Физическая культура организация |
Страница 9 из 14 Социальные институты как формы организаций физической культуры и спорта В социологической энциклопедии социальный институт определяется как исторически сложившаяся, относительно устойчивая форма организации и регулирования различных сфер общественной жизни. Понятие «социальный институт» вводится функционалистами для исследования общественных образований, обеспечивающих интеграцию индивидов в общество, сохранение культуры, социальных ценностей и социального порядка (В. Харчева). По своей сути социальный институт в сфере физической культуры и спорта является специфическим социальным образованием, призванным обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества в физической активности, организации досуга и некоторых других. Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Деятельность социального института в сфере физической культуры и спорта определяется: – набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения (например, правила спортивных соревнований, контракты спортсменов и т.д.); – интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; – наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение возложенных на него функций. В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты, играющие различные роли в обеспечении физической культуры и спорта: - институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения; здесь закладываются основы физической активности ребенка и происходит приобщение его к регулярным занятиям физическими упражнениями; - экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (производства, банки, торговая система, спортивные центры); - политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества, выработки политики государства в сфере физической культуры и спорта (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.); - социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (вузы, общества, детские спортивные школы и др.). Такая типология социальных институтов является в некоторой степени условной, так как в реальной жизни их функции тесно переплетены. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т.д.). Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождения его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей. Примером может служить деятельность руководства Российского Футбольного Союза (РФС), который не в состоянии грамотно решать проблемы отечественного футбола как внутри страны, так и на международной арене. Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно скрытых, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом. Личность в социологической структуре общества Социальный мир представляет собой совокупность процессов и явлений, происходящих между индивидами, каждый из которых обладает биопсихологической организацией. По своей сути все философские и социологические концепции исходили из того, что природа человека является необходимым условием закономерного возникновения общественных отношений, а поэтому изучение биологических, психологических, физиологических предпосылок является важнейшим основанием развития социологии как науки. Различия в понимании природы человека существуют не только на уровне естественных и общественных наук, но и на уровне разных теоретических парадигм гуманитарных знаний. Чаще всего под природой человека подразумевают комплекс основных способностей и движущих сил, действующих в человеческом организме. Они обеспечивают удовлетворение биологических потребностей, а также активное приспособление к природной и социальной среде и сохранение жизни. Человек как явление бытия Человек, включенный в общество, сотрудничающий с другими людьми, является обладателем колоссального творческого потенциала, который реализуется в деятельности. Существование и развитие человека определяются и обеспечиваются целостностью и неисчерпаемой совокупностью процессов и факторов (информационно-духовных, природно-физических, социальных). Информация (лат. information – разъяснение, изложение) это: - сигналы, знаки, сведения, поступающие от среды (внешней и внутренней), совокупность знаний; относительная информация – отражение, рефлексия состояния и процессов, материальных, духовных, социальных явлений; - негэнтропия, мера упорядочения системы и упрочения взаимосвязей ее элементов; структурная информация – мера организации системы (В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов). Энергия (от греч. energia – действие, деятельность) – общая количественная мера различных форм активности системы, движения и взаимодействия всех видов материи. Особые формы энергии человека – нейрофизическая и духовная, психическая. В широком смысле слова, энергия – это активность, свойство материальной биогенной или социальной системы, обеспечивающее ее существование и воспроизводство. Активность, направленная на достижение определенной цели, это – деятельность. Субстанция (от лат. substantio – сущность) понимается как материя в единстве всех форм ее саморазвития, включая человека и его сознание. Переход количества в качество всегда есть акт создания информационной системы нового типа. Информация, обеспеченная необходимой и достаточной энергией, представляет собой фактор воздействия на бытие человека. На развернутом раскрытии накопленной информации, знаний и умений основывается необратимый прогресс науки и техники, образования и воспитания, физической культуры и спорта. Бытие – это совокупное целостное единство материально-природного мира и информации, включающее психические состояния человека. Для социологии ФКС важными являются такие условные компоненты бытия человека, которые определяют его целостность: - физическое состояние – совокупность телесных свойств человека и обусловленных или функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному этапу индивидуального развития; - физическое развитие – процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма; - физическая подготовленность – результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках; - физическая дееспособность – интегративный, сложный компонент физического совер-шенства человека, который определяют: а) уровень физической работоспособности, измеряемый энергозатратами в единицу времени и экономичностью энергозатрат; б) устойчивость и динамика работоспособности; в) динамика восстановления, лабильность восстановительных процессов, уровень восстанов-ления потенциала организма после воздействия различных нагрузок; - психомоторика – нейрофизический процесс, взаимосвязывающий психику с ее выраже-нием – мышечным движением, двигательным действием, обеспечивающим реальное поведение человека; - психоэмоциональное состояние – психическое явление, основанное на актуальном взаимо-действии информации внутренней сферы индивидуума и внешней среды, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации; - направленность личности человека – совокупность отношений конкретного человека к окружающему миру, определяющая облик индивида, своеобразие протекания нейрофизических, психоэмоциональных и психических процессов и состояний, ставших общими психологическими качествами личности – характером и способностями; - социальное образование реальности (человек социальный) – продукт общественного развития и как субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества; - духовность – всеобщая информационная связь человека с его внутренним и внешним миром, познание себя и раскрытие своих способностей, самосовершенствование, осознание неразрывной сопричастности к природе. Духовность в жизни человека проявляется в его стремлении к познанию истины, смысла жизни, овладению высокой гуманистической нравственностью, в сближении с космическими силами, в вере в Бога и т.д. Важным продуктом специфической предметной деятельности человека является его тело. Физическая культура как вид деятельности развивает и совершенствует природные качества и способности человека, в первую очередь его двигательные способности и функциональные качества организма. Духовное и телесное в развитии человека находятся в единстве. Попытки девальвации ценностного смысла и значимости телесного развития человека приводят к печальному следствию – пренебрежению к телу и здоровью. С другой стороны, существует мнение, что людей, думающих только о «физическом здоровье», может постигнуть участь динозавров. |
« Пред. | След. » |
---|