Лекция первобытная культура |
Страница 5 из 8 В настоящее время проявляется большой интерес к первобытной мифологии, магии и шаманизму. Не случайно в фокусе философских Исследований на Западе сегодня находятся ненаучные формы знания и (Сознания. Это связано с ростом негативного отношения к сциентизму и поиском альтернативных мировоззренческих ориентации. Эпистемо- логи и религиоведы подвергают анализу шаманизм и магию, причем Мервые обращаются к ним, чтобы придать науке «человеческое лицо» путем обнаружения в ней черт ненаучного мышления и следов челове- Чйских интересов и ценностей, а вторые рассматривают магию как свое- образный тип рациональности; об этом свидетельствует, в частности, развитие психотрониюг / В новейшей западной философии имеется релятивистская тенденция к сближению науки и ненаучных форм мировоззрения. Так, в книге глийского ученого У. Резерфорда «Шаманизм. Основания магии» йисываются действия шамана, его магические пляски, экстаз и транс, бравшиеся вокруг костра соплеменники «наблюдают», как душа ша- "Чйана якобы покидает тело, отправляясь путешествовать в заоблачные выси. Эту картину и сейчас можно увидеть в ряде африканских и север- ных племен. Магия оставила свой след в культуре месопотамской ци- вилизации, даосизме, зороастризме, исландских сагах, древнегречес- ких мифах, в полинезийских поверьях, на всем пространстве от Арктики до Австралии. Магическое «искусство» шамана, его врачующие сна- добья и весь опыт зависит от локальных этнических и географических условий. Этимологически термин «шаман» восходит к понятию «зна- ния» в индоевропейских языках: шаман — это «тот, кто знает». Антро- пологи подчеркивают, что шаман значит «властитель духов», религио- веды связывают шаманизм с идеей сверхъестественного, с анимизмом И Тотемизмом Мировоззрение шамана покоится на метафорическом представле- нии природы как человеческого тела, живого существа, функциониро- вание которого производно от действия каждой его части. Такого рода представление просматривается в индуистском понятии дхармы, в да- осизме, в «космосе» древних греков. Осью мировоззрения шамана яв- ляется представление о Вселенной как о космосе. Космос же, как упо- рядоченное и сбалансированное целое предполагает источник органи- зации — так возникает идея «великого духа», первый шаг на пути к монотеизму. Для достижения обители «Великого духа» шаману необ- ходимо звено, соединяющее мир людей и небесные выси. Им выступает священная гора (Синай, Олимп, месопотамские зиккураты, древнееги- петские пирамиды, ацтекские храмы Солнца) или Мировое дерево (Иггдразиль у скандинавов и пр.)./ Для понимания структуры магического универсума важное значе- ние имеют магические числа, например, число «семь», касается ли это згзезд, смертных грехов, небесных сфер или чудес света. Йогическая космология предполагает и разделенность мира людей и потусторонне- го мира — этому обычно служит река (типа Стикса у древних греков), через которую проложен путь, часто в виде узкого моста, подобного острию меча. Переправа по такому мосту — испытание веры. И нако- нец, соотношение тела, духа и души, способность к перевоплощению и переселение душ (метемпсихоз или реинкарнация) характеризуют по- нимание природы в шаманизме. |
След. » |
---|