Первобытная культура |
Страница 8 из 10 Как и его предки, обезьяны, древний человек зависел от сил природы. Однако его главным отличием от животных было то, что он умел устанавливать связи между различными явлениями, которые носили скорее эмоциональный, фанта- стический, а не логический характер. Анализируя проблемы первобытной культуры, Л. Леви-Брюль отмечает несколько важных обстоятельств. 1. Для сознания первовобытного человека не существует «чисто физического факта» — в том значении, которое мы придаем этому слову, его мышление является в своей осно- ве мистическим. 2. В восприятии первобытного человека объект представ- ляет собой единое целое, не расчленяется, скажем, на тело и душу. 3. В восприятии первобытных людей большое значение имеют коллективные представления, на которое накладыва- ется мистический отпечаток. 4. В мышлении первобытного человека на первый план выступают мистические свойства и отношения, которые не даны в опыте. Для характеристики первобытного мышления Леви- Брюль вводит термин «пралогическое». Одной из важней- ших черт пралогического мышления является то, что оно не боится противоречий и относится к ним с безразличи- ем. В первобытном мышлении нет абсолютно четкого раз- личия между субъектом и объектом. Происходящее внутри первобытного человека и вне него представляет собой не- разрывную целостность. Члены сообщества осознавали свое единство друг с другом, что выражалось в тотемизме. Перво- бытные люди верили, что они связаны с определенным жи- вотным или видом растений. Эта вера — основа возникно- вения тотемизма. Группа кровных родственников, которую можно назвать тотемной, образовывала род. Тотемизм яв- лялся основной формой религии подобной родовой группы (рода). Как правило, она называлась по имени своего тотема (животного или растения). Тотемизм сыграл важную роль в развитии первобытного общества. Его возникновение тесно связано с хозяйствен- ной деятельностью первобытного человека — собиратель- ством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом покло- нения. На первых этапах развития тотемизма такое по- клонение не исключало, а даже предполагало употребле- ние тотемных животных и растений в пищу1. Со временем происходило размежевание между различными тотемными группами. Формируется трайбализм: нормы, традиции и обычаи распространяются только на жителей деревни, но не на чужаков. Не менее важную роль сыграло табу, тесно связанное с верой в тотемы. В первую очередь запрет налагался на браки между близкими родственниками. Кроме того, существова- ли и другие табу. В сущности, они представляли собой ком- плекс правил, согласно которым жили первобытные люди. Табу распространялись на еду, жилище, нормы поведения и т. д. Анимистические представления (вера в духов) возника- ют, по всей видимости, еще до появления тотемизма. Термин «анимизм» происходит от латинского апiша — душа. Осно- вателем теории анимизма был английский исследователь Э. Б. Тайлор. Его теория состоит в следующем. Размышляя над такими явлениями, как, например, сновидения, перво- бытный человек приходил к выводу, что существует душа, которая может быть отделена от тела. Различные предметы и природные явления, в окружении которых жил человек, также наделялись духами, которые могли как помогать лю- дям, так и вредить им. Другая предпосылка возникновения анимизма, по мнению Тайлора, состоит в том, что перво- бытный человек видел в предметах и явлениях окружающего мира нечто, похожее на себя. Дикарь полагал, что раз у него самого есть душа, значит, она должна быть и у всего осталь- ного, что окружает его. Между анимизмом и тотемизмом существовали значи- тельные различия. У каждого племени был свой тотем. Од- нако Солнце, Луна, силы и явления природы существова- ли для всех. Первобытный человек полагал, что все имеет душу — от молнии и грома до реки или большого дерева. Од- новременно с тотемизмом и анимизмом формируется магия (от гр. шааеiа — колдовство). Первобытный человек создавал амулеты и талисманы, идолов. Нередко иметь дело с этими магическими предметами мог только колдун. Первобытные люди нередко обходились с фетишем без особых церемо- ний. Если, несмотря на настойчивое напоминание, фетиш не приносил желаемых результатов, его жестоко наказыва- ли, как если бы речь шла о провинившемся живом человеке. |
« Пред. |
---|