Физическая культура организация |
Страница 11 из 14 Социализация личности Для достижения целей, удовлетворения потребностей человек ведет в обществе активную жизнь, вступает в различные социальные связи, осуществляет взаимодействие с людьми. Социализация личности – процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества. Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование». Она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий. Социализация личности в сфере физкультурно-спортивной деятельности включает в себя ряд этапов (детство, юность, зрелость, старость). Наиболее интенсивно социализация осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи, или, как их еще называют, первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. Ели родители понимают важность физического развития и приобщения ребенка к занятиям физическими упражнениями, то большая вероятность, что эти параметры будут сохранены и в дальнейшем. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения. Занятия физическими упражнениями становятся обязательным предметом и строго регламентированы. На данном этапе ребенок приобщается к занятиям спортом, сообразуясь со своими способностями. Очень важен юношеский этап социализации (13-19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют свое место в окружающей жизни. В этом возрасте приходят первые, достаточно весомые спортивные успехи. А в некоторых видах спорта (гимнастика) и всемирная известность. Сложность социализации «переходного» периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую, культурную и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализация, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних. Так, известный по анекдотам образ «нового русского» начала перестройки, когда бизнесмен непременно ассоциировался с красным пиджаком, растопыренными пальцами, золотой цепью и огромным животом, вываливающимся из брюк, уходит в небытие. На смену ему приходит имидж совсем другого человека, который элегантен, подтянут, учтив, общителен, с оптимизмом смотрит в будущее, всем своим видом показывающий, что ему не чужды физические нагрузки, здоровый образ и стиль жизни. В последние годы все активнее проявляется тенденция взаимного проникновения спорта и бизнеса. С одной стороны, происходит коммерциализация спортивных соревнований, а с другой – идеи здорового образа жизни овладевают умами деловых людей, которые становятся завсегдатаями спортклубов и площадок. Ресоциализация чаще всего связана с изменением статуса личности, ее профессии или служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих свои ценностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности. В период старости с выходом на пенсию завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация позволяет людям пожилого возраста вносить существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям. В демократическом обществе социализация должна быть ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, что очень важно в условиях современного российского общества. Проблема социализации возникла на рубеже 60-х годов прошлого столетия и связана с реформами в области образования. Постановка проблемы социализации исходит из требования о предоставлении всем детям равных возможностей и устранении барьеров в образовании для детей, обделенных в социальном отношении (Э. Майнберг, 1995). Более того, в тот период существовало «ложное» представление об одаренности, которое оценивало феномен одаренности, как совокупность генетически обусловленных качеств натуры. То, что одаренность развивается в результате взаимодействия природных задатков и окружающей действительности, многими исследователями не воспринималось. Результаты исследований Немецкого совета по вопросам образования (1966) установили, что одаренность определяется не только природными задатками, но в еще большей мере обусловлена окружающей действительностью. Это и обеспечило развитие исследований в области социализации. С другой стороны, повышенное внимание к проблеме социализации объясняется расширенной интерпретацией физической культуры и спорта в обществе. Физическая культура и спорт оформляются как самостоятельные подсистемы общества, такие же, как экономика, воспитание, наука и пр. Была открыта связь спорта с обществом и его политизация как в любительском спорте, так и в спорте высших достижений. Осознание взаимосвязи между спортом и обществом, равно как между спортом и политикой, способствовало росту интереса к проблемам социализации в области игры и спорта. Существуют и другие факты, разъясняющие интерес к проблеме социализации. Это стремление выстроить науку о физической культуре и спорте на социально-научном фундаменте. Растущий интерес к проблемам социализации является ярким примером происходящего в науке о физической культуре отхода от традиционной теории, основные аргументы которой опирались на идеи антропологии. В значительной степени обращение к вопросам социализации является признаком новых веяний и критического пересмотра задач теории физической культуры и спорта как социальной науки. Выше были перечислены основные этапы социализации. Не умаляя значение каждого этапа, следует более подробно остановиться на рассмотрении двух особенно важных для социализации индивидуума этапах – семьи и школы. Семья как одна из инстанций социализации Семья является такой инстанцией социализации, которая благодаря близким отношениям, связывающим членов, имеет фундаментальный характер для социализации. В силу выполняемых функций семью часто называют «первичной инстанцией социализации» В семье приобретаются первые важные установки, манеры поведения, ориентиры эмоционального и мотивационного поведения. Какую школу будет посещать ребенок, к какой группе ровесников примкнет, в какой союз вступит – все это вопросы, решение которых в значительной степени зависит от семьи. В семье уже сформирован определенный тип культуры, поэтому в ней происходит нечто вроде предварительной социализации. Предположительно семья влияет на двигательную социализацию, побуждая, требуя и ограничивая двигательную активность ребенка, побуждая тем самым к занятиям физическими упражнениями. В семье происходит выработка определенных мотивов, установок и позиций в соответствии с определенными критериями, нормами и ценностями. Она формирует начальные представления ребенка о физической культуре и спорте, закладывая их в его сознание на последующую жизнь. В настоящее время еще нет точных данных, подтверждающих гипотезу, что соответствующий стиль воспитания, практикуемый родителями, влияет на развитие у детей интереса к физической культуре и спорту. В то же время установлено, что 55% опрошенных спортсменов сообщили, что и их родители занимались спортом, а 22% даже выступали в большом спорте и ставили рекорды (Э. Майнберг, 1995). Это частично позволяет предположить, что установка и пример родителей в их отношении к спорту определяющим образом влияют на спортивные поведенческие стереотипы молодежи. Таким образом, семья как первичная инстанция социализации может самым различным образом и способствовать, и препятствовать физической социализации. Это зависит от социального статуса родителей, а также той социальной политики, которую проводит государство по воспитанию подрастающего поколения. Школа как основополагающая инстанция социализации Школа – это сфера, где происходит формирование личности, составная часть ее культурно-личностного бытия. Поступление в школу для каждого ребенка означает начало нового периода в жизни, особенно важного именно в аспекте социализации. В школе ребенок приобретает новый опыт, связанный, например, с тем, что планомерное усвоение знаний предполагает вхождение школьника в союз одноклассников, его умение подчиняться существующим в нем правилам, учит беречь и поддерживать порядок в помещении, бережно относиться к школьному имуществу. Он сталкивается с такими новыми для себя ценностными критериями, как стремление к успеху, соревнование и конкуренция, которые в его дошкольной жизни в семье не имели существенного значения. В то же время школа может предстать для него местом, где господствует принуждение, сильно влияющее и на физическую социализацию. К специфической школьной структуре социализации относится и обязательное проведение занятий по физической культуре. Занятия физической культурой, спортом имеют социально-воспитательное значение. Преподавание физической культуры в школе наряду с задачами физического развития ребенка должно способствовать приобретению социальных навыков. Приобретение социальных навыков в процессе занятий физической культурой учитель может сознательно направлять и планомерно организовывать, но это может происходить с равным успехом и неосознанно. Будут ли занятия обеспечивать приобретение детьми социальных навыков, в конечном счете зависит от уровня подготовки учителя. План проведения урока предусматривает в основном овладение учебным материалом по каждому разделу физической культуры, и в частности обучение физическим упражнениям и двигательным навыкам. Однако подготовленный учитель может сообщать учащимся основные правила поведения в обществе, существующие нормы и общепринятые обычаи. Социальная и социализирующая функции в данном случае состоят в непроизвольном, «скрытом» воспитании социальных навыков, в ходе которого происходит неосознанное усвоение учащимися норм и ценностей общества. Процесс скрытого воспитания исходит из признания общезначимости норм, существующих в обществе, из факта стабильности и прочности социальных отношений. Учитель физкультуры обращает внимание на то, что преподавание явно преследует и такие цели, о которых не было заявлено официально, хотя они и могут приобретать очень большое значение. Распорядок, существующий в школьной структуре, может принудить ученика сделать то, чего ему делать, возможно, не хочется. Официально заявленным целям противостоят латентные, протекающие неконтролируемо процессы социализации, в ходе которых учащиеся знакомятся с нормами социального поведения, даже не отдавая себе в этом отчет. Характерным примером этого могут служить так называемые школьные ритуалы (школьные линейки, торжественные собрания и т.д.). Такие ритуалы служат для передачи институционно обусловленных требований руководящих инстанций. Классическим примером школьного ритуала является спортивный праздник, который должен подтвердить принадлежность школы к обществу, движимому желанием успеха и высоких достижений. Скрытое воспитание является важным инструментом школьной социализации. Речь в данном случае идет об отношении между латентным преподаванием социальных навыков и общественной оценкой приобретенных при этом навыков поведения. Такое воспитание способствует глубоко личностному, искреннему усвоению учащимися социальных заповедей, подчиняя индивидуальные интересы интересам группы. Уроки физкультуры в школе являются эффективными с точки зрения формирования социальных навыков, но этот процесс осуществляется опосредованно. Цель преподавания физкультуры сводится в основном к приобретению учениками двигательных навыков. Для того чтобы занятия носили эмоциональный характер, зачастую используются соревновательные методы в преподавании. Следовательно, иногда единственным ориентиром, которым руко-водствуется учитель физкультуры, становиться спорт, ставящий во главу угла достижение рекордов, побед, завоевание соответствующего места на соревнованиях. А это означает, что определяющей для уроков физкультуры становится идея соревнования и конкуренции. Препо-давание физкультуры выполняет социализирующие функции в силу этого как бы опосредованно, поскольку образ действий, определяющий характер внешкольного спорта, строго придерживающийся идеи соревнования, в неизменном виде, без каких-либо альтернатив воспринят школой. Будут или нет формироваться социальные навыки в процессе физкультурных занятий во многом зависит от уровня подготовки учителя. Учитель физкультуры должен осознать, что помимо официально заявленных целей обучения, каждый урок предусматривает и определенные скрытые цели. Осознание учителем факта существования скрытых целей обучения способно помочь ему дать реалистическую оценку возможностей социализации в ходе преподавания физкультуры. В то же время формирование социальных навыков (соревнование, конкуренция) на занятиях физической культурой не должно быть противопоставлено таким благородным, официально предписываемым целям, как самостоятельность, ответственность, эмансипация личности. Изучая вопросы социализации личности в процессе физкультурных занятий нельзя ограничиваться только такими инстанциями, как семья и школа. Существуют и другие факторы, которые оказывают существенное влияние на любой вид социализации, в том числе и на физическую социализацию. Существенные факторы социализации К существенным факторам социализации относятся культурные, общественные, социальные и половые факторы. Поведение человека, представления его о мире не только обусловлены влиянием культуры, но и поражают разнообразием своих конкретных проявлений. Можно с большой степенью вероятности утверждать, что существование таких культурных универсалий, как работа, игра и воспитание, носит специфическую окраску, характерную для того или иного типа культуры. В разных культурах воспитание осуществляется по-разному, далеко не во всех культурах игра осуществляется одинаково. То обстоятельство, что обусловленные культурными влияниями характерные особенности присущи и сфере двигательной активности, имеет немаловажное значение для физической социализации. Для моторики, множества разнообразных двигательных стереотипов, отношения к телу вообще характерна определенная культурная специфика. Поэтому манера двигаться и отношение к собственному телу, принятые в развитых странах, не являются общераспространенными и единственно возможными, а всего лишь одними из прочих. Существуют различные теории, показывающие влияние культуры на физическую социализацию человека. Большинство этих теорий исследует взаимосвязи между телесностью, культурой и обществом и вводит понятие «техника владения телом». Так, например, положение рук (а также плеч, предплечий, запястий и кистей) во время ходьбы отражает социальное положение индивидуума, его социальную специфику и ни в коей мере не является врожденным качеством (Кениг и Шмальфус, 1972). Культурное окружение и социальная среда решающим образом влияют на манеру держаться, на умение владеть своим телом. Каждая индивидуальная манера держаться и владеть своим телом обусловлена как социальными, так и культурными факторами. Следовательно, нельзя говорить о естественной, прирожденной походке, естественной технике бега и т.д. По степени физической подготовленности можно различать качество и характер движений, уровень умения владеть своим телом. Так, например, в большом спорте, нацеленном на рекордные достижения спортсмена, требуется особая быстрота и ловкость, вовсе не обязательная для обычной повседневной жизни. Таким образом, согласно теории «техники владения телом» периоды развития (воспитания) человека (детство, отрочество, юность, взрослая жизнь) играют существенное роль в приобретении двигательных навыков и умений. Та или иная культура участвует в решении вопроса о том, как осуществляется физическая социализация человека, а не «естественные», «нормальные» двигательные процессы. Стереотипы и техника движения формируются под влиянием культуры и в силу этого носят искусственный характер. Детерминантами социализации наряду с культурными факторами являются и общественные факторы. Преобладающие в обществе ценности и нормы отражаются и на физической социализации человека. Поскольку спорт и игра не существуют вне общества, они являются его отражением. Структурные признаки общественной системы определяют и характер спорта как одной из подсистем общества. Большинство исследователей высказывается за неоспоримую связь между спортом и обществом. Именно современное, постиндустриальное общество демонстрирует впечатляющее зрелище того, как тесно соединены между собой спорт и общество. Примером этого являются сложные в техническом исполнении и техническом оснащении виды спорта. Например, для успешного выступления в лыжных гонках необходимы современные мази, надлежащая обувь, оптимальный лыжный инвентарь и форма. Все это возможно только при наличие высокоразвитого производства в обществе. Велико значение и техники в современной физической культуре, которое проявляется в контроле над спортивными достижениями, в строительстве различных сооружений, в различного рода приборах и оборудовании. Кроме того, существуют такие виды спорта, в которых невозможно обойтись без применения специальной техники. Технизация, отличительный признак нашего современного общества, проявляется как в спорте высших достижений, так и в массовом спорте. Общество является тем социальным институтом, в котором осуществляется воспитание человека. Каждое общество предпочитает определенные стереотипы воспитания, которые оказывают существенное влияние на игровое поведение детей. Здесь велика роль родителей. От того, какие ценности предстают перед ребенком, когда родители обучают своих детей, такие ценности и являются образцом для подражания в играх детей. Следовательно, общество, в которое должен вписаться индивидуум, действует в качестве неотъемлемого фактора его телесно-физической социализации. |
« Пред. | След. » |
---|