Физическая культура организация |
Страница 6 из 14 Обобщая основные направления деятельности физической культуры как социально-педагогической системы, можно сформулировать основные функции социологии физической культуры: – теоретико-познавательные (описательные, объяснительные, аналитические, синтезирующие и эвристические); – мировоззренческие; – организационно-практические. Теоретико-познавательные функции состоят в исследовании социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольно-спортивных обществах и других организациях. Социология физической культуры и спорта (ФКС) выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся в физической культуре и спорте тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция (Н.А. Пономарев). Мировоззренческая функция социологи ФКС заключается в формировании общественного сознания в отношении ценностного содержания физической культуры и спорта, распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом. Социология физической культуры и спорта как наука сложилась в начале XX века в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни (Л.И. Лубышева). Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации: - выполняет четко определенные социальные функции (оздоровительную, воспитательную, образовательную и др.); - имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (стадионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.); - ведет активную подготовку профессиональных кадров (училища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры). Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов физкультурной отрасли знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич, Н.В. Коротаева). Задачи социологии ФКС сводятся к двум социально значимым проблемам: достижению массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности. Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер. Объективные факторы определяют массовость физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся: - уровень развития материальной базы физической культуры и спорта; - подготовка профессиональных кадров, их численность и качество обучения. Субъективные факторы влияют на разрешение проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним относятся: – формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта; – формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентаций населения на физкультурно-спортивную деятельность; – воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества. Не менее значима для социологии ФКС задача разрешения социальных проблем спорта. Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими социальными явлениями; спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление факторов, стимулирующих занятия спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного феномена – вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью конкретных социологических исследований. Социология ФКС является весьма важной органичной составной частью физкультурного профессионального образования, подготовки к трудовой деятельности современного специалиста физической культуры и спорта. Феномены физической культуры и спорта имеют для каждого человека непреходящее ценностное значение как фактор развития и совершенствования физических и психических способностей, укрепления и устойчивого сохранения здоровья. Физическая культура и спорт как явление весьма многомерно. Они реализуются лично индивидуумом и группой, коллективом и социальными институтами, в том числе специальными, имеющими сложные иерархические структуры организации (государственные, общественные, частные). |
« Пред. | След. » |
---|