Лекция первобытная культура


Имеются социокультурные системы, которые находятся в изоля-
ции и постоянно воспроизводят свое первоначальное устройство. Это
гомогенные системы, т.е. такие, где нет аксиологического плюрализма
(культурная гомогенность) и нет социальных групп с различными ин-
тересами (социальная гомогенность). В этих системах недифференци-
рованные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие
этого плюрализма блокирует формирование новых интересов. Такой
процесс консервирует целостную социокультурную систему.
Между гетерогенной системой, характерной для европейского
круга культур, и гомогенной системой, типичной для первобытных
культур, находится большая группа промежуточных социокультурных
систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и император-
ский Китай. С первой системой их связывает дифференциация интере-
сов отдельных социальных групп, переходящих в определенных случа-
ях в открытый антагонизм, с другой — существование монолитной,
повсеместно принятой совокупности основных ценностей. О промеж-
уточных социокультурных системах можно сказать, что они гомогенны
культурно, но гетерогенны социально, и поэтому социальный плюра-
лизм дополняется культурной однородностью1.
Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой
развития, которая сводится к воспроизведению существующей систем-
ной структуры. Эта система при отсутствии действия внешних факто-
ров не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя пе-
риодически ритуалы обновления, позволяющие устранить накапли-
вающиеся напряжения, и регенерируя свой социальный состав при
помощи церемоний инициации. Описания и анализ первобытной куль-
туры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размно-
жение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотни-
ка была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой
1 этими тремя основными функциями человеческого поведения. Именно
в этих рамках человек, чье информационное развитие (восприятие ор-
ганами чувств различных раздражителей, оценка и использование их)
было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу,
с помощью умственных способностей целенаправленно совершенство-
вал свое поведение^Другой особенностью первобытной культуры явля-
ется ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. Дей-
ствительно, фундаментальная черта этой культуры — идентификация
общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным живот-
ным. Такого рода идентификация является выражением факта неспо-
собности первобытных людей при помощи рациональных средств
труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда — живот-
ных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магичес-
кими средствами^ Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на осно-
ве концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к
выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой
единую недифференцированную сферу культуры. Он имплицитно со-
держал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также
магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем
происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных
сфер обыденной и специализированной культуры.
|Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она
представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования
возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важ-
нейшего механизма контроля и регулирования социальных отноше-
ний. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллекти-
ве, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю,
воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкос-
новенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных
категорий членов племени^Некоторые вещи, в том числе и пища, при-
надлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи
(Дж. Фрэзер, Л.С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры
того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например,
один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости
оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его
соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки
трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.
К этому следует добавить, что у первобытных народов действует
еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на
новации любого рода. На последний момент нужно обратить особое
внимание, ибо с ним связаны явления альтернативности и многовари-
антности в мировой истории и многообразия культур. Подобно тому,
как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохра-
нения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономи-
ческой сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы кото-
рой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные
данной детерминации нормы поведения становятся внутренними по-
будительными стимулами жизнедеятельности людей, превращаются в
стереотипы поведения.(Этот феномен с наибольшей, «классической»
ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества,
когда особую роль играют различного рода ритуалы.


 
След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru