Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Лекция первобытная культура

Оглавление
Лекция первобытная культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

В настоящее время проявляется большой интерес к первобытной
мифологии, магии и шаманизму. Не случайно в фокусе философских
Исследований на Западе сегодня находятся ненаучные формы знания и
(Сознания. Это связано с ростом негативного отношения к сциентизму и
поиском альтернативных мировоззренческих ориентации. Эпистемо-
логи и религиоведы подвергают анализу шаманизм и магию, причем
Мервые обращаются к ним, чтобы придать науке «человеческое лицо»
путем обнаружения в ней черт ненаучного мышления и следов челове-
Чйских интересов и ценностей, а вторые рассматривают магию как свое-
образный тип рациональности; об этом свидетельствует, в частности,
развитие психотрониюг /
В новейшей западной философии имеется релятивистская тенденция к
сближению науки и ненаучных форм мировоззрения. Так, в книге
глийского ученого У. Резерфорда «Шаманизм. Основания магии»
йисываются действия шамана, его магические пляски, экстаз и транс,
бравшиеся вокруг костра соплеменники «наблюдают», как душа ша-
"Чйана якобы покидает тело, отправляясь путешествовать в заоблачные
выси. Эту картину и сейчас можно увидеть в ряде африканских и север-
ных племен. Магия оставила свой след в культуре месопотамской ци-
вилизации, даосизме, зороастризме, исландских сагах, древнегречес-
ких мифах, в полинезийских поверьях, на всем пространстве от Арктики
до Австралии. Магическое «искусство» шамана, его врачующие сна-
добья и весь опыт зависит от локальных этнических и географических
условий. Этимологически термин «шаман» восходит к понятию «зна-
ния» в индоевропейских языках: шаман — это «тот, кто знает». Антро-
пологи подчеркивают, что шаман значит «властитель духов», религио-
веды связывают шаманизм с идеей сверхъестественного, с анимизмом
И Тотемизмом
Мировоззрение шамана покоится на метафорическом представле-
нии природы как человеческого тела, живого существа, функциониро-
вание которого производно от действия каждой его части. Такого рода
представление просматривается в индуистском понятии дхармы, в да-
осизме, в «космосе» древних греков. Осью мировоззрения шамана яв-
ляется представление о Вселенной как о космосе. Космос же, как упо-
рядоченное и сбалансированное целое предполагает источник органи-
зации — так возникает идея «великого духа», первый шаг на пути к
монотеизму. Для достижения обители «Великого духа» шаману необ-
ходимо звено, соединяющее мир людей и небесные выси. Им выступает
священная гора (Синай, Олимп, месопотамские зиккураты, древнееги-
петские пирамиды, ацтекские храмы Солнца) или Мировое дерево
(Иггдразиль у скандинавов и пр.)./
Для понимания структуры магического универсума важное значе-
ние имеют магические числа, например, число «семь», касается ли это
згзезд, смертных грехов, небесных сфер или чудес света. Йогическая
космология предполагает и разделенность мира людей и потусторонне-
го мира — этому обычно служит река (типа Стикса у древних греков),
через которую проложен путь, часто в виде узкого моста, подобного
острию меча. Переправа по такому мосту — испытание веры. И нако-
нец, соотношение тела, духа и души, способность к перевоплощению и
переселение душ (метемпсихоз или реинкарнация) характеризуют по-
нимание природы в шаманизме.


 
След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Детям | Это мое стихотворение развивает положения манифеста геосимволизма.
Мы должны... >>

 
Жил на земле человек | Жил на земле человек, влюбленный в жизнь.
Ну, а она... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru