Физическая культура организация |
Страница 12 из 14 Социальная принадлежность Социальная принадлежность человека к одному из слоев общества играет существенную роль в процессе социализации. Социальный слой, являющийся основой дифференциации общества, выступает той сферой, в которой осуществляются бесчисленные процессы социализации и где начинаются процессы формирования личности. Принадлежность к тому или иному социальному слою кардинальным образом влияет на биографию личности. Многослойная структура общества различает людей по степени пользования такими благами, как доходы, богатство, власть, статус, стиль жизни, состояние здоровья, жизненные перспективы, число детей, круг интересов, потребности, место и район проживания, уровень образования и многое-многое другое. Большинство ученых, исследующих социальную специфику процессов социализации, исходят из той оценки социальной стратификации, для которой принадлежность к определенной профессии, уровень доходов, образование, полученное в школе, и в известной степени место жительства представляются решающими критериями социальной принадлежности. Эта схема предполагает деление социальных слоев на верхние, средние и нижние, причем более тщательное изучение вопроса позволяет провести различия между этими слоями. Ввиду того, что убедительной теории социальной стратификации пока еще не существует, в основном исследуются нижние и средние слои общества. Оба слоя отличаются разным качеством жизни, что выражается в несходстве работы, ценностных ориентаций, полученного воспитания, речевого поведения, социальных жизненных перспектив и вообще круга общения. Связанный с физической активностью «кодекс хороших манер» как воплощение правил и норм, регулирующих представления о двигательной активности и ее характер, позволяет сделать вывод о различном отношении разных социальных слоев к этой проблеме. Так, представители средних слоев с большим пониманием относятся к физической стороне своего существования, уделяя «культуре тела» больше внимания. Физическая активность и отношение к физической, телесной природе человека наглядно проявляются и в отношении к проблемам здоровья, которое для современного человека, измученного стрессами и бешеным ритмом жизни, приобретает все большее значение. В отношении к проблемам здоровья также наблюдаются различия, обусловленные социально-стратификационной спецификой. Стратификационные различия проявляются и в отношении к спорту. Представители средних и высших социальных слоев гораздо чаще занимаются спортом, чем люди, принадлежащие к низшим социальным слоям. Число тех, кто никогда не занимался спортом, в низших социальных слоях значительно выше, чем в более высоких. Также установлено, что представители более высоких социальных слоев затрачивают больше времени на спортивную и игровую активность, чем представители низших слоев. Выясняется, что спортивные интересы представителей различных социальных слоев качественно отличаются друг от друга. Представителям высших слоев нравятся одни виды спорта, представителям низших слоев – другие. Можно утверждать, что существуют виды спорта, на которые у различных групп населения наложено табу (гольф, керлинг и др.). В качестве особого аспекта этого общего утверждения следует напомнить еще о том, что различия, обусловленные стартификационной спецификой, наблюдаются и в профессиональном спорте. Так, если в теннисе, считающимся элитным видом спорта, большинство представителей высших социальных слоев, то в профессиональном боксе, баскетболе – низших социальных слоев. Для преподавателя физкультуры важно учитывать неодинаковые уровни развития моторики у детей различного социального происхождения. Поскольку моторика в большой степени зависит от упражнений, учитель физкультуры, создав благоприятные условия для обучения, сможет компенсировать существующие недостатки в двигательной активности детей. Между тем со стороны учителя было бы недальновидным объяснять возникающие в ходе преподавания трудности и проблемы только социальной принадлежностью учащихся и на этой основе вырабатывать свои решения. Социальное происхождение учеников может явиться одним из препятствий в учебном процессе, и оно может послужить причиной в тех или иных случаях для определенных поведенческих стереотипов, но его значение нельзя переоценивать. Было бы ошибкой сводить моторные качества учеников к социальной принадлежности, поскольку убедительные результаты исследований по этому вопросу отсутствуют. Следующим детерминантом социализации является половая принадлежность. Поводом к изучению половой проблематики социализации первоначально послужил широко понимаемый вопрос о сущности человека, которую намеревались изучать с точки зрения половой принадлежности. В соответствии с ней мужской и женский пол несет свое определение в себе самом – оно дано ему как бы самой природой. С точки зрения социологии физической культуры половая принадлежность рассматривается в тесной связи с понятием «тело», потому что именно тело определяет, можно ли считать данное человеческое существо мужчиной или женщиной. В связи с этим представляется интересным рассмотреть в социокультурном аспекте проблематику пола как одну из детерминант социализации в области воспитания, преподавания и двигательной активности. В настоящее время в школах и других учебных заведениях осуществляется совместное обучение юношей и девочек по предмету физическая культура. Существуют и противники такого обучения. В то же время достоверных исследований по вопросу правомерности данного подхода к преподаванию пока не существует. Наметившаяся тенденция к увеличению сторонников совместного обучения объясняется, по всей видимости, существованием таких особенно ценимых в наше время целей обучения, как коммуникабельность, партнерские отношения, терпимость, готовность помочь, овладение навыками социально-корректного поведения, чуткость и т.д. За последние годы значительно увеличилось количество видов спорта, ранее считавшихся сугубо мужскими, в которых активно выступают женщины (тяжелая атлетика, бокс, борьба, футбол и др.). Это, по-видимому, свидетельствует о сглаживании различий между мужчинами и женщинами, занимающимися спортом. Вследствие этого ослабевает влияние полового фактора. Однако нельзя забывать о том, что в спорте высших достижений, а также в массовом спорте и в школьной физкультуре различия между детьми, обусловленные половой спецификой, существуют. Пол, вне всякого сомнения, является существенным фактором физической социализации, наряду с культурными, общественными и социально-стратификационными особенностями. Социологическая структура общества Физическая культура и спорт как объективные явления бытия используются и реализуются в обществе. Для социологии физической культуры и спорта наиболее значимым является институциональный подход к определению общества. Согласно ему общество – это система социальных институтов и организаций, в рамках которой осуществляется жизнедеятельность людей. Выделяя наличие институтов и организаций как главного признака общества, сторонники этой концепции подчеркивают, что именно они формируют структуру всевозможных форм коллективной жизни, гарантируют воспроизводство социальных отношений и устойчивость. Именно здесь осуществляется деятельность людей, направленная на овладение ценностями физической культуры и спорта, формируются взгляды, суждения, убеждения на данную сферу жизнедеятельности. В современной отечественной социологии общество часто определяется как исторически сложившаяся относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. Общество характеризуется определенным способом производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. К основным устойчивым характеристикам современного общества относятся: универ-сальность, автономность, интегративность. Универсальность общества определяется многообразием социальных связей и отношений, всей совокупностью социальных групп, институтов и общностей, сложившихся в границах определенного территориального пространства. Благодаря своей универсальности общество может создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей в физическом совершенствовании, организации активного досуга и предоставлять возможности для их самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек способен развивать свои личностные качества, приобретать необходимые навыки, знакомиться с достижениями культуры и науки. Автономность общества характеризуется способностью существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. В обществе создаются особые институты, обеспечивающие координацию различных сфер жизни. Интегративность общества проявляется в том, что ему удается включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях сложнейшую структуру общественных отношений. В то же время общество обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности. Таким образом, общество – это необычайно сложный вид организации совместной деятельности людей. Оно включает в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Общество обладает такими механизмами само-регуляции, которые позволяют ему поддерживать свою целостность, интегрировать социальные группы и подчинять своей логике поведение людей, побуждая их воспроизводить в своих действиях единую ткань социальной жизни. Тенденции изменения социальной структуры общества и их влияние на физическую культуру и спорт Изменения в социальной структуре общества характеризуются социальной стратификацией. Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Социальная стратификация наглядно проявляется в период социально-экономических и политический изменений, происходящих в обществе. В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этакратической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть хозяйственно-экономической элиты, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Можно по-разному оценивать сущность, состав и структуру этого слоя, но нельзя не видеть, что переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претен-дующие на самые высокие места в системе общественной иерархии. В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности, что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности. Изменился характер и спорта высших достижений. Теперь большей частью он стал профессиональным и стал приносить неплохие доходы спортсменам. В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения. Так, если незадолго до распада советского государства децильный коэффициент (соотношение средних доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее обеспеченных слоев населения) равнялся пяти, то в настоящее время он постоянно увеличивается. Если в 1998 году соотношение было 1 к 13,8, то в первом полугодии 2004 – уже 1 к 15 (Л.И. Абалкин). С точки зрения социальной опасности разрыв должен быть не более чем 1 к 8. Иначе это чревато ростом напряженности в обществе и самое важное – сокращением доверия к власти. В-пятых, несмотря на существенную социальную полярность общества, начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют высокопродуктивные, инициативные и предприимчивые социальные категории (предприниматели, менеджеры, бизнесмены, фермеры, представители научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие и др.). Средний класс определяет стабильность социальной системы и одновременно обеспечивает ее динамичное развитие. Он заинтересован в осуществлении экономических реформ и выступает субъектом технологической модернизации и политической демократизации общества. В стратификационной структуре современного российского общества выделяются четыре слоя: верхний, средний, базовый и нижний (Т.И. Заславская). Верхний слой (6% занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Это политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и банков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. Верхний слой почти на 90% представлен мужчинами молодого и среднего возраста. Это самый образованный слой: две трети его представителей имеют высшее образование. Уровень доходов этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слоя и в 6-7 раз – доходы базового слоя. Верхний слой обладает самым мощным экономическим и интеллектуальным потенциалом и имеет возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ. Средний слой (18% занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей, полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего звена государственного аппарата, администраторов непроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этого слоя значительно выше, чем средний по стране, однако несколько ниже по сравнению с верхним слоем. По уровню доходов средний слой существенно уступает верхнему слою и соответственно заметно хуже его социальное самочувствие. Социологи рассматривают этот слой российского общества в качестве зародыша среднего класса в его западном понимании. Базовый слой (66% занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно в государственном секторе экономики. К нему относятся рабочие индустриального типа, значительная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, основная масса военнослужащих, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Около 60% этого слоя составляют женщины в основном среднего и старшего возраста. Только 25% его представителей имеют высшее образование. Уровень жизни этого слоя, и прежде невысокий, в последние годы постоянно снижается (44% его представителей живут за чертой бедности). Хотя потребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой, весьма различны, их модель поведения в переходный период достаточно сходна: это приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус. Нижний слой (10% занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалификационным и трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.). Из них более 40% заняты в индустриальных отраслях и 25% – в сфере торговли, обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля пожилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социальных категорий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: 2/3 живут за чертой бедности, из них четверть – за гранью нищеты. Большинство представителей этого слоя выступают против реформ, а треть считает, что стране нужна диктатура. Наряду с этими основными слоями иногда выделяют также наличие «социального дна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д. Однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с их десоциализацией, изоли-рованностью от общества, включенностью в различные криминальные и полукриминальные структуры. Знание тенденций изменений социальных основ общества необходимо специалисту физической культуры и спорта для определения задач по обучению и воспитанию молодого поколения, выявления интересов и потребностей для занятий физическими упражнениями, формулирования стратегических задач развития массового спорта и спорта высших достижений. |
« Пред. | След. » |
---|