|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
Авангардизм в искусстве - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Но чем дальше уходит искусство от классических форм, тем более контрастным становится отношение к нему. С одной стороны работы авангардистов расходятся на аукционах по рекордным ценам ("Белый центр" Марка Ротко - 72,8 миллионов долларов, "Авария зеленой машины" Энди Уорхола - 71,7 миллионов долл...
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
1. 1910-1913 В 1910-1913 гг., когда течения ещё только формировались, принципиально важным для них было дистанцироваться от современного искусства, от окружающей их жизни. Уже в начале 1910-х годов экспрессионисты пишут сатирические произведения, объект их сатиры – ограниченный, косный, самодовольный бюргер: “Der Bureaukrat” (1910) Альфреда Лихтенштейна (Lichtenstein), “Die Professoren” (1910) Гео...
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
или Эстетические отношения авангардизма к действительности I. Почему авангард? Почему семиотика? Речь не будет идти о семиотическом описании авангардизма как относительно целостной художественной системы – для такого описания ещё не настало время, хотя это было бы интересно и продуктивно. Цель этой небольшой работы – скорее обозначить рамки, возможности и основные направления такого описания.
| 495 Hits
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
С тех пор, как вышла известная статья М.Шапира "Что такое авангард?"1, где он писал о том, что именно прагматика в авангарде выходит на первый план и является определяющей в авангардной эстетике, а затем появилась книга В.И. Тюпы2, где, в свою очередь, в несколько иной терминологии пояснялось, что неклассическая художественность 20-го века характеризуется прежде всего как ориентированная на чужое ...
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
Этот обзор будет кратким – во-первых, потому, что тема заслуживает большого самостоятельного исследования (и такие исследования проводились – например, книга Г. Мартенса “Витализм и экспрессионизм: О происхождении и толковании экспрессионистических мотивов и стилевых структур” (1971) [Martens]), а во-вторых, потому, что материал, который может быть здесь привлечён, практически необозрим, и я по не...
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
1. Методологические принципы типологии.Любые попытки построить типологию требуют схематизации и довольно жесткого выбора критериев. В данном случае предлагается рассмотреть развитие линии “авангард – постмодернизм” с точки зрения принципов взаимодействия “автор – читатель”.
| 431 Hits
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
К семиотической структуре текста в русском авангарде 10–30-х гг.В работе доказывается невозможность рассмотрения “анормативного” (авангардистского) поэтического текста как реализующего свойство максимальной энтропии при стремящейся к нулю избыточности. Защита подобного текста от распада в качестве необходимого условия предполагает деформацию его семиотической структуры: план выражения и план содер...
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
Как известно, искусство авангарда стало реакцией на общемировой кризис культуры – культуры, осознавшей утрату ценностных ориентиров, утрату своего центра. Для европейского христианского мира понятие Бога выполняло функцию порождающего и организующего центра: развитие культуры могло быть представлено как центробежное или центростремительное движение, и любая идеологическая или эстетическая структур...
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
Термин “авангард” возникает во Франции около 1820 года в качестве метафоры, заимствованной из военного словаря; эстетическое значение он приобретает в контексте утопического социализма, у сен-симонистов и фурьеристов, обозначая не ту или иную разновидность искусства, но искусство вообще как деятельность, в которой должен зародиться социальный и духовный прогресс [Шеньо-Жандрон 11], [Fдhnders ...
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
В статье рассматривается зависимость эстетической коммуникации в декадансе и авангарде от процедуры трансцендирования. Традиционная модель Богооткровения-озарения (графически ее можно представить в виде треугольника) заменяется моделью точечной (субъект как центр креативности), где креативность во многом конструируется за счет деструктивности. При этом наблюдается распад эстетического дискурса; ес...
|
|
О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО / Авангардизм
Проблема генетических связей русского и западного авангарда неоднократно становилась предметом научных исследований, но полная картина взаимовлияний российского и европейского авангардизма не создана до сих пор. (Я не рассматриваю здесь вопрос о генетических связях между экспрессионизмом и дадаизмом, изученный зарубежными литературоведами и искусствоведами, так как он выходит за пределы темы насто...
|
|