Лекция первобытная культура


В отечественной философии человек рассматривается как единствен-
ный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и форми-
рующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира
культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния
биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить сле-
дующие принципиальные моменты: 1) способность общественного че-
ловека продуцировать культуру является итогом взаимодействия био-
логической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию
орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и
сам формируется на основе труда и культуры; 2) переход от дочелове-
ческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирую-
щим образом в течение длительного времени. Иными словами, не толь-
ко история развития культуры есть история объективирования духов-
ных способностей, но и история развития духовных способностей чело-
века есть история превращения культуры в «ингредиент» этих способ-,
ностей.
Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом
перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого являет-
ся переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций
животного на мир к неопределенности человеческого знания. Действи-
тельно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, ре-
гулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в
области этологии показывают, что поведение одних животных, живу-
щих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном зара-
нее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведе-
ние других животных в условиях меняющегося окружения требует
; отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих аль-|
тернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир дей-
ствия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредова-
'ны миром социальной истории и в связи с этим только человек может
кгопасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен де-
лать.
Таким образом, у человека возникла потребность в принятии на-
дежного решения и определения меры этой надежности. Именно эта
потребность и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии,
искусства и пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных
техник. Только культура дает возможность человеку строить свое пове-
дение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий
при помощи различных стратегий. Одной из таких трех стратегий в
первобытных, архаических культурах является стратегия подражания,
когда предугадывание будущего исходит из подражания воспринимае-
мым свойствам тех или иных явлений окружающего мира. С этой стра-
тегией органически связаны процедуры магии и колдовства, когда бу-
дущее не столько предсказывается, сколько вынуждается: жертва уми-
ротворяет гневных богов и заставляет их выполнить ту или" иную про-
сьбу человека или племени. В этом плане существенно то, что эта стра-
тегия создает у человека религиозную веру, снимая тем самым неопре-
деленность ситуации принятия решения. В общем оказывается, что
неопределенность знания снимается определенностью веры. Такого
рода стратегия обеспечивает надежность поведенческих решений в тех
ситуациях, где с рациональной точки зрения можно было бы ожидать
от индивида полной беспомощности.
Другой стратегией является индивидуальное систематическое на-
блюдение пространственно-временных связей и зависимостей. Один из
множества примеров такого типа содержится в сообщениях об индейцах
племени «черная стопа»: они заблаговременно предсказывали приход
весны по степени развития плода в чреве убитой самки бизона. Такое
предсказание, как правило, оказывается достаточно точным. Возьмем
второй пример: заклинание осагов (одно из индейских племен) связыва-
ет воедино одно дикое растение, маис и бизонов. Объясняется это пере-
плетение следующим образом: летом осаги охотятся на бизонов до тех
пор, пока в прерии цветет указанное растение. Они знают, что маис
созревает вскоре после окончания цветения этого растения. А это зна-
чит, что надо возвращаться в Пуэбло к уборке урожая маиса.
Третья стратегия — умозаключение по аналогии на основе выделения
сходных признаков анимистическим мышлением, которое населяет
природу божествами, демонами и духами. Примеры, иллюстрирующие
эту стратегию, весьма многочисленны. Так, известно, что в одном пле-
мени пигмеев спорынья, имеющая форму зуба, применяется как проти-
воядие при змеином укусе. Или овладение огнем в эпоху палеолита,
сыгравшее колоссальную роль в культурной эволюции человечества. В
преданиях всех народов огонь — символ вечности. Поэтому огонь в
легендах не создан, а украден у богов и отдан людям (именно так,
например, описывает это событие древнегреческий драматург Эсхил).
Существенно здесь то, что огонь необходимо поддерживать, «подкар-
мливать» как животное, а это породило традицию сохранения его жри-
цей огня — весталкой. С факелом в руках человек наконец стал госпо-
дином самых сильных и самых быстрых животных, использование огня
привело к появлению различного рода технических устройств, что ока-
зало влияние на развитие общества.
Уже первоначальное знакомство с различным характером этих трех
стратегий показывает, что все они содержат рациональные моменты, но
в разной степени пригодны для отражения свойств реальности и для
экстраполяции будущего. В плане нашего изложения существенно то,
что именно культура позволяет вырабатывать различные стратегии,
устраняющие неопределенность принимаемых человеком или группой
людей решений и тем самым снимать страх перед будущим. Таким
образом, в основе происхождения и функционирования культуры
лежит эта потребность, органически присущая природе человека.
Необходимо учитывать сложный характер человеческой природы,
которая имеет космический, биологический, психический, социальный
и культурный аспекты. Вместе с темгчеловеческую природу, как бы она •
ни была определена, следует рассматривать как некое целое, чьей функ-
цией является культура. Поэтому можно считать, что человеческая
культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоя-
щем. В связи с этим представляет интерес первобытная культура —
культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и
являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со
всеми вытекающими отсюда особенностями.
Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомо-
генность (однородность). В современной культурологии выделяется
три типа социокультурных систем: гетерогенные (неоднородные), го-
могенные и гомеостатические. Первым присущи: 1) аксиологический
(ценностный) плюрализм и 2) существование множества социальных
групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими инте-
ресами! Эти системы, типичные для европейского круга культур, явля-
ются гетерогенными в двойном смысле: культурном и социальном.
Более того, эти гетерогенные структуры взаимно усиливают друг друга,
динамизируют целостную социокультурную систему, способствуя, с
одной стороны, распространению новых культурных ценностей, с дру-
гой же — стимулируя эволюцию групповых интересов.


 
След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru