Физическая культура организация

Оглавление
Физическая культура организация
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14

Обобщая основные направления деятельности физической культуры как социально-педагогической системы, можно сформулировать основные функции социологии физической культуры:

–     теоретико-познавательные (описательные, объяснительные, аналитические, синтезирующие и эвристические);

–     мировоззренческие;

–     организационно-практические.

Теоретико-познавательные функции состоят в исследовании социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольно-спортивных обществах и других организациях.

Социология физической культуры и спорта (ФКС) выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту.

Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся в физической культуре и спорте тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция (Н.А. Пономарев).

Мировоззренческая функция социологи ФКС заключается в формировании общественного сознания в отношении ценностного содержания физической культуры и спорта, распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Социология физической культуры и спорта как наука сложилась в начале XX века в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни (Л.И. Лубышева). Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

- выполняет четко определенные социальные функции (оздоровительную, воспитательную, образовательную и др.);

- имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (стадионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);

- ведет активную подготовку профессиональных кадров (училища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).

Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов физкультурной отрасли знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич, Н.В. Коротаева).

Задачи социологии ФКС сводятся к двум социально значимым проблемам: достижению массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер.

Объективные факторы определяют массовость физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:

- уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;

- подготовка профессиональных кадров, их численность и качество обучения.

Субъективные факторы влияют на разрешение проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним относятся:

–     формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;

–     формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентаций населения на физкультурно-спортивную деятельность;

–     воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Не менее значима для социологии ФКС задача разрешения социальных проблем спорта. Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими социальными явлениями; спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление факторов, стимулирующих занятия спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного феномена – вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью конкретных социологических исследований.

Социология ФКС является весьма важной органичной составной частью физкультурного профессионального образования, подготовки к трудовой деятельности современного специалиста физической культуры и спорта.

Феномены физической культуры и спорта имеют для каждого человека непреходящее ценностное значение как фактор развития и совершенствования физических и психических способностей, укрепления и устойчивого сохранения здоровья.

Физическая культура и спорт как явление весьма многомерно. Они реализуются лично индивидуумом и группой, коллективом и социальными институтами, в том числе специальными, имеющими сложные иерархические структуры организации (государственные, общественные, частные).



 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100