Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Первобытная культура

Оглавление
Первобытная культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

Как и его предки,  обезьяны,  древний человек зависел от сил природы.  Однако его главным  отличием  от животных было то, что он умел устанавливать связи между различными явлениями, которые носили скорее эмоциональный, фанта- стический,  а не логический характер. Анализируя проблемы первобытной  культуры, Л. Леви-Брюль отмечает несколько важных  обстоятельств.
1. Для сознания  первовобытного человека не существует
«чисто физического  факта» — в том значении,  которое мы придаем этому слову, его мышление является в своей осно- ве мистическим.
2. В восприятии первобытного человека объект представ- ляет собой единое целое, не расчленяется,  скажем,  на тело и душу.
3. В восприятии  первобытных людей большое значение имеют коллективные представления,  на которое накладыва- ется мистический  отпечаток.
4. В мышлении первобытного человека на первый план выступают мистические свойства  и отношения, которые не даны в опыте.
Для характеристики первобытного мышления Леви- Брюль  вводит  термин «пралогическое». Одной  из  важней- ших  черт  пралогического мышления является то, что  оно не  боится  противоречий и относится к ним  с безразличи- ем.  В первобытном мышлении нет абсолютно четкого  раз- личия  между субъектом и объектом. Происходящее внутри первобытного человека и вне  него  представляет собой  не- разрывную целостность. Члены сообщества осознавали свое единство друг с другом, что выражалось в тотемизме. Перво- бытные  люди верили, что они связаны с определенным жи- вотным  или видом растений. Эта вера — основа  возникно- вения  тотемизма. Группа  кровных родственников, которую можно  назвать  тотемной, образовывала род.  Тотемизм яв- лялся  основной формой религии подобной родовой группы (рода).  Как правило, она называлась по имени своего тотема (животного или растения).
Тотемизм сыграл  важную  роль в развитии первобытного общества. Его возникновение тесно  связано с хозяйствен- ной  деятельностью первобытного  человека — собиратель- ством  и  охотой.   Животные и  растения,  дававшие людям возможность существовать, становились  объектом покло- нения.  На  первых  этапах  развития  тотемизма такое   по- клонение не  исключало,  а даже  предполагало употребле- ние  тотемных животных и растений в пищу1.  Со временем происходило размежевание между различными тотемными группами. Формируется трайбализм: нормы, традиции и обычаи  распространяются только  на  жителей  деревни, но не  на чужаков.
Не  менее  важную  роль  сыграло  табу, тесно  связанное с верой в тотемы.  В первую очередь запрет налагался на браки между близкими  родственниками. Кроме того, существова- ли и другие табу. В сущности, они представляли собой ком- плекс правил,  согласно которым жили первобытные люди. Табу распространялись  на еду, жилище,  нормы  поведения и т. д.
Анимистические  представления  (вера в духов) возника- ют, по всей видимости, еще до появления тотемизма. Термин
«анимизм» происходит от латинского апiша — душа. Осно- вателем теории  анимизма  был  английский  исследователь Э. Б. Тайлор. Его теория состоит в следующем. Размышляя над такими явлениями, как, например, сновидения,  перво- бытный  человек  приходил  к выводу,  что существует душа, которая  может быть отделена от тела. Различные  предметы и природные  явления,  в окружении  которых жил человек, также наделялись духами, которые могли как помогать лю- дям, так и вредить им. Другая предпосылка возникновения анимизма,  по мнению Тайлора,  состоит в том, что перво- бытный человек видел в предметах и явлениях окружающего мира нечто, похожее на себя. Дикарь полагал, что раз у него самого есть душа, значит, она должна быть и у всего осталь- ного, что окружает его.
Между анимизмом  и тотемизмом  существовали  значи- тельные различия.  У каждого племени был свой тотем. Од- нако Солнце,  Луна,  силы и явления  природы существова- ли для всех. Первобытный человек полагал,  что все имеет душу — от молнии и грома до реки или большого дерева. Од- новременно с тотемизмом и анимизмом формируется магия (от гр. шааеiа — колдовство). Первобытный человек создавал амулеты и талисманы, идолов. Нередко иметь дело с этими магическими предметами мог только колдун. Первобытные  люди  нередко  обходились  с фетишем  без особых  церемо- ний. Если, несмотря на настойчивое напоминание, фетиш не приносил  желаемых результатов,  его жестоко наказыва- ли, как если бы речь шла о провинившемся живом человеке.


 
« Пред.
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru