Физическая культура организация |
Страница 10 из 14 Факторы активности человека Общественная жизнь каждого индивида, социальной общности, группы людей характеризуется множеством факторов. Эти факторы определяют условия и обстоятельства реального существования человека. Прежде всего, выделяют биогенные факторы, или биологические основы жизнедеятельности, связанные с наследственной конституцией и функционированием телесного организма. Человеку необходимы пища и вода. Кроме того, требуются условия для выживания в повседневной действительности. Это может быть укрытие от непогоды и приспособление к переменам климата и сезонов, одежда, обувь и т.п. Дееспособный человек должен обладать необходимыми качествами и способностями, уровнем развития сознания и тела, обеспечивающими присвоение или производство благ, необходимых для собственной жизни и продолжения рода, воспитания детей. Все компоненты и свойства человека активно развиваются, а, следовательно, изменяются. В связи с этим у человека возникают новые потребности, и он постоянно стремится обеспечить благоприятные условия своего существования, приспосабливаясь к окружающему его обществу и осуществляя производство разнообразных благ – вещей, информации, услуг. Активное удовлетворение потребностей – закономерная основа деятельности людей и движущая сила развития человека как личности. В качестве первичного источника деятельности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Потребность – осознанное понимание нужды в чем-либо и осмысленная установка на деятельность по ее удовлетворению в реальных условиях. Реализовывая потребности, человек как саморегулирующаяся система нуждается в обмене со средой информацией, энергией, субстанцией. Все это обеспечивает устойчивую стабильность и прогрессивное развитие личности. Базовые потребности человека объединяются по характеристикам их природной основы и подразделяются на физические, биогенные, биоэтические, социальные, нейрофизические, психофизические, духовные. Физические, биогенные потребности предполагают сохранение целостности тела и систем организма, поддерживают необходимый гомеостаз среды организма и основных витальных функций (физическое состояние, удовлетворение голода и жажды). Биоэтические потребности определяют адаптацию и реализацию генетически заложенных механизмов размножения, выживание и прогрессивное развитие за счет использования, освоения природных ресурсов среды и организма. Они обеспечивают безопасность существования, здоровье и биовитальный комфорт. Социальные (коммуникативные) потребности связаны с установлением и осуществлением взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми, продолжением рода и передачей накопленных жизненно ценных социальных функций и норм. Эти потребности проявляются в выполнении производственно-трудовой деятельности и в общении с членами сообщества; способствуют достижению прочного социального статуса и обеспечивают устойчивую стабильность условий жизнедеятельности. Нейрофизические, психофизические потребности отражают импульсивные рефлексивно-эмоциональные реакции индивида на конкретные ситуации жизнедеятельности. Это могут быть эмоциональные и экзистенциальные потребности самопроявления, актуализации и само-утверждения в социальной среде, в природном окружении, в мире в целом. Они проявляются в психоэмоциональной комфортности, а также в общественном признании достоинств личности и дел человека. Духовные (информационные) потребности направлены на творческое преобразование поступающей и накопленной информации, самореализацию духовной энергии в идеях, вещах и действиях. Эти потребности являются ключевыми в поиске истины и смысла жизни, в обретении и ощущении свободы. Вышеперечисленные потребности могут быть прирожденными, природными (биогенными), пожизненными (социогенными), идеальными (психогенными). Потребности свойственны каждому индивиду. Как высоко-организованная и открытая система человек нуждается в самопроизводстве и при этом постоянно осуществляет активную деятельность по удовлетворению возникающих, растущих и меняющихся по разным причинам потребностей. Этим он обеспечивает себе полноценную жизнь, необходимые и достаточные условия существования, а также комфорт и относительную надежность жизнедеятельности, здоровый образ и стиль жизни. Деятельность человека всегда связана с решением существующих проблем или стремлением к реализации определенных осознаваемых целей. Человек также стремится усвоить способы поведения в обществе. Все это становится достижимо, когда есть мотивация и жизненная активность. Направленность и эффективность деятельности индивида во многом будет зависеть от качественных характеристик группы, членом которой он является, и от реального межгруппового взаимодействия. Социальная активность – общественное качество человека, проявляющееся в способности индивида и групп людей к целенаправленному взаимодействию со средой. Она характеризуется внутренней готовностью к действию и проявляется как осознанная и энергичная деятельность, направленная на преобразование действительности и самих людей. Одним из показателей социальной активности человека является его коллективизм. Процесс формирования социально активной личности – сложнейшая педагогическая проблема. Объективные трудности заключаются в необходимости учитывать дифферен-цированность социальной структуры общества, специфичность жизненных условий людей, социального опыта, уровня образования, культуры. Субъективные трудности связаны с самим характером задач, а именно с необходимостью регулировать многообразные формы социальной среды, в которых развивается и действует личность. Некоторые формы этой среды, а именно различные группы окружения, складываются преимущественно стихийно и наименее всего поддаются направленному социальному воздействию и контролю. Но при этом они оказывают сильное влияние на установки и мотивы поведения личности, на систему ее ценностных ориентаций. Интерес – осознанная направленность личности или группы на ценность – объект освоения. Он действует как стимулятор активной поисковой и продуктивной деятельности по удовлетворению потребностей, воспроизводству физических и духовных сил человека. Интерес проявляется в двух психологических состояниях, таких как внимание и стремление. Особая форма активности – социальный интерес – связана с освоением ценностей социальной группы. Реализации интереса предшествует установка человека на объект внимания. Установка – готовность личности к определенной активной деятельности, которая зависит от потребностей и конкретных условий (Д.И. Узнадзе). Установка может рассматриваться как готовность субъекта, его предрасположенность к целенаправленной устойчивой деятельности по отношению к конкретному объекту воздействия (А.В. Покровский). Кроме того, под установкой понимается внутренняя готовность личности к конкретной деятельности (М.Е. Дуранов, В.Б. Орлов). Оптимальное удовлетворение потребностей человека является первопричиной достижения успехов в физкультурно-спортивной деятельности. Занятия физической культурой, спортом и туризмом воздействуют на биогенные процессы в организме человека и предоставляют ему определенные блага такие, как: – получение и закрепление прикладных навыков и умений; – достижение и сохранение оптимальной готовности к профессионально-трудовой деятельности путем освоения и использования новых видов духовной и физической активности; – совершенствование психофизических способностей и качеств; – достижение и поддержание физического совершенства, обеспечение рационального двигательного режима; – профилактика отклонений от нормы физического состояния; – компенсация односторонних влияний среды и деятельности; – реабилитация, восстановление физических сил, энергетических и пластических ресурсов в естественном цикле жизнедеятельности человека; – реабилитация способностей и качеств, ослабленных в результате нештатных отрицательных отклонений от нормального состояния организма, и устранение патологических изменений в организме и др. Проявление активности человека в обществе с другими людьми и социальными институтами не является хаотичным, а характеризуется определенными нормами и правилами – поведением. Поведение обусловлено общественным сознанием индивида и гражданской позицией личности и во многом зависит от культуры. Культура (от лат. «возделывание, обработка») – неприродное явление и процесс внесения людьми прогрессивных изменений в материальную и информационную среду, в социальную практику. Несомненным культурным благом для человека являются разнообразные информационные и функциональные процессы, которыми сопровождаются физкультурно-оздоровительные, туристи-ческие и спортивные увлечения. Они сглаживают негативные эмоциональные нагрузки, организуют культуру поведения и образа жизни людей. В то же время недостаток воспитания может любое культурное мероприятие привести к негативным последствиям. В приобщении человека к ценностям физической культуры большое значение имеют средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы и т.п. Но следует отметить, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Это наглядно проявилось в трансляции футбольного матча между сборными командами России и Японии на чемпионате мира в 2002 году. Толпа разъяренных болельщиков, недовольная результатами матча, начала крушить все, что подвернется под руку. Это свидетельствует в первую очередь о воспитании молодежи в стране. В целом же средства массовой информации положительно влияют на приобщение людей к ценностям физической культуры и спорта. Социологический анализ культурного поведения человека во многом опирается на естественно-научные сведения, в частности данные психоанализа. Человек в основном сознательно принимает решения о своем поведении и изменении условий жизни. В системном психоанализе австрийским врачом З. Фрейдом сделано заключение, что на развитие и состояние психики человека активно влияют явления и механизмы неосознаваемых природных потребностей. По его мнению, обще-энергетическим началом человеческого поведения являются инстинктивные влечения: «мортидо» – агрессивные и «либидо» – сексуальные. Они основаны на врожденных потребностях и инстинктах, не зависят от воли и рассудка людей. В то же время в обществе воздействие окружающих людей формирует у человека определенные социальные нормы, что является основой поведения. Эти нормы, как и культура, представляя собой совокупность ограничений, запретов, приводят к вытеснению первичных (природных, естественных) потребностей и влечений из организованной жизни человека. Человек вынужден жить и действовать в обществе, сообразуясь с установившимися нормами и правилами, традициями и законами. Однако вытесненные в сферу бессознательного влечения инстинкты не исчезают бесследно. Стремление к удовлетворению сексуальной потребности является, по Фрейду, основным фактором всего человеческого поведения. Ее правильное удовлетворение равнозначно психическому здоровью. Неудовлетворение же вследствие вынужденного полового воздержания вызывает у человека страдательное беспокойство, биогенный дискомфорт, что сказывается на его эмоциональном напряжении и социальном поведении, приводит к агрессивным поступкам. Занятия физическими упражнениями, оздоравливая организм, способствуют устойчивому сохранению и поддержанию сексуальных функций человека, что в свою очередь содействует удовлетворению его важнейших жизненных потребностей. Эти потребности реализуются в конкретном социальном поведении, в физкультурно-спортивной деятельности. Абстрактные понятия «спорт», «физкультура», «рекреация» наполняются реальной жизнью лишь благодаря и в результате активности людей, удовлетворяющих свои те или иные потребности. В ряду разнообразных побуждений человеку свойственны самые сильные и престижные. Это может быть стремление стать великим, сделать карьеру, жажда власти, лидерства и т.д. Престижные побуждения в своей основе имеют объективную жизненную потребность сохранить постоянство внутренней среды и устойчивость благоприятного для жизни состояния среды внешней. Занятия спортом и особенно высокие спортивные достижения создают условия для удовлетворения потребностей человека в престиже. Престиж (от франц. preesstige – обаяние, очарование) – общественное мнение о признании достоинств. Стремление к удовлетворению потребностей приводит к возникновению у человека мотива действий. Термин «мотив» (от лат. movere – приводить в движение, толкать) многозначен, применяется для определения всех тех факторов, которые вызывают какое-либо действие. Сознательный мотив действий человека обретает содержание с помощью слов, имеет конкретную формулировку. В случае если человек не сформулировал мотива действия, то такое действие оказывается немотивированным. Мотив, закрепленный в сознании в вербальной форме, позволяет наметить цель действия, что превращает действие в деятельность. Нередко причиной начала действий являются факторы эмоционального характера, связанные с предшествующим опытом человека и существующим у него в данный момент настроением. Социологическое понятие личности Проблема личности исследуется многими науками и является по сути дела предметом междисциплинарного изучения. Особое место проблема личности занимает в социологии физической культуры и спорта. Следует отметить, что в научной литературе проводится разграничение таких понятий, как «человек», «индивид», «личность». Человек – самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств. Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. Личность – устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу, включенному в систему социальных связей и отношений. Личность в структуре любой деятельности понимается как: – реальный участник социальных взаимодействий, субъект и объект социальных отношений общества, в котором человек осуществляет свою деятельность; – продукт социальной среды, системы общественных отношений, носитель и исполнитель социальных ролей; – реальный носитель и фигурант социальных отношений общества, общее социально-историческое в индивиде, характеристика его социально-типических черт и сущностная социальная характеристика индивида. Основными характеристиками личности являются ценностные ориентации, направленность личности, нравственность, мораль. Ценностные ориентации – определенная система ценностей, сформировавшаяся в процессе ознакомления человека с окружающей его действительностью в связи с активным вхождением и включением человека в эту действительность. Ценностные ориентации могут рассматриваться как система установок личности на социокультурные и нравственные нормы общества. На формирование и развитие личности влияет непосредственное прямое общение и взаимодействие с людьми в процессе физкультурно-спортивной деятельности, а также антропогенная среда обитания. Среди различных видов деятельности, формирующих ценностные ориентации учащейся молодежи, физической культуре принадлежит особое место. Ее особое место заключается в том, что она выполняет социальный заказ общества, формирует качественный состав молодого поколения. Направленность личности – это эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты отношения человека к обстоятельствам жизнедеятельности. Направленность личности включает совокупность устойчивых интересов, склонностей, убеждений и мотивов, определяющих характер и целеустремленность деятельности человека. Нравственность – проявление потенциальной универсальности человека в установлении отношений к другим людям и к самому себе на основе осознания социального смысла решений, поступков и деятельности. Мораль – внешняя целесообразность поведения и действий индивида как члена социальной группы и конкретная система общих требований и норм поведения, обязательная для каждого члена данного общества. Личность имеет три взаимосвязанные структуры. Нейрофизическая структура – генетические, природные субстанциональные функциональные качества и способности, биогенные, психофизические, психомоторные свойства индивида, развиваемые в процессе жизнедеятельности и обеспечивающие индивидуально-конкретный стиль поведения и деятельности человека. Они отражаются в его темпераменте, типе вышей нервной деятельности индивида, в индивидуальном стиле поведения. Социальная структура определяется социальными ролями и опытом деятельности человека в определенной социальной среде, накоплением знаний, умений и навыков социального взаимодействия и подкрепляется энергетикой индивида. Психическая структура – высший уровень личности, информационный комплекс духовных устремлений, ценностных ориентаций и нравственности, включающий направленность личности, индивидуальные влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, этические принципы и мировоззрение человека. Развитие и формирование личности фундаментально связано с развитием культуры общества и личной культуры индивида. Культура – совокупность исторически развитых идей, связанных с удовлетворением жизненных потребностей и воплощенных в целесообразно произведенных духовных и материальных ценностях, определяющих образ и стиль общественной жизни людей. В обществе встречаются люди, которые по своему поведению, чертам характера, иногда повторяют действия друг друга. Базисная личность – комплекс свойств и черт, относительно чаще проявляющихся у членов данного общества. Она иногда понимается как «национальный характер». Нормальная личность: – средняя в статистическом смысле личность, которой присущи наиболее распространенные и традиционные в данной социальной среде качества и способы действий, манеры поведения и стиль жизни; – конформистски приспособившаяся и действующая в рамках установленных социальных критериев и регламентаций личность; – целостная личность, в которой все элементы функционируют в координации друг с другом. Каждый человек использует свои возможности и реализует культурный идеал личности различными индивидуализированными способами в зависимости от социальных компонентов образа жизни – своего общественного положения и социальной роли. Возможности – потенциальные условия реализации интересов. Возможности могут быть индивидуальными, непосредственно свойственными природным и жизненным качествам конкретного человека. Кроме того, общество создает и предоставляет в распоряжение индивида законодательные, нормативно-правовые, социокультурные, экономические, информационные, охранительно-защитные, образовательные, здравоохранительные обстоятельства жизнедеятель-ности человека в реальных социально-исторических условиях. В процессе жизнедеятельности человек развивается и совершенствуется, т.е. приобретает определенный статус. Статус определяется, с одной стороны, как достигнутое в результате самосовершенствования за счет собственных усилий положение в обществе, а с другой – как обеспечиваемое обществом положение по принципам, устойчиво действующим на данном историческом этапе. Роли – устойчиво сохраняемые и выполняемые конкретные социальные функции, соответствующие социальному статусу индивида: а) инициативно избираемые, принимаемые и осваиваемые; б) ожидаемые и предписываемые социальной средой. Социальная роль – относительно постоянная и внутренне связанная система поступков и действий, выполняемых в соответствии с образцом, которых ожидает окружающая социальная среда в зависимости от социального положения (статуса) индивида. Роли – институ-циализированные функции, соответствующие социальному статусу, положению в обществе позиции в группе, подлежащие социальному контролю. В зависимости от социальных ролей личность в обществе наделена правами и обязанностями. Права – действия, основанные на ожидании индивидом того, что другие будут вести себя по отношению к нему, как это принято в группе, предписано установлениями. Обязанности – ожидание другими от индивида поведения, соответствующего его социальному статусу, положению. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто главный статус человека обусловлен его должностью (тренер команды, менеджер команды, генеральный директор клуба и т.п.). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях). Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (член сборной команды страны, олимпийский чемпион и т.д.). Выделяются естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, детство, юность). Профессионально-должностной – это базисный статус личности. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (спортивный чиновник, президент федерации по видам спорта). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей, а каждая роль описывается пятью основными характеристиками: - эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности; - способ получения: одни предписываются, другие завоевываются; - масштаб: часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта; - нормализация: действие в строго установленных правилах либо произвольно; - мотивация: на личную прибыль, на общее благо. Социальная роль может рассматриваться в двух аспектах: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Между ними не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Роль индивида определяется, прежде всего, тем, что ожидают от него другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Фактически «Я» личности, Я-концепция индивида формируется и развивается в процессе взаимного социального взаимодействия и общения, во многом зависит от реакции окружающих людей, от их оценки индивида. Самооценка приводит к неадекватным, несогласованным с ожиданиями окружающих действиям. Заниженная самооценка приводит к комплексу неполноценности, неуверенности в своих силах, в своем положении в социальной среде. Правильно оценивать свои действия особенно важно перед ответственными соревнованиями. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, его желаниями достичь намеченных результатов, превзойти достижения других (что вполне естественно в условиях спортивной борьбы). Деловая и жизненная уверенность индивида базируется на его самоуважении, которое определяется отношением успех/притязания. Повысить уровень самоуважения возможно двумя путями: а) увеличив достижения; б) сделав свои притязания более скромными. Социальные роли предписываются индивиду обществом в разных количествах и сочетаниях, что зависит от жизненных условий индивида. Сумма социальных ролей (в семье, в кругу друзей, в спортивной жизни) становится и ощущается внутренней сущностью «Я» социального происхождения. Когда индивид сталкивается с конфликтом нескольких ролей и требований, то руководствуется субъективным «Я», которое обычно являет собой комплекс положительных представлений о себе, часто противопоставляемый невыгодным оценкам окружающих. Отраженное Я («зеркальное») – комплекс, сформированный на основе того, что, по мнению индивида, о нем думают другие люди. Общество, в котором живет человек, в некоторой степени ограничивает удовлетворение его потребностей вводимыми нормами социального поведения и общественно признаваемыми ценностями. Ценности – информационные, энергетические и (или) предметно-вещные образования, объекты, которые человек наделяет значением, важным для удовлетворения своих потребностей. Ценность – предмет, материальный или идеальный, действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость. Ценности в общественной жизни – коллективный продукт, составная часть культуры индивида и коллектива. Они во многом проявляют себя регуляторами человеческих стремлений и поступков. Интенсивность и результативность влияния на личность людей и социальной среды зависят от обращенных к индивиду ожиданий и предъявляемых ему требований, а также организованного и осуществляемого социального контроля, формами которого являются: – поощрение социального поведения человека; – наложение штрафных санкций (моральных, денежных, материальных); – ограничение взаимодействия с человеком лишь установленными формальными требованиями (правовыми, производственными); – непризнание интересов и потребностей человека; – прекращение взаимоотношений и взаимодействия с человеком, бойкот; – реабилитация прав ранее наказанного (формально или неформально) лица и восстановление отношений и взаимодействия с ним членов сообщества. Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом. |
« Пред. | След. » |
---|