Лекция первобытная культура |
Страница 3 из 8 Имеются социокультурные системы, которые находятся в изоля- ции и постоянно воспроизводят свое первоначальное устройство. Это гомогенные системы, т.е. такие, где нет аксиологического плюрализма (культурная гомогенность) и нет социальных групп с различными ин- тересами (социальная гомогенность). В этих системах недифференци- рованные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие этого плюрализма блокирует формирование новых интересов. Такой процесс консервирует целостную социокультурную систему. Между гетерогенной системой, характерной для европейского круга культур, и гомогенной системой, типичной для первобытных культур, находится большая группа промежуточных социокультурных систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и император- ский Китай. С первой системой их связывает дифференциация интере- сов отдельных социальных групп, переходящих в определенных случа- ях в открытый антагонизм, с другой — существование монолитной, повсеместно принятой совокупности основных ценностей. О промеж- уточных социокультурных системах можно сказать, что они гомогенны культурно, но гетерогенны социально, и поэтому социальный плюра- лизм дополняется культурной однородностью1. Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей систем- ной структуры. Эта система при отсутствии действия внешних факто- ров не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя пе- риодически ритуалы обновления, позволяющие устранить накапли- вающиеся напряжения, и регенерируя свой социальный состав при помощи церемоний инициации. Описания и анализ первобытной куль- туры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размно- жение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотни- ка была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой 1 этими тремя основными функциями человеческого поведения. Именно в этих рамках человек, чье информационное развитие (восприятие ор- ганами чувств различных раздражителей, оценка и использование их) было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенство- вал свое поведение^Другой особенностью первобытной культуры явля- ется ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. Дей- ствительно, фундаментальная черта этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным живот- ным. Такого рода идентификация является выражением факта неспо- собности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда — живот- ных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магичес- кими средствами^ Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на осно- ве концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он имплицитно со- держал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры. |Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важ- нейшего механизма контроля и регулирования социальных отноше- ний. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллекти- ве, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкос- новенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени^Некоторые вещи, в том числе и пища, при- надлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер, Л.С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях. К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. На последний момент нужно обратить особое внимание, ибо с ним связаны явления альтернативности и многовари- антности в мировой истории и многообразия культур. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохра- нения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономи- ческой сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы кото- рой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной детерминации нормы поведения становятся внутренними по- будительными стимулами жизнедеятельности людей, превращаются в стереотипы поведения.(Этот феномен с наибольшей, «классической» ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества, когда особую роль играют различного рода ритуалы. |
След. » |
---|