Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Лекция первобытная культура

Оглавление
Лекция первобытная культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Результаты анализа древнейшей изобразительной деятельности по-
зволили советскому ученому А.Д. Столяру сделать вывод, что «между
конкретно-образным и абстрактным типами мышления как бы сами
собой возникают первые контуры образно-абстрактного типа мышле-
ния, переходного по своему характеру, оправданного как логикой раз-
вития, так и фактами». Существенно то, что изобразительная деятель-
ность да ля впяможнп^ть гпнершить переход от конкретно-образного к
дбгтрак-типму тиру мышления. Не менее яа.жнп и то, что в основе этого
перехода лежит принцип пропорции, принцип равного изменения и
геометрического подобия, который является одновременно и принци-
пом природы, и принципом познания и творчества. Ведь принцип про-
порции в форме золотого сечения или принцип золотой пропорции
играет немалую роль в науке, искусстве и архитектуре.
Вопрос о происхождении искуггггня до сих пор решается НРПТТНПЯНЯЧ-
^о.Так, имеется магическая концепция происхождения искусства, соглас-
но которой истоком искусства являются магические верования и обряды.
На наш взгляд, изложенный выше материал позволяет сделать вывод в
пользу следующей концепции, приведенной отечественным ученым
Д. Угриновичем в его книге «Искусство и религия»: «Хотя искусство и
религия порождены принципиально различными социальными потреб-
ностями, возникли они в одно время и реализовались первоначально в
единой нерасчлененной системе духовно-практической деятельности, ко-
торую представлял собой первобытный мифологический обрядовый ком-
плекс». Существенно то, что источником эстетического отношения к
миру, сконцентрированного в изобразительной деятельности, танцах, му-
зыке и прочих видах искусства, служит трудовая деятельность. Однако
возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но
и с развитием общения индивидов. Членораздельная звуковая речь —
форма выражения логического понятийного мышления, но общение
может осуществляться посредством рисунка, жеста и пения, зачастую
выступающих элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важ-
ный эмпирический факт, что искусство представляет собой суггестивную
форму существования социально значимой и циркулирующей в общест-
ве информации, систему эстетических ценностей. Этот факт играл ко-
лоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива: ин-
формация, выраженная в системе эстетических кодов, была необходи-
ма для совершения практических коллективных действий, обеспечива-
ющих, в конечном счете, существование племени.
Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления
искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах
отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. Оказывается, в отличие от
других органов человеческого организма, которые функционируют рит-
мично, мозг может осуществлять свои высшие функции, выходя за пределы
ритмов организма. Для глубокого постижения мира, для выработки
абстракций мозг нацелен не на физиологические ритмы, а на динамику
отражения окружающего мира. Возникает аритмия, вызывающая уста-
лость у человека. Чтобы ее снять, необходим отдых, перерыв в умственной
деятельности, т.е. необходимо возвращение к нарушенным ритмам орга-
низма. Аналогично происходит на последней стадии антропогенеза, с мо-
мента появления «человека разумного». «Под воздействием нагрузок и
перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, — пишет Я.Я. Ро-
гинский, — не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности
задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искус-
ством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов — ритмы танцев,
звуков, линий, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве — оберегал
отд^ренапряжений и срывов мыслящий мозг».
Традиционное родо-племенное искусство в силу своей синкретич-
ности (оно переплетается со всеми иными аспектами культуры — ми-
фологией, религией, обрядом и пр.) является полифункциональным.
Прежде всего оно, наряду с другими формами (или сферами) культуры,
представляет собой воплощение и выражение общих, устоявшихся
представлений данного общества, т.е. выполняет идеологическую
функцию.
В основе произведений искусства дописьменной и особенно пред-
письменной эпохи лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря
этому качеству первобытное и традиционное искусство эффективно
выполняет различные социальные функции. Ритуальные маски, стату-
этки, нательные и наскальные рисунки и другие изобразительные
формы и художественные предметы, используемые при совершении
обрядов инициации, так же как игры, танцы, театрализованные пред-
ставления, составляют «одну из связей, соединяющих различные поко-
ления и служащих именно для передачи культурных приобретений из
рода в род» (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного и
традиционного искусства, его условный изобразительный язык, идео-
пластические формы призваны выражать сложные идеи и понятия,
которые невозможно воспроизвести натурально
В первобытном и традиционном искусстве социальные функции
тесно переплетаются с магико-религиозными: статуэтки — вместилища
душ умерших, предназначенные для культа предков, играют опреде-
ленную социальную роль. Ведь они отражают реально существующую
структуру общества, ибо иерархия в царстве духов соответствует зем-
ной. Синкретизм этого искусства, нерасчлененность его магико-рели-
гиозных, социально-политических и иных функций отражает нерас-
члененность этих аспектов в реальной жизни архаических обществ.
Нельзя провести четкую границу между статуями предков, различны-
ми фетишами, масками, так как и те и другие наделены сверхъестест-
венной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат предме-
том поклонения.
Первобытный и традиционный религиозно-художественный
комплекс можно рассматривать как гипотетическую картину миро-
здания, удовлетворяющую человека своей законченностью и полно-
той, т.е. речь идет о его познавательной функции. Различного рода
магия имеет целью воздействие на определенный объект, в случае
охотничьей магии — овладение животным. В процессе магических
действий человек воссоздает образ, предстоящий его мысленному
взору, что само по себе является актом абстрагирования. Рука помо-
гает мысли, образ фиксируется, становится доступным восприятию,
исследованию в изобразительном искусстве. Изображение дает воз-
можность группировать предметы, акцентировать детали, выявляя
назначение, сущность того или иного предмета. Это — особенная
форма познания, отличающаяся от собственно научного познания
уже тем, что «истины от искусства» даны нам в непосредственном
восприятии, связаны с аффективными актами человеческого духа.
Завершая данную лекцию, необходимо отметить следующее/ Впер-
вобытном обществе функционирует триада — родовой строй. миф_и
'нзд^разите^ьная деятельность. С разложением первобытногообщества
и появлением классовогообгцества на смену этой триаде приходит
новая: государство, религия и письменность,_происходит смена мифа
"рёлигиёиГвключаюТцёй в себя моральный момент. Однако во всех рели-
гиозных системах, рожденных мифами каменного века, сохраняется
комплекс основных идей древнейшего мифа. Так, идея бессмертия
души восходит к самому древнему в истории человечества сюжету о
жизни и смерти, запечатленному в росписях палеолитической пещеры
Ляско. В целом можно сказать, что первобытнообщинная социокуль-
турная система характеризуется, насколько об этом можно судить на
современном уровне знания, поразительной однородностью социаль-
ных структур, одним и тем же набором типов деятельности, высокой
степенью «похожести» в плане духовной культуры различных челове-
ческих отношений. С разложением же первобытного общества начина-
ется процесс многолинейного развития мировой истории, появляется
разнообразие социокультурных систем, с чем мы и столкнемся в следу-
ющих лекциях.


 
След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Тела и тлен | Тела и тлен, что мглою слеплены, -
Не могут люди... >>

 
Мгновенье и вечность | То, что свято – оно так грешно.
Мы гуляли с... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru