Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Лекция первобытная культура

Оглавление
Лекция первобытная культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

(Особую роль в деятельности шамана играет методика магического
транса, традиционно это психическое состояние понимали как форму
одержимости демоном, который подчинил шамана своей воле. Транс —
это способ «путешествия души» шамана в потусторонний мир, и в нем
неправомерно усматривать лишь замаскированный обман и невежест-
во. В настоящее время появились свидетельства, позволяющие понять
магический транс как своеобразную форму человеческого существова-
ния] Во-первых, ученики М. Харнера, организовавшего в США школу
шаманов, утверждают, что во время транса они переживали связные и
красочные картины «иного мира», в котором душа якобы «свободно
витала». Во-вторых, есть сообщения ряда людей о том, что они пережи-
вали (во время болезни, под действием лекарств, музыки или танца)
переход в «иные состояния сознания». И в-третьих, имеются отчеты
исследователей о так называемых паранормальных феноменах, кото-
рые говорят о способности некоторых людей к телепатии, ясновиде-
нию, биолокации и т.д.1 В рамках этих концепций принято считать, что
шаман способен к экстрасенсорному восприятию, его способности раз-
виты до необычных пределов.
(В ходе специального обучения шаман приобретает мистический
опвгт, позволяющий ему совершать экстатические «путешествия» с
Земли на Небо или с Земли в Преисподнюю. Ему известна тайна про-
рыва уровней реальности, представляемой в архаическом сознании
трехэтажной — Небо, Земля и Преисподняя. Эти три космические зоны
Не все разделяют эту точку зрения.
соединены между собой центральной осью (ее образами являются Ми-
ровой столб, Небесная колонна, Мировое дерево, Мост, Лестница
и т.д.). Только шаман может духовно «путешествовать» по всем этим
космическим зонам, вести борьбу со злыми духами и демонами в пре-
исподней и передавать небесным богам просьбы и приношения своих
соплеменников^
Главное здесь в том, что шаман осваивает космологию, мифологию
и магию своего племени, чтобы использовать их в качестве своеобраз-
ных карт для мистического «путешествия» в «иные» миры. Результаты
этого находят практическое приложение в жизнедеятельности племе-
ни, дают возможность решать различные реальные проблемы, имею-
щие значение для существования племени. Есть удовлетворительное
объяснение, согласно которому шаман решает эффективно эти пробле-
мы не при помощи оперирования понятиями и словами, а посредством
манипулирования образами памяти. Скажем, он должен ответить на
вопрос, куда делись стада диких оленей, на которых охотится племя. На
этот факт в реальности влияет множество факторов: состояние трав на
пастбищах, направление и сила ветра, температура и т.д. Здесь слиш-
ком много неизвестных причин, чтобы обычный человек мог ответить
на этот вопрос. К тому же не все «переменные» можно даже зафиксиро-
вать, в то же время все они содержатся на уровне подсознания в виде
образов. Адепты мистицизма считают, что только шаман может в своем
«путешествии» в глубь подсознания достигнуть этих образов. Во время
камлания их селекция, ассоциация совершается моментально — так как
это образная, а не вербальная память. В итоге камлания шаман может
сделать, скажем, такой интуитивный вывод: «Вижу оленей в долине на
востоке».
'Необходимо учитывать, что шаман в своей ритуальной деятельнос-
ти синтезирует целостную модель мира, сформированную в рамках
архаических культур, и дает возможность древним коллективам ориен-
тироваться в окружающем мире и решать свои насущные проблемы1.
Зачастую шаман является хранителем всей коллективной памяти, т.е.
мифологии и эпоса, изобретателем музыкальных инструментов, знаха-
рем, художником и певцом. Он же следит за календарем и фиксирует
первые астрономические сведения. Особая связь существует между
шаманизмом, культом огня и обработкой металлов, в которой издавна
усматривали магические элементы. Гипнотическое искусство шамана в
дополнение к выполняемым им функциям обеспечивают ему высокий
авторитет, дающий возможность порой объединять в себе власть шама-
на и вождя.
В целом можно сказать, что шаманизм представляет собой смесь
реальных знаний и умений, фантазии, некритической веры, спонтан-
ных реакций, примитивных заблуждений, иллюзионистского и гипно-
тического искусства и многого другого. И нет ничего удивительного,
что шаманизм вошел в качестве одного из фундаментальных элементов
во многие культуры мира, что имеются многообразные связи между
шаманизмом и исламом, христианством, иудаизмом, индуизмом, буд-
дизмом и даосизмом. Именно шаманизм как архаическая система веро-
вания выполняет в первобытных, архаических культурах вполне опре-
деленные социальное функции, обусловленные условиями бытия пер-
вобытного _____человека^. Ведь окружающий человека мир в процессе его
предметно-чувственного освоения опосредован «миром» символов,
символической деятельностью, которые на ранних этапах развития об-
щества проявляются в формах тотемизма, анимизма, магии, шаманиз-
ма и религии в силу низкого уровня производительных сил и неразви-
тости общественных отношений.
Вполне понятен вывод современной психологии, что у первобытно-
го человека не быля развита способность^ рефлексии. Под последней
понимается высокая форма теоретической мысли, самопознания, по-
стижения божественности бытия, которые были выработаны в древне-
греческой философии (от Сократа, Платона и Аристотеля до Плотина
и неоплатоников).! Понятие рефлексии не приложимо к мышлению
человека каменного века. Однако это мышление создало изобразитель-
ное творчество — механизм, регулирующий не только поведение чело-
века, но и развивающий способность к связной речи, графической дея-
тельности, обобщению и образно-символическому отражению мира^.
Благодаря этому человек осознает свою сопричастность окружающему
миру и находит свое место в нем. Изобразительное творчество — вер-
шина первоначальной синтетической деятельности человека, «схваты-
вающего» законы окружающего мира.
[Эта изобразительная деятельность представляет собой весьма
сложную и глубоко специфическую форму «удвоения» мира в услови-
ях древнекаменного века, когда окружающая среда постигалась при
помощи символического использования объема, линии и цвета. Нужно
отметить, что наукой до сих пор не решен окончательно вопрос о про-
исхождении изобразительной деятельности человека, о путях ее воз-
никновения. Имеется достаточно интересная и заслуживающая внима-
ния гипотеза, основанная на анализе так называемых «медвежьих
пещер», где находились оставленные неандертальцами черепа и конеч-
ности медведя, что указывает на изобразительную природу, на симво-
лический характер этих комплексов. Развитие изобразительной дея-
тельности в этом случае идет по схеме: от натурального макета живот-
ного через скульптуру, передававшую образ зверя, к плоскостным ри-
сункам на глине, соответствующих образно-абстрактному аспекту пер-
вобытного мышления. В этом случае прослеживается связь изобрази-
тельной деятельности с ритуалом, с его первичной формой — погре-
бальным обрядом.


 
След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Детям | Это мое стихотворение развивает положения манифеста геосимволизма.
Мы должны... >>

 
Жизнь | Жить - хорошо.
Мимо – лишним.
Мальчик зашел.
Мальчик вышел. >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru