Физическая культура организация |
Страница 3 из 14 Социология физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина Социологические аспекты различных явлений общественной жизни постоянно привлекали и привлекают внимание многих исследователей. Не остаются в стороне и события социокультурной жизни общества. Историки заверяют, что еще в трудах древних философов и ученых таких, как Платона, Аристотеля, Демокрита, Пифагора, Геродота, Гиппократа высказано немало суждений о социальных функциях физического воспитания, телесного развития и совершенствования физических способностей. Физическая культура и спорт в обществе Олимпийские игры, которые имели большое общественное и культурное значение, зародились в Греции. Они выступали, прежде всего, как гуманистический фактор мира, согласия и единения населения разных регионов страны. В средневековом обществе важную, формирующую образ жизни людей роль играла католическая церковь, которая проповедовала аскетизм и греховность заботы о теле. Однако в это время развивались системы физической подготовки рыцарей и оруженосцев, проводились рыцарские турниры – состязания в воинских умениях. По мере развития общества, появления новых орудий труда, оружия, формирования многолюдных армий рыцарская система физического воспитания оказалась несостоятельной и ушла в историю. Система физического воспитания в тот период складывалась стихийно и основывалась на традиционно передаваемых из поколения в поколение играх, состязаниях. Культура ценностей, которая возникла в эпоху Возрождения, проникла и в систему воспитания, в которой важное место уделялось физическому воспитанию. В это время в системе физического воспитания преимущественно преобладали военные, лечебные и атлетические упражнения. Строгое и четкое развитие системы физического воспитания получили в XVIII – начале XX века. В этот период формируются национальные гимнастические системы (немецкая, шведская, чешская). Шведская система предполагала активное телесное развитие и игры с использованием гимнастических упражнений. В немецкой системе физические упражнения имели ярко выраженный военно-прикладной характер. Чешская система, или как ее еще называли сокольская, сочетала в себе физическое и нравственное воспитание. В историческом развитии физической культуры и спорта исследователи выделяют четыре крупномасштабных этапа. 1. Семейно-родовое физическое воспитание на основе индивидуальной физической подготовки с учетом эмпирического опыта взаимодействия с внешней средой. 2. Общинные местные системы физического воспитания. Они складывались на базе общественного опыта и традиций и были ориентированы на обретение людьми общей готовности к выполнению основных социальных функций – трудовых, военных, бытовых, продолжения рода. 3. Национальные системы физического воспитания, детерминированные потребностями развивающихся государственных и производственно-экономических систем и структур. 4. Глобальная интеграция физической культуры и спорта. Вместе с этим в различных фазах исторического развития наблюдалась социальная стратификация, расслоение физической культуры по сферам социальной жизнедеятельности. К ним относятся: – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей обеспечения родовой сущности человека путем вклада в необходимое физическое совершенствование людей; – профессиональная деятельность, в которой занятия физическими упражнениями имеют целевое назначение или необходимый компонент профессиональной подготовки к производственно-трудовой или военной деятельности. Развитие физической культуры и спорта, структуризация в определенную систему, а также стратификация физической культуры и спорта по различным направлениям происходят в обществе. Социологи рассматривают общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. В качестве первоосновы социальной жизни, как правило, выделяют социальное действие. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Социальное действие – это преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентированный на других людей, их возможные ответные действия. Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в обучении, общении, самоутверждении, безопасности и т.д. Одной из основных потребностей человека всегда была потребность в движении, развитии своих физических и умственных способностей. Физическая культура в обществе и возникла как возможность удовлетворения определенных потребностей человеком. |
« Пред. | След. » |
---|