Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Первобытная культура

Оглавление
Первобытная культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

К древним памятникам духовной культуры относятся по- гребения.  Неандертальцы  хоронили своих умерших сороди- чей. Существует несколько версий по этому поводу,
1. Многие ученые считают, что неандертальцы  верили в то, что у них есть душа и она продолжает существовать после смерти (А. Бунсони,  Г. Обермайер).
2. Другие с известной  долей  скептицизма  относятся  к подобным  предположениям. По их мнению,  неандерталь- цы верили  не в душу, а в сверхъестественные  свойства са- мого мертвого тела, поэтому и старались от него избавиться (М. Эберт).
3. Неандертальцы  не понимали, что такое смерть, и про- должали заботиться о своих мертвых собратьях, как о живых (И. И. Скворцов-Степанов).
4. Самая практичная точка зрения: животные обычно дер- жатся подальше от гниющих тел сородичей  (кроме  случаев, когда поедают падаль). Отсюда  и стремление неандертальцев закопать мертвые тела.
Погребальный  обряд синантропов  (Рi1iесрп1iгоiiа iе-
1iпепаiа) являлся  сложным  и длительным  процессом.  Уче- ные предполагают, что сородичи спустя определенное время после смерти приносили  тело (или только череп) в пещеру. Мозг изымался, после его сжигали на костре. Некоторые ис- следователи полагают, что огонь как бы возвращал умершего к Солнцу. Череп либо хранился, либо закапывался под очаг. Согласно существующим гипотезам, таким образом покой- ник якобы продолжал жить небесной и земной жизнью.2

Неандертальское  погребение  мустьерского типа  (по  Д. Ламберту) можно  трактовать следующим образом. Тело умершего расположено в позе спящего: смерть древние люди могли рассматривать как крепкий сон, после  которого воз- можно  пробуждение. Покойник лежал  по строго  заданной оси  восток  — запад.  Лицо обращено к югу, под головой  — каменная подушка. В долгий путь соплеменники положили куски  жареного мяса, каменные орудия, подстилку из лес- ного хвоща, цветы  лекарственных растений. Относительно кремниевых камней мнения специалистов расходятся: одни рассматривают их как заготовки для будущих орудий, другие полагают, что они”необходимы для высекания огня.
Помимо захоронений людей, к эпохе  мустье  относятся захоронения животных. В пещерах Драхенлох  (Швейцария) обнаружены кости  пещерного медведя, сложенные в свое- го рода каменные ящики. Кости  не были просто  брошены в ящик, их разложили в определенном порядке. Мнения ис- следователей на этот счет разделились. Это могли быть при- знаки тотемистических верований, охотничьей магии, культа медведя.  Однако не исключено, что таким  образом храни- лись запасы  мяса.  Кроме охоты и захоронений, следует от- метить изготовление орудий, обустройство жилища и другую трудовую  деятельность.
Примерно 40 тыс.  лет назад  сапиенсы начинают вытес- нять своих соседей  (пресапиенсов). Вскоре  последние пол- ностью исчезают  с лица земли.  Именно в это время, как по- лагают ученые, и возникают первые  религиозные верования (хотя не исключено, что это произошло и раньше). Начина- ется  период  верхнего  палеолита (около 40—18 тыс.  лет на- зад).
Исследователи (например, Л. С. Васильев) отмечают две новации, характерные для сапиенса верхнего  палеолита.
1. Захоронения. Пещерные сапиенсы не просто хорони- ли своих умерших сородичей. Сапиенсы верхнего  палеолита покрывали умерших слоем охры, давали им в последний путь
украшения  и предметы обихода.  У них уже имелись  пред- ставления  о загробной  жизни,  которая  представлялась  им похожей на земную. Люди  верили,  будто мертвые способны причинить им добро или вред.
2.  В начале  верхнего  палеолита  возникают  магические изображения  в пещерной  живописи.  Сцены охоты нарисо- ваны для того, чтобы реальная охота оказалась удачной. Дру- гой тип изображений, характерных для наскальной живопи- си, — люди-звери или же люди, одетые в звериные  шкуры. Не исключено,  что это говорит о вере в тесную связь, суще- ствующую между людьми и животными.
Ранняя первобытная  община  была коммуной.  Многие исследователи полагают, что у поздних палеоантропов  суще- ствовал обычай заботиться о членах своей общины. Древние люди  могли уже осознать  себя,  как отдельную от племени особь, атакже свою общность с другими сородичами. Рассмо- трим в качестве примера захоронение,  известное как Шани- дар 1. Человеческие  останки  свидетельствуют,  что умерший был очень стар: около 40 лет, что по тем временам считалось глубокой старостью. Он страдал артритом, у него сохранилась только одна рука. Совершенно очевидно, что инвалид не мог приносить  свою долю добычи в сообщество.  Тем не менее, несмотря на увечья, он прожил определенное время и не был убит или изгнан сородичами.  Это свидетельствует о наличии определенных прав и обязанностей  в первобытной  общине, а также чувств и эмоций у первобытных людей. «Самой важ- ной в раннепервобытной общине была норма поведения, обя- зывавшая каждого из ее членов делиться продуктами, прежде всего пищей, со всеми остальными ее членами»1.
На  позднемустьерской   стоянке  в Ла Феррасси  (позд- ние палеоантропы)  найден  камень  с явными  признаками красных пятен.  В Ле Мустье обнаружена плитка со следами
красной краски. Есть предположения, что это изображения животных, а красные пятна — раны. Некоторые  исследова- тели полагают, что найденные памятники  представляют инс- ценировки  охоты, которые со временем превратились в об- ряд. Другие ученые считают, что сам факт изображения  ран на теле животного говорит о факте возникновения изобра- зительного  искусства.


 
« Пред.
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru