ГЛАВНАЯ

ЗАПИСКИ ФИЛОСОФА Ю

Оглавление
ЗАПИСКИ ФИЛОСОФА Ю
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13


ДЛЯ СЛЫШАЩИХ, ДА И ГЛУХИХ ТОЖЕ

За последнее время в российских литературных изданиях
было опубликовано немало статей, посвященных «новому реа-
лизму». Что такое «новый реализм»? Это достаточно сумбур-
но продекларированное желание нескольких писателей что-то
над реализмом надстроить. Думаю, прежде, чем понять: что
надстраивают «новые реалисты» над основами реализма, нуж-
но вспомнить сами эти основы. Вот Михаил Бойко в своей,
опубликованной в «Литературной газете», статье «О дивный
новый реализм» считает, что основы реализма предельно рас-
плывчаты:
…«реализм»… интуитивно понятный …тут же расплыва-
ется, как только мы пытаемся дать ему мало-мальски научное
определение...
Позволю себе с г. Бойко не согласиться. Твердь реализма –
беседку, в которой располагаются опирающиеся на реализм и
надстраивающие над ним писатели, поддерживают достаточ-
но определенные основополагающие принципы. Я назову эти
принципы столпами. Всего столпов реализма, на мой взгляд,
пять:
Столп первый: объективное отражение действительности в
опоре на чувствование.
Столп второй: стремление выразить с помощью художе-
ственных построений правду жизни. Типизация этой самой
правды.
Столп третий: декларируемая опора на материализм, как
единственную правду о бытие, и уничижение идеализма, как
вреднейшей лжи. Отрицание Души и Бога.
Столп четвертый: желание гуманизма.
Столп пятый: некая внутренняя наполненность. Та, что от-
личает картину от фотографии.
«Реалисты новые», если они уж решили присесть на лавоч-
ку беседки реализма, должны объяснить: чем именно реализм
они обогащают. Никаких внятных объяснений в высказываниях
самих «новых реалистов» я не нашел. Невозможно определить
сущность «нового реализма» и по названию. ...В понятии «но-
вый» нет содержательного представления сущности… Так за-
метил г. Бойко, и я к нему присоединяюсь. Ведь, согласитесь,
появись какой-нибудь, к примеру, «реализм милосердный» – со-
держательное представление подобного течения было бы куда
более ясным.
Может, я чего-то не вижу в силу своей литературной близо-
рукости? А вот, например, Дмитрий Колесников видит гораздо
дальше? Г. Колесников в своей опубликованной в «Литератур-
ной России» статье «В защиту нового реализма» растолковыва-
ет «новый реализм» как «действенный гуманизм». Мол, явная
надстройка над столпом четвертым. Но вот только – «действен-
ный» – в чем? Я подозреваю, что и у предложенного г. Колес-
никовым термина «содержательное представление сущности»
также отсутствует.
Еще г. Колесников пытается увидеть «новый реализм» син-
тезом классического реализма с модернизмом. Напомню: мо-
дернизм – обозначение всех авангардистских направлений в
культуре двадцатого века. Пожалуй, г. Колесникову стоило бы
конкретизировать: что привносят в реализм те же футуризм и
экспрессионизм? Поскольку же г. Колесниковым не указаны и
не разобраны примеры подобного синтеза, дальнейший разго-
вор на эту тему не имеет смысла.
Однако, имеет смысл поговорить о мировоззрении несоиз-
меримо высшего порядка, чем любое из течений в искусстве,
мировоззрении, по величине равном реализму. Это мировоз-
зрение – идеализм. Если реализм опирается на пять столпов,
то идеализм – сам единый скрепленный духовностью «сверх-
столп». В основе вселенной идеализма Душа и Бог – две Пер
вичных идеи. Вы спросите: а реализм здесь причем? А я отве-
чу: именно идеализмом реализм и жив. Лучшие произведения
крупных писателей реалистов подпитаны идеализмом. Именно
поэтому – волнуют.
Что касается пяти столпов реализма. Чем же наполняет ды-
хание идеализма данные столпы?
О пятом столпе или некоей внутренней наполненности, той,
что отличает картину от фотографии. Эта наполненность и есть
исходящее от идеализма благотворное дыхание. Картина отли-
чается от фото именно тем, что одухотворена, что в нее худож-
ником (вольно или невольно) помещено предвкушение Бога и
частичка Души. То же о прекрасных статуях. Одухотворенность
всегда рождает желание благодарной молитвы Первичной идее.
То же о творчестве крупных писателей-реалистов. Заставляю-
щие сопереживать, положительные герои этих писателей всег-
да имеют Душу: ищущую, мечущуюся, любящую, преданную.
Эти герои верят: то ли в мечту, то ли в родину, то ли в любовь.
Пусть это и не идеализм в чистом виде, но и за мечтой, и за ро-
диной, и за любовью неизбежно сквозят Божественные черты.
Четвертый столп: гуманизм – так же крепок именно благо-
даря идеализму.
Истинный гуманизм проникнут верою в живую драгоцен-
нейшую ранимую человеческую Душу. Да и любовь к человеку
всегда: от Души к Душе.
Столп второй, как стремление выразить правду жизни.
Должен заметить, что уровней правды жизни несколько. Идеа-
лизм вовсе не отрицает тот, низший уровень правды, на котором
основывается реализм, уровень правды законов, управляющих
материей. Но есть же и высший уровень правды. Уровень, где
правду определяют поиски Душою каких-то смыслов своего су-
ществования, еще более высших уровней правд, и эти поиски за-
кономерно приводят к наивысшей правде двух Первичных идей.
Наиболее сложно взаимодействие идеализма с первым и
третьим столпами. Объективное видение реальности разве
впустит в себя две непознаваемых Первичных идеи? Матери-
ализм в своей наиболее агрессивной форме атеизма разве по-
зволит Душе и Богу подорвать единственность материи? Но на
практике, если этого хочет писатель, идеализм легко проникает
за объективность первого и третьего столпов, оставляя объек-
тивность внешне первичной и незыблемой. Ведь – объектив-
ность – что? Декорации, которые отодвинет именно тот, кому
это необходимо и кому дано, тот, кто осмелился верить в тайну
существующих истинных высших правил за декорациями.
Вернемся к «новым реалистам». Как на практике обогащают
они реализм? Я говорю о творчестве Романа Сенчина, Сергея
Шаргунова, Захара Прилепина, Ильи Кочергина, Германа Са-
дулаева. Материалистических взглядов вышеперечисленные
авторы придерживаются. Насчет объективного отражения
действительности в опоре на чувствование... Пытающиеся
развить первый столп реализма, однако не умеющие видеть по-
настоящему крупное и придающие значение мелочам, новые
реалисты уменьшили этот столп и превратили его в отражение
мелкой незначительной действительности в опоре на мелкое
незначительное чувствование. И это обилие мелкого и незна-
чительного в природе и человеке умаляет столп второй: отра-
жение правды жизни. Более того, правда уныло множественно
мелкая, заслоняющая правду волнующе единственно большую,
ту, что могла бы быть, становится ложью. Насчет гуманизма, то
есть любви к человеку и веры в человека. В тех вещах «новых
реалистов», которые я прочел, маленький внутренним человек
ведет бессмысленное существование, итог которого предсказу-
ем: настолько же бессмысленная гибель. Такой взгляд на чело-
века глубоко чужд гуманизму. В частности речь идет о прони-
занной неверием в человека военной прозе «новых реалистов».
Доступно об этом сказал г. Колесников:
… если в традиционной русской реалистической военной
прозе герой неизменно оказывается сильнее обстоятельств,
побеждая войну в моральном, духовном плане, то в книгах
юных «новых реалистов», подобных Аркадию Бабченко, Алек-
сандру Карасёву и Захару Прилепину, война неминуемо одержи-
вает верх над личностью, подавляет, растаптывает и безжа-
лостно губит её, не оставляя читателю никакой надежды и
никакого просвета…

Выводы: «новые реалисты» даже и не опираются на реализм.
Они реализм умаляют. Ведь, согласитесь, сами столпы-то вели-
чественны. Можно сказать, что «новые реалисты» строят рядом
с реализмом его уменьшенную искаженную копию. Я думаю,
если назвать их творчество «кукольной возней в огороженной
колючей проволокой песочнице», эта характеристика будет
иметь «содержательное представление сущности». Кстати, мы
еще не рассмотрели: что же делают «новые реалисты» со стол-
пом пятым? А вот об этом самом пятом столпе: одухотворенно-
сти, отличающей картину от фото, столпе, как мы ранее заме-
тили, живом именно идеализмом, «новые реалисты» не знают
вообще. Не подозревают, что эта одухотворенность существует.
Они ведь ярые атеисты. Они не верят в основу двух Первичных
Идей. И – потому – их романы и повести – не картины, а именно
фото обездушенных героев на фоне обездушенных жизненных
ситуаций. Это тонко подметила Лидия Сычева в своей статье
«Время жить»: «нет красоты выражения», «глубины пережи-
вания». Более того: «новый реализм» высосан из пальца людьми,
неспособными восхищаться прекрасным…
Пока писалась эта статья, в прессе появились довольно лю-
бопытные высказывания г. Садулаева. В своем интервью ежене-
дельнику «Однако» г. Садулаев заявляет об объединении писа-
телей Прилепина, Елизарова, Садулаева, Шаргунова, Рубанова,
Сенчина и Самсонова в группу 7.0. Чем же г. Садулаев объеди-
няет перечисленных писателей? Лозунгом «Игры закончились».
Под играми г. Садулаевым подразумевается «вся эстетика пост-
модернизма». Но данный лозунг всего лишь отрицание. А где
«содержательное представление сущности»? Ах, да. Нашел.
Г. Садулаев утверждает, что отныне участниками группы 7.0
будет создаваться «социальная, метафизическая, классическая,
мужская проза». Интересно, как данная творческая направ-
ленность выведена? Наверное, собрались вместе участники
будущей группы 7.0 и решили: отныне мы создаем только со-
циальную, метафизическую, классическую и мужскую прозу?
Да будет так! Кстати, а до этого писали, что ли, прозу женскую?
И асоциальную? Оставлю расплывчатость данного манифеста
в покое. Меня заинтересовал призыв г. Садулаева к метафи-
зике. Не означает ли данный призыв осознания уже бывшими
«новыми реалистами» бесплодности прежних своих взглядов и
желания впустить в свои вещи идеализм? Крайне любопытно
упоминание г. Садулаевым о Боге. В том же интервью г. Саду-
лаев утверждает, что «в человеческом существовании есть Бо-
гооставленность».
Я, конечно, тут же г. Садулаеву возражу, считая, что в че-
ловеческом существовании наблюдается Богоприсутствие. И,
вообще, я вижу дальнейшее развитие современной русской ли-
тературы именно в поисках и утверждении Богоприсутствия в
русском человеке. Честный перед собой и своим творчеством
писатель обязательно, взглянувший на русского человека, уви-
дит внутри – Душу. Он, несомненно, будет опираться на реа-
лизм, но реализм именно обогащенный лучами, проецирующи-
мися от «сверхстолпа» идеализма. Я верю, что будет так. И тог-
да великая русская литература изменит нашу жизнь к лучшему.
Ведь в этом, согласитесь, ее предназначение. Таково мнение и
г. Сычевой:
…Когда в нашу литературу вернётся «божественный гла-
гол» – всё изменится, жизнь преобразится. Она будет прекрас-
на!.. Если, конечно, каждый из нас что-то для этого сделает...
Спасибо вам, Лидия, за эти слова. Я думаю, только глухие
могут вас не услышать.


 
След. »

da

Связь с администратором сайта - Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Слово админиистраторам сайта

Огромное спасибо Евгению Шимко.Он превратил день нашего бракосочетания в самый настоящий праздник. Свадьба прошла отлично: ярко, сочно, живо, весело, элегантно, необычно, интересно, волнительно. Если вы решили соединить свои жизни, рекомендуем: вам - сюда. В общем, спасибо тебе, Женечка.

Читателю журнала "Мой берег"
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет.  Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет.
Rambler's Top100