Лекция первобытная культура |
Страница 6 из 8 (Особую роль в деятельности шамана играет методика магического транса, традиционно это психическое состояние понимали как форму одержимости демоном, который подчинил шамана своей воле. Транс — это способ «путешествия души» шамана в потусторонний мир, и в нем неправомерно усматривать лишь замаскированный обман и невежест- во. В настоящее время появились свидетельства, позволяющие понять магический транс как своеобразную форму человеческого существова- ния] Во-первых, ученики М. Харнера, организовавшего в США школу шаманов, утверждают, что во время транса они переживали связные и красочные картины «иного мира», в котором душа якобы «свободно витала». Во-вторых, есть сообщения ряда людей о том, что они пережи- вали (во время болезни, под действием лекарств, музыки или танца) переход в «иные состояния сознания». И в-третьих, имеются отчеты исследователей о так называемых паранормальных феноменах, кото- рые говорят о способности некоторых людей к телепатии, ясновиде- нию, биолокации и т.д.1 В рамках этих концепций принято считать, что шаман способен к экстрасенсорному восприятию, его способности раз- виты до необычных пределов. (В ходе специального обучения шаман приобретает мистический опвгт, позволяющий ему совершать экстатические «путешествия» с Земли на Небо или с Земли в Преисподнюю. Ему известна тайна про- рыва уровней реальности, представляемой в архаическом сознании трехэтажной — Небо, Земля и Преисподняя. Эти три космические зоны Не все разделяют эту точку зрения. соединены между собой центральной осью (ее образами являются Ми- ровой столб, Небесная колонна, Мировое дерево, Мост, Лестница и т.д.). Только шаман может духовно «путешествовать» по всем этим космическим зонам, вести борьбу со злыми духами и демонами в пре- исподней и передавать небесным богам просьбы и приношения своих соплеменников^ Главное здесь в том, что шаман осваивает космологию, мифологию и магию своего племени, чтобы использовать их в качестве своеобраз- ных карт для мистического «путешествия» в «иные» миры. Результаты этого находят практическое приложение в жизнедеятельности племе- ни, дают возможность решать различные реальные проблемы, имею- щие значение для существования племени. Есть удовлетворительное объяснение, согласно которому шаман решает эффективно эти пробле- мы не при помощи оперирования понятиями и словами, а посредством манипулирования образами памяти. Скажем, он должен ответить на вопрос, куда делись стада диких оленей, на которых охотится племя. На этот факт в реальности влияет множество факторов: состояние трав на пастбищах, направление и сила ветра, температура и т.д. Здесь слиш- ком много неизвестных причин, чтобы обычный человек мог ответить на этот вопрос. К тому же не все «переменные» можно даже зафиксиро- вать, в то же время все они содержатся на уровне подсознания в виде образов. Адепты мистицизма считают, что только шаман может в своем «путешествии» в глубь подсознания достигнуть этих образов. Во время камлания их селекция, ассоциация совершается моментально — так как это образная, а не вербальная память. В итоге камлания шаман может сделать, скажем, такой интуитивный вывод: «Вижу оленей в долине на востоке». 'Необходимо учитывать, что шаман в своей ритуальной деятельнос- ти синтезирует целостную модель мира, сформированную в рамках архаических культур, и дает возможность древним коллективам ориен- тироваться в окружающем мире и решать свои насущные проблемы1. Зачастую шаман является хранителем всей коллективной памяти, т.е. мифологии и эпоса, изобретателем музыкальных инструментов, знаха- рем, художником и певцом. Он же следит за календарем и фиксирует первые астрономические сведения. Особая связь существует между шаманизмом, культом огня и обработкой металлов, в которой издавна усматривали магические элементы. Гипнотическое искусство шамана в дополнение к выполняемым им функциям обеспечивают ему высокий авторитет, дающий возможность порой объединять в себе власть шама- на и вождя. В целом можно сказать, что шаманизм представляет собой смесь реальных знаний и умений, фантазии, некритической веры, спонтан- ных реакций, примитивных заблуждений, иллюзионистского и гипно- тического искусства и многого другого. И нет ничего удивительного, что шаманизм вошел в качестве одного из фундаментальных элементов во многие культуры мира, что имеются многообразные связи между шаманизмом и исламом, христианством, иудаизмом, индуизмом, буд- дизмом и даосизмом. Именно шаманизм как архаическая система веро- вания выполняет в первобытных, архаических культурах вполне опре- деленные социальное функции, обусловленные условиями бытия пер- вобытного _____человека^. Ведь окружающий человека мир в процессе его предметно-чувственного освоения опосредован «миром» символов, символической деятельностью, которые на ранних этапах развития об- щества проявляются в формах тотемизма, анимизма, магии, шаманиз- ма и религии в силу низкого уровня производительных сил и неразви- тости общественных отношений. Вполне понятен вывод современной психологии, что у первобытно- го человека не быля развита способность^ рефлексии. Под последней понимается высокая форма теоретической мысли, самопознания, по- стижения божественности бытия, которые были выработаны в древне- греческой философии (от Сократа, Платона и Аристотеля до Плотина и неоплатоников).! Понятие рефлексии не приложимо к мышлению человека каменного века. Однако это мышление создало изобразитель- ное творчество — механизм, регулирующий не только поведение чело- века, но и развивающий способность к связной речи, графической дея- тельности, обобщению и образно-символическому отражению мира^. Благодаря этому человек осознает свою сопричастность окружающему миру и находит свое место в нем. Изобразительное творчество — вер- шина первоначальной синтетической деятельности человека, «схваты- вающего» законы окружающего мира. [Эта изобразительная деятельность представляет собой весьма сложную и глубоко специфическую форму «удвоения» мира в услови- ях древнекаменного века, когда окружающая среда постигалась при помощи символического использования объема, линии и цвета. Нужно отметить, что наукой до сих пор не решен окончательно вопрос о про- исхождении изобразительной деятельности человека, о путях ее воз- никновения. Имеется достаточно интересная и заслуживающая внима- ния гипотеза, основанная на анализе так называемых «медвежьих пещер», где находились оставленные неандертальцами черепа и конеч- ности медведя, что указывает на изобразительную природу, на симво- лический характер этих комплексов. Развитие изобразительной дея- тельности в этом случае идет по схеме: от натурального макета живот- ного через скульптуру, передававшую образ зверя, к плоскостным ри- сункам на глине, соответствующих образно-абстрактному аспекту пер- вобытного мышления. В этом случае прослеживается связь изобрази- тельной деятельности с ритуалом, с его первичной формой — погре- бальным обрядом. |
След. » |
---|