Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Лекция первобытная культура

Оглавление
Лекция первобытная культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

I Альфой и омегой мифолого-сакрального мировоззрения, присуще-
го первобытным, архаическим обществам, выступает ритуалу Сквозь
его призму рассматриваются природа и социальное бытие, дается оцен-
ка поступков и действий людей, а также разнообразных явлений окру-
жающего мира. Ведь ритуал переживается как непосредственная дан-
ность, он актуализирует глубинные смыслы человеческого существова-
ния.(Ритуал — основное средство обновления мира, чтобы обеспечить
непрерывность его существования и тем самым гарантировать выжива-
ние коллектива в экстремальных условиях. Главное здесь в том, что в
основе ритуальной человеческой деятельности лежит принцип подра-
жания явлениям природы — они воспроизводились путем соответству-
ющих ритуальных символических эквивалентов. Ритуал выступал в
первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека
и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из
него впоследствии развились производственно-экономическая, духов-
но-религиозная и общественная деятельность.
Существенно то, что ритуал несет информацию о закономерностях
природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритма-
ми. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общест-
ва ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими
ритма^шДв эпоху архаики человек «схватывал» беспредельную диа-
лектику, логику развития космоса в силу обобщения опыта практики и
социальной жизни как высшей формы проявления закономерностей
космоса. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопе-
ние и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы,
чтобы вызвать дождь, рост растения, соединиться с божеством. Посто-
янное психическое напряжение, вызванное неопределенностью судь-
бы, отношения к врагу или божеству, приводило к специфическому
двигательному побуждению, которое и находило выход в танце. Тан-
цующие участники ритуала были воодушевлены сознанием своих
задач и целей, например, танец шамана должен был обеспечить контакт
с духом болезни, танец в честь тотемов должен был принести роду
благополучие, воинский танец должен был усилить чувство силы и
солидарности членов племени.
I В целом немаловажно то, что в ритуале участвовали все члены кол-
лектива он активизировал все находящиеся в распоряжении человека
средства восприятия и переживания мира — зрение, слух, обоняние,
осязание, вкус и пр. В ритуале происходит социализация чувств и мыс-
лительных возможностей индивида благодаря внутриритуальным дей-
ствиям и соответствующим им знаковым протосистемам, из которых
позже возникают искусство, философия и наука как институциализи-
рованное умозрение-]
Известно, что содержание культуры представляет собой продукт
творческой деятельности человека в своих различных проявлениях,
что всякого рода деятельность формирует систему поведения и вместе
с тем организуется этой системой. Следовательно, культура в целом
может быть описана и в терминах этологии1. Многообразная система
поведения человека своей парадоксальностью выделила его из окружа-
ющего мира, позволила ему выйти из состояния полной подчиненности
природе и создать универсальный динамический канон своего бытия,
учитывающий его биологический, социальный и идеологический ас-
пекты. Из трудов по этологии животных и человека известно, какую
существенную роль играет поведение в формировании и развитии ри-
туалов.
Сама система ритуалов в значительной степени воспроизводит в
модифицированной форме на определенном языке систему поведения.
Эта этологическая система порождает систему мифа как некую универ-
сальную систему, определяющую ориентацию человека в природе и
обществе. В системе мифа закрепляются и регламентируются пред-
ставления человека об окружающем мире, затрагиваются фундамен-
тальные проблемы мироздания. Отечественные исследователи С. То-
карев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира» следующее о
мифе: «неспособность провести различие между естественным и
сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие аб-
страктных понятий, чувственно-конкретный характер, метафорич-
ность, эмоциональность — эти и другие особенности первобытного
мышления превращают миф в очень своеобразную символическую
(знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался
весь мир». Указанные особенности архаического мышления связаны с
тем, что само мышление осуществляется благодаря использованию за-
фиксированного в памяти человека знания, которое неотъемлемо от
мифотворческого восприятия пространства, времени, причинности с
его слитностью субъекта и объекта.
У Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах
свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей
эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наибо-
лее значительны две главные функции древнего мифа — освоение про-
странства и времени. Это значит, что с самого начала существования
культуры ее содержание определяется мифом, который органически
связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на
овладение пространством и временем и их преодоление. Ведь не слу-
чайно представления о пространстве и времени впервые выражены в
¦сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек
Покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изо-
<бражениями, он в своем мифологическом сознании осваивал простран-
ство и время.


 
След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Случайное | И день – любой. И в нем – любое.
И... >>

 
Новое царство | Что было до? Скорее, да?
Скорее, нет. Скорее, анти.
Отсутствие... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru