Лекция первобытная культура |
Страница 7 из 8 Результаты анализа древнейшей изобразительной деятельности по- зволили советскому ученому А.Д. Столяру сделать вывод, что «между конкретно-образным и абстрактным типами мышления как бы сами собой возникают первые контуры образно-абстрактного типа мышле- ния, переходного по своему характеру, оправданного как логикой раз- вития, так и фактами». Существенно то, что изобразительная деятель- ность да ля впяможнп^ть гпнершить переход от конкретно-образного к дбгтрак-типму тиру мышления. Не менее яа.жнп и то, что в основе этого перехода лежит принцип пропорции, принцип равного изменения и геометрического подобия, который является одновременно и принци- пом природы, и принципом познания и творчества. Ведь принцип про- порции в форме золотого сечения или принцип золотой пропорции играет немалую роль в науке, искусстве и архитектуре. Вопрос о происхождении искуггггня до сих пор решается НРПТТНПЯНЯЧ- ^о.Так, имеется магическая концепция происхождения искусства, соглас- но которой истоком искусства являются магические верования и обряды. На наш взгляд, изложенный выше материал позволяет сделать вывод в пользу следующей концепции, приведенной отечественным ученым Д. Угриновичем в его книге «Искусство и религия»: «Хотя искусство и религия порождены принципиально различными социальными потреб- ностями, возникли они в одно время и реализовались первоначально в единой нерасчлененной системе духовно-практической деятельности, ко- торую представлял собой первобытный мифологический обрядовый ком- плекс». Существенно то, что источником эстетического отношения к миру, сконцентрированного в изобразительной деятельности, танцах, му- зыке и прочих видах искусства, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельная звуковая речь — форма выражения логического понятийного мышления, но общение может осуществляться посредством рисунка, жеста и пения, зачастую выступающих элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важ- ный эмпирический факт, что искусство представляет собой суггестивную форму существования социально значимой и циркулирующей в общест- ве информации, систему эстетических ценностей. Этот факт играл ко- лоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива: ин- формация, выраженная в системе эстетических кодов, была необходи- ма для совершения практических коллективных действий, обеспечива- ющих, в конечном счете, существование племени. Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. Оказывается, в отличие от других органов человеческого организма, которые функционируют рит- мично, мозг может осуществлять свои высшие функции, выходя за пределы ритмов организма. Для глубокого постижения мира, для выработки абстракций мозг нацелен не на физиологические ритмы, а на динамику отражения окружающего мира. Возникает аритмия, вызывающая уста- лость у человека. Чтобы ее снять, необходим отдых, перерыв в умственной деятельности, т.е. необходимо возвращение к нарушенным ритмам орга- низма. Аналогично происходит на последней стадии антропогенеза, с мо- мента появления «человека разумного». «Под воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, — пишет Я.Я. Ро- гинский, — не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искус- ством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов — ритмы танцев, звуков, линий, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве — оберегал отд^ренапряжений и срывов мыслящий мозг». Традиционное родо-племенное искусство в силу своей синкретич- ности (оно переплетается со всеми иными аспектами культуры — ми- фологией, религией, обрядом и пр.) является полифункциональным. Прежде всего оно, наряду с другими формами (или сферами) культуры, представляет собой воплощение и выражение общих, устоявшихся представлений данного общества, т.е. выполняет идеологическую функцию. В основе произведений искусства дописьменной и особенно пред- письменной эпохи лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря этому качеству первобытное и традиционное искусство эффективно выполняет различные социальные функции. Ритуальные маски, стату- этки, нательные и наскальные рисунки и другие изобразительные формы и художественные предметы, используемые при совершении обрядов инициации, так же как игры, танцы, театрализованные пред- ставления, составляют «одну из связей, соединяющих различные поко- ления и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род» (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного и традиционного искусства, его условный изобразительный язык, идео- пластические формы призваны выражать сложные идеи и понятия, которые невозможно воспроизвести натурально В первобытном и традиционном искусстве социальные функции тесно переплетаются с магико-религиозными: статуэтки — вместилища душ умерших, предназначенные для культа предков, играют опреде- ленную социальную роль. Ведь они отражают реально существующую структуру общества, ибо иерархия в царстве духов соответствует зем- ной. Синкретизм этого искусства, нерасчлененность его магико-рели- гиозных, социально-политических и иных функций отражает нерас- члененность этих аспектов в реальной жизни архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между статуями предков, различны- ми фетишами, масками, так как и те и другие наделены сверхъестест- венной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат предме- том поклонения. Первобытный и традиционный религиозно-художественный комплекс можно рассматривать как гипотетическую картину миро- здания, удовлетворяющую человека своей законченностью и полно- той, т.е. речь идет о его познавательной функции. Различного рода магия имеет целью воздействие на определенный объект, в случае охотничьей магии — овладение животным. В процессе магических действий человек воссоздает образ, предстоящий его мысленному взору, что само по себе является актом абстрагирования. Рука помо- гает мысли, образ фиксируется, становится доступным восприятию, исследованию в изобразительном искусстве. Изображение дает воз- можность группировать предметы, акцентировать детали, выявляя назначение, сущность того или иного предмета. Это — особенная форма познания, отличающаяся от собственно научного познания уже тем, что «истины от искусства» даны нам в непосредственном восприятии, связаны с аффективными актами человеческого духа. Завершая данную лекцию, необходимо отметить следующее/ Впер- вобытном обществе функционирует триада — родовой строй. миф_и 'нзд^разите^ьная деятельность. С разложением первобытногообщества и появлением классовогообгцества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия и письменность,_происходит смена мифа "рёлигиёиГвключаюТцёй в себя моральный момент. Однако во всех рели- гиозных системах, рожденных мифами каменного века, сохраняется комплекс основных идей древнейшего мифа. Так, идея бессмертия души восходит к самому древнему в истории человечества сюжету о жизни и смерти, запечатленному в росписях палеолитической пещеры Ляско. В целом можно сказать, что первобытнообщинная социокуль- турная система характеризуется, насколько об этом можно судить на современном уровне знания, поразительной однородностью социаль- ных структур, одним и тем же набором типов деятельности, высокой степенью «похожести» в плане духовной культуры различных челове- ческих отношений. С разложением же первобытного общества начина- ется процесс многолинейного развития мировой истории, появляется разнообразие социокультурных систем, с чем мы и столкнемся в следу- ющих лекциях. |
След. » |
---|