Физическая культура организация |
Страница 4 из 14 Структура и уровни социологического знания о физической культуре Внимание социологов может быть направлено как на общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, так и на одну из сфер общественной жизни, которой и является физическая культура. Если рассматривать физическую культуру как вид культуры общества, то в ней задействованы большие и малые социальные группы и национальные общности людей, а также классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы. Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, малые группы или коллективы (спортивные команды) с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, а также сам процесс физкультурно-спортивной деятельности. Структура социологического знания физкультурно-спортивной деятельности – это определенная упорядоченность знаний о физической культуре и спорте как о динамично функцио-нирующей и развивающейся системе. Она включает взаимосвязанные представления, понятия, взгляды, теории о массовой физической культуре, физическом воспитании различных категорий населения, профессионально-прикладной физической подготовке, спорте высших достижений, профессиональном спорте, современном олимпийском движении. Социология физической культуры и спорта исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения личности или социальных групп в специфической сфере общественной жизни. Важной частью социологического знания являются знания о социальном составе населения и социальной структуре общества, участвующих в физкультурно-спортивной деятельности. В данном случае речь идет о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их отношении к физической культуре и спорту, возможностях реализовать свои потребности в этой сфере, мотивации к занятиям, стремлении достижения определенных целей. В структуре социологического знания выделяются научные представления, взгляды, теории на сам процесс физкультурно-спортивной деятельности и взаимоотношения людей в этом процессе. Здесь внимание социологов направлено на социальные функции физической культуры, специфические функции спорта. Определенной стороной структуры социологического знания могут выступать научные представления и выводы социологов о деятельности различных спортивных обществ и организаций, которые должны играть важную роль в совершенствовании физической культуры и спорта в обществе. Существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных институтов. Они обладают соответствующей внутренней упоря-доченностью и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают эффективное функционирование системы физкультурно-спортивной деятельности. Структуру социологического знания составляют научные представления, взгляды и теории о жизнедеятельности производственных и учебных коллективов, малых групп межличностного общения (семья и др.), а также отдельных личностей, принимающих активное участие в занятиях физической культурой и спортом. Все перечисленные научные представления, понятия, взгляды и теории о различных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую структуру социологического знания о физической культуре и спорте. В целом это составляет структуру социологии физической культуры и спорта как учебной и научной дисциплины. Познание процессов и явлений, происходящих в физкультурно-спортивной деятельности, осуществляется посредством общесоциологических теорий, специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований, которые составляют три уровня социологического знания. Общесоциологические теории касаются, как правило, глубинных, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования физической культуры и спорта на различных этапах общественного развития, раскрывается природа и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, моральных отношений к процессу физкультурной деятельности. На этом же уровне исследуется взаимодействие экономической, социальной, политической, духовной, культурной и других сфер жизни общества, вскрываются их взаимосвязи и взаимодействия (например, воздействие современного научно-технического процесса на физическую культуру и спорт). На уровне общесоциологических теорий рассматривается роль и место физической культуры и спорта в обществе, их многообразные связи с другими явлениями. Специальные или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Познавательный ракурс этих теорий намного уже, чем общесоциологический, и органичен, как правило, теми или иными подсистемами общества. К таким теориям относится социология физической культуры и спорта. Основными параметрами специальных социологических теорий являются, во-первых, исходные теоретические и методологические положения, на которых строятся данные теории и которые используются в основе проводимых исследований и обработки их результатов. Во-вторых, система понятий, которыми оперируют специальные социологические теории. В-третьих, формулируемые теоретические обобщения и выводы. В-четвертых, вытекающие из исследований и осмысленные в рамках специальных социологических теорий научные и практические рекомендации, касающиеся широкого круга проблем, в том числе повышения эффективности управления различными социально-экономическими, политическими и духовными процессами. Конкретные социологические исследования проводятся с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения о тех или иных событиях общественной жизни. Подробно о социологиче-ских исследования будет рассказано в других разделах учебного пособия. |
« Пред. | След. » |
---|