор- мой и даже расценивается как достоинство, не может не все- лять серьезных опасений. Тем не менее приходится признать, что на сегодняшний день это та цена, которую человечество платит за право войти в мир информационных технологий. Настало время подводить итоги, учиться на ошибках про- шлого во имя будущего. |
« Пред. |
---|