Физическая культура организация

Оглавление
Физическая культура организация
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14


Спорт как социальное явление

В настоящее время спорт как явление общественной жизни получает все большее распространение. Мировая пресса, телевидение, реклама прибегают к самым громким эпитетам при характеристике спорта: «Спорт – феномен XXI века», «Спорт – неотъемлемый элемент системы ценностей современной культуры», «Спорт – зеркало общественной жизни» и т.д. Все это подтверждает, что в наши дни спорт приобрел такую социальную значимость, какой он не имел, пожалуй, никогда в истории человечества. Ярким подтверждением этому являются прошедшие Олимпийские игры.

Предпринимается множество попыток объяснить роль и значение современного спорта.
Во-первых, спорт рассматривают как побочный продукт более широких социальных изменений для упорядочения одной функции, которую он будто бы выполняет. Однако это объяснение не определяет условия возникновения и развития спорта. Этот тезис не может служить объективным доказательством того, почему спорт воспринимают с таким восторгом.

Социальные институты и общественные события не существуют изолированно. Они, скорее, части всеобщего переплетения, в котором структура и свойства одного элемента многообразно воздействуют на структуру и функции других элементов. Поэтому спорт не может выполнять изолированно только одну функцию. Он оказывает множество социальных воздействий. Исходя из этого, определение понятия «спорт» должно быть многомерным, так как оно объединяет в систему отношений целый ряд функций. Эта система и представляет причинную совокупность для объяснения понятия «спорт».

Спорту как социальному и культурному феномену приписывают пять функций:

– социоэмоциональную функцию;

– функцию социализации;

– интегративную функцию;

– политическую функцию;

– функцию социальной мобильности.

Социоэмоциональная функция охватывает потребности человека, которые необходимы для сохранения его социально-психической стабильности, и указывает на три механизма, присущих спорту: а) контроль над напряжениями и конфликтами в человеке посредством катарсиса и эстетики; б) создание ситуаций, которые вызывают чувство общности, дружбы и товарищества;
в) существование «спорта как ритуала», как символа сохранения культурного и социального наследия, как источника подтверждения тех связей общественной структуры и культурных воззрений, которые упрочивают это наследие.

Функция социализации отражает мнения, что спорт имеет большое значение для человека. Эти мнения упрочиваются культивируемыми моральными и религиозными представлениями о том, что спорт развивает личностные качества. Считается, что социализация осуществляется через два взаимосвязанных процесса – укрепление и формирование. Идея укрепления охватывает теории оперативной физической подготовки, санкционирования понимания позитивного и негативного поведения. Формирование означает создание конкретного примера, модели поведения для социализируемых и стоящей за этой моделью «системы воззрений». Считается, что в спорте действуют оба механизма и что желательные для общества модели поведения и воззрений внутренне присущи спорту.

Функция интеграции представляет спорт как средство возможного достижения гармонического объединения людей с коллективом и их идентификации с ним. Считается, что социализация есть средство для включения (интеграции) человека непосредственно в систему воззрений и поведения, выработанную культурой. Достичь этой цели можно, включая человека в коллектив, который, в свою очередь, включается в эту культурную схему. Интеграция человека в коллектив происходит, во-первых, посредством развития чувств общности и товарищества при социоэмоциональной функции. Эти чувства представляют источник включения в коллектив членов спортивной группы, местной или национальной команды или бесчисленных низовых спортивных организаций. Во-вторых, интеграция осуществляется посредством развития группового и внегруппового сознания, причем коллектив идентифицируется как «мы», как группа внутри себя, а другой коллектив – как «другие», «враги» вне группы.

Политическая функция состоит в применении спорта в качестве политического инструмента. С одной стороны, можно сказать, что политическое использование спорта – это расширение его интеграционных функций, причем задача спорта состоит в создании национального чувства идентификации и национального престижа. С другой стороны, спорт может рассматриваться как политическое средство для признания или непризнания других наций. Нередко спорт используется и как средство достижения политических целей в период избирательных компаний. Так было на выборах в Государственную думу Российской Федерации в 2003 году, когда различные партии привлекали в свои ряды известных спортсменов. Это происходит и в 2004 году на выборах президента Украины, когда наиболее именитые спортсмены отдают предпочтение тому или иному кандидату.

Распространено мнение, что, спорт является эффективным средством повышения социальной мобильности определенных социальных слоев населения. Такого рода социальная мобильность в целом протекает по двум главным направлениям. Во-первых, это происходит через повышение социального престижа. Добившись определенной известности в спорте, человек как бы повышает свой социальный статус. Во-вторых, повышение социальной мобильности осуществляется через социальный престиж плюс материальное вознаграждение. Продолжительность и проницаемость этой, направленной вверх, социальной мобильности существенно зависит от масштаба институциональной стабильности, которая существует в обществе и спорте, а также от масштаба мобильности, т.е. от того, является ли она только внутриспортивным случаем или это попытка преодолеть социальные, классовые и расовые ограничения.

Общество может быть понято как переплетние взаимосвязанных элементов. Эффективность действий этих элементов, и тем самым всего общества, зависит от того, насколько этот процесс поддерживается системой воззрений и моделями поведения населения.

Как только общественная система воззрений начинает изменяться, и другие структуры могут быть признаны функциональными, традиционная структура воспитания теряет основные черты и ее формы начинают меняться в соответствии с новыми социальными познаниями. При этом для членов общества жизненно важно включится в систему воззрений и модели поведения этого общества, вследствие чего и само общество остается способным к функционированию системой. Необходимо также отметить, что в этом обществе людям одинаково необходимо функционально сотрудничать и иметь потребность это делать. Спорт – такой институциализированный механизм, который удовлетворяет данную «общественноинтегративную» функцию. Происходит это через механизмы, которые были обозначены как общественные функции спорта.

Общественные функции спорта создают определенные предпосылки для общественной интеграции, предоставляя при этом прямые и косвенные средства. Необходимые предпосылки создаются через социоэмоциональные функции, прямые средства интеграции – через социализационные функции и косвенные средства – через интегративные, политические функции и функции социальной мобильности.

Основываясь на этом, исследователи приходят к выводу, что спорт много значит в процессе социализации. Считается, что мораль, вера и признаки личности, которые развивает спорт, имеют первоочередной характер и могут рассматриваться как предпочтительные в тех процессах социализации, которые вытекают из действующей системы культуры.

Предполагается, что и участвующие и не участвующие в спорте группы населения приводятся через спорт к этим желаемым ценностям и качествам личности: участники через свою непосредственную активность, а зрители (созерцатели) – через прочувствованную идентификацию с культурными ценностями, которые ассоциируются со спортом. Так как институ-циализированные социализационные агенты этого великого порядка передают только редкие дисфункциональные ценность и характеристику, можно считать, что спорт потому является такой действенной моделью поведения и системой воззрений, что они функциональны для общества в смысле сохранения системы.

Спорт как политический инструмент используется в качестве средства создания национального чувства идентификации и укрепления национального престижа, противо-поставления той или иной политической системы государства. Это происходит как через демонстрацию национальных возможностей, так и через санкционированную силу, которая присуща интернациональным соревнованиям. Демонстрация национальных качеств, особенно на международных соревнованиях, способствует идентификации с национальным государством посредством внутригрупповой-внегрупповой поляризации. Этот механизм усиливается до выражения благополучия нации как целого, причем спортивный успех, в свою очередь, усиливает этот механизм. Поражение также может его усиливать, вызывая негативные чувства против победившего противника. Признание власти, которую нация проявляет, санкционируя участие или неучастие в международных соревнованиях других наций, можно рассматривать как усиление механизма идентификации. Чувство национальной самоценности и престижа, вызываемое таким способом, не ограничивается областью спорта, а распространяется на всю нацию.

Интегративная функция спорта понимается как включение в коллектив, который сам включается в общую социальную структуру. Этот способ интеграции второго уровня. Коллектив, который включается в общество, обладает теми же системами воззрений, что и все общество. Поэтому интеграция в этот коллектив представляет одновременно и интеграцию в данную социальную систему воззрений. Коллектив, к которому можно применить этот механизм, будет такой группой индивидов, которые выступают в единстве. Эта концепция пригодна и для группы из двух человек, и для общности в масштабе государства.

Социоэмоциональная функция спорта понимается как непосредственно связанная с социально-психологической стабильностью человека. Под «социально-психологической стабильностью» понимается социальное и психологическое соответствие человека обществу. Из этого вытекает, что функция уравновешивания человека как члена общества зависит от его психологической и социальной «уравновешенности». Социоэмоциональная функция проявляется в том, что она содействует общественной интеграции через создание для этого процесса необходимых предпосылок.

Таким образом, рассматривать спорт как социальный феномен можно, только исследуя его функционирование и развитие в обществе. Перечисленные основные социальные функции спорта находятся во взаимосвязи. Отношения между пятью социальными функциями спорта таковы, что все они служат одновременно одной социальной функции, а именно функции «социальной интеграции».


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100