Первобытная культура |
Страница 5 из 10 К древним памятникам духовной культуры относятся по- гребения. Неандертальцы хоронили своих умерших сороди- чей. Существует несколько версий по этому поводу, 1. Многие ученые считают, что неандертальцы верили в то, что у них есть душа и она продолжает существовать после смерти (А. Бунсони, Г. Обермайер). 2. Другие с известной долей скептицизма относятся к подобным предположениям. По их мнению, неандерталь- цы верили не в душу, а в сверхъестественные свойства са- мого мертвого тела, поэтому и старались от него избавиться (М. Эберт). 3. Неандертальцы не понимали, что такое смерть, и про- должали заботиться о своих мертвых собратьях, как о живых (И. И. Скворцов-Степанов). 4. Самая практичная точка зрения: животные обычно дер- жатся подальше от гниющих тел сородичей (кроме случаев, когда поедают падаль). Отсюда и стремление неандертальцев закопать мертвые тела. Погребальный обряд синантропов (Рi1iесрп1iгоiiа iе- 1iпепаiа) являлся сложным и длительным процессом. Уче- ные предполагают, что сородичи спустя определенное время после смерти приносили тело (или только череп) в пещеру. Мозг изымался, после его сжигали на костре. Некоторые ис- следователи полагают, что огонь как бы возвращал умершего к Солнцу. Череп либо хранился, либо закапывался под очаг. Согласно существующим гипотезам, таким образом покой- ник якобы продолжал жить небесной и земной жизнью.2 Неандертальское погребение мустьерского типа (по Д. Ламберту) можно трактовать следующим образом. Тело умершего расположено в позе спящего: смерть древние люди могли рассматривать как крепкий сон, после которого воз- можно пробуждение. Покойник лежал по строго заданной оси восток — запад. Лицо обращено к югу, под головой — каменная подушка. В долгий путь соплеменники положили куски жареного мяса, каменные орудия, подстилку из лес- ного хвоща, цветы лекарственных растений. Относительно кремниевых камней мнения специалистов расходятся: одни рассматривают их как заготовки для будущих орудий, другие полагают, что они”необходимы для высекания огня. Помимо захоронений людей, к эпохе мустье относятся захоронения животных. В пещерах Драхенлох (Швейцария) обнаружены кости пещерного медведя, сложенные в свое- го рода каменные ящики. Кости не были просто брошены в ящик, их разложили в определенном порядке. Мнения ис- следователей на этот счет разделились. Это могли быть при- знаки тотемистических верований, охотничьей магии, культа медведя. Однако не исключено, что таким образом храни- лись запасы мяса. Кроме охоты и захоронений, следует от- метить изготовление орудий, обустройство жилища и другую трудовую деятельность. Примерно 40 тыс. лет назад сапиенсы начинают вытес- нять своих соседей (пресапиенсов). Вскоре последние пол- ностью исчезают с лица земли. Именно в это время, как по- лагают ученые, и возникают первые религиозные верования (хотя не исключено, что это произошло и раньше). Начина- ется период верхнего палеолита (около 40—18 тыс. лет на- зад). Исследователи (например, Л. С. Васильев) отмечают две новации, характерные для сапиенса верхнего палеолита. 1. Захоронения. Пещерные сапиенсы не просто хорони- ли своих умерших сородичей. Сапиенсы верхнего палеолита покрывали умерших слоем охры, давали им в последний путь украшения и предметы обихода. У них уже имелись пред- ставления о загробной жизни, которая представлялась им похожей на земную. Люди верили, будто мертвые способны причинить им добро или вред. 2. В начале верхнего палеолита возникают магические изображения в пещерной живописи. Сцены охоты нарисо- ваны для того, чтобы реальная охота оказалась удачной. Дру- гой тип изображений, характерных для наскальной живопи- си, — люди-звери или же люди, одетые в звериные шкуры. Не исключено, что это говорит о вере в тесную связь, суще- ствующую между людьми и животными. Ранняя первобытная община была коммуной. Многие исследователи полагают, что у поздних палеоантропов суще- ствовал обычай заботиться о членах своей общины. Древние люди могли уже осознать себя, как отдельную от племени особь, атакже свою общность с другими сородичами. Рассмо- трим в качестве примера захоронение, известное как Шани- дар 1. Человеческие останки свидетельствуют, что умерший был очень стар: около 40 лет, что по тем временам считалось глубокой старостью. Он страдал артритом, у него сохранилась только одна рука. Совершенно очевидно, что инвалид не мог приносить свою долю добычи в сообщество. Тем не менее, несмотря на увечья, он прожил определенное время и не был убит или изгнан сородичами. Это свидетельствует о наличии определенных прав и обязанностей в первобытной общине, а также чувств и эмоций у первобытных людей. «Самой важ- ной в раннепервобытной общине была норма поведения, обя- зывавшая каждого из ее членов делиться продуктами, прежде всего пищей, со всеми остальными ее членами»1. На позднемустьерской стоянке в Ла Феррасси (позд- ние палеоантропы) найден камень с явными признаками красных пятен. В Ле Мустье обнаружена плитка со следами красной краски. Есть предположения, что это изображения животных, а красные пятна — раны. Некоторые исследова- тели полагают, что найденные памятники представляют инс- ценировки охоты, которые со временем превратились в об- ряд. Другие ученые считают, что сам факт изображения ран на теле животного говорит о факте возникновения изобра- зительного искусства. |
« Пред. |
---|