Лекция первобытная культура |
Страница 4 из 8 I Альфой и омегой мифолого-сакрального мировоззрения, присуще- го первобытным, архаическим обществам, выступает ритуалу Сквозь его призму рассматриваются природа и социальное бытие, дается оцен- ка поступков и действий людей, а также разнообразных явлений окру- жающего мира. Ведь ритуал переживается как непосредственная дан- ность, он актуализирует глубинные смыслы человеческого существова- ния.(Ритуал — основное средство обновления мира, чтобы обеспечить непрерывность его существования и тем самым гарантировать выжива- ние коллектива в экстремальных условиях. Главное здесь в том, что в основе ритуальной человеческой деятельности лежит принцип подра- жания явлениям природы — они воспроизводились путем соответству- ющих ритуальных символических эквивалентов. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духов- но-религиозная и общественная деятельность. Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритма- ми. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общест- ва ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритма^шДв эпоху архаики человек «схватывал» беспредельную диа- лектику, логику развития космоса в силу обобщения опыта практики и социальной жизни как высшей формы проявления закономерностей космоса. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопе- ние и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост растения, соединиться с божеством. Посто- янное психическое напряжение, вызванное неопределенностью судь- бы, отношения к врагу или божеству, приводило к специфическому двигательному побуждению, которое и находило выход в танце. Тан- цующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей, например, танец шамана должен был обеспечить контакт с духом болезни, танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец должен был усилить чувство силы и солидарности членов племени. I В целом немаловажно то, что в ритуале участвовали все члены кол- лектива он активизировал все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и переживания мира — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыс- лительных возможностей индивида благодаря внутриритуальным дей- ствиям и соответствующим им знаковым протосистемам, из которых позже возникают искусство, философия и наука как институциализи- рованное умозрение-] Известно, что содержание культуры представляет собой продукт творческой деятельности человека в своих различных проявлениях, что всякого рода деятельность формирует систему поведения и вместе с тем организуется этой системой. Следовательно, культура в целом может быть описана и в терминах этологии1. Многообразная система поведения человека своей парадоксальностью выделила его из окружа- ющего мира, позволила ему выйти из состояния полной подчиненности природе и создать универсальный динамический канон своего бытия, учитывающий его биологический, социальный и идеологический ас- пекты. Из трудов по этологии животных и человека известно, какую существенную роль играет поведение в формировании и развитии ри- туалов. Сама система ритуалов в значительной степени воспроизводит в модифицированной форме на определенном языке систему поведения. Эта этологическая система порождает систему мифа как некую универ- сальную систему, определяющую ориентацию человека в природе и обществе. В системе мифа закрепляются и регламентируются пред- ставления человека об окружающем мире, затрагиваются фундамен- тальные проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. То- карев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира» следующее о мифе: «неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие аб- страктных понятий, чувственно-конкретный характер, метафорич- ность, эмоциональность — эти и другие особенности первобытного мышления превращают миф в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с тем, что само мышление осуществляется благодаря использованию за- фиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо от мифотворческого восприятия пространства, времени, причинности с его слитностью субъекта и объекта. У Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наибо- лее значительны две главные функции древнего мифа — освоение про- странства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на овладение пространством и временем и их преодоление. Ведь не слу- чайно представления о пространстве и времени впервые выражены в ¦сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек Покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изо- <бражениями, он в своем мифологическом сознании осваивал простран- ство и время. |
След. » |
---|