ЗАПИСКИ ФИЛОСОФА Ю |
Страница 8 из 13 ДЛЯ СЛЫШАЩИХ, ДА И ГЛУХИХ ТОЖЕ За последнее время в российских литературных изданиях было опубликовано немало статей, посвященных «новому реа- лизму». Что такое «новый реализм»? Это достаточно сумбур- но продекларированное желание нескольких писателей что-то над реализмом надстроить. Думаю, прежде, чем понять: что надстраивают «новые реалисты» над основами реализма, нуж- но вспомнить сами эти основы. Вот Михаил Бойко в своей, опубликованной в «Литературной газете», статье «О дивный новый реализм» считает, что основы реализма предельно рас- плывчаты: …«реализм»… интуитивно понятный …тут же расплыва- ется, как только мы пытаемся дать ему мало-мальски научное определение... Позволю себе с г. Бойко не согласиться. Твердь реализма – беседку, в которой располагаются опирающиеся на реализм и надстраивающие над ним писатели, поддерживают достаточ- но определенные основополагающие принципы. Я назову эти принципы столпами. Всего столпов реализма, на мой взгляд, пять: Столп первый: объективное отражение действительности в опоре на чувствование. Столп второй: стремление выразить с помощью художе- ственных построений правду жизни. Типизация этой самой правды. Столп третий: декларируемая опора на материализм, как единственную правду о бытие, и уничижение идеализма, как вреднейшей лжи. Отрицание Души и Бога. Столп четвертый: желание гуманизма. Столп пятый: некая внутренняя наполненность. Та, что от- личает картину от фотографии. «Реалисты новые», если они уж решили присесть на лавоч- ку беседки реализма, должны объяснить: чем именно реализм они обогащают. Никаких внятных объяснений в высказываниях самих «новых реалистов» я не нашел. Невозможно определить сущность «нового реализма» и по названию. ...В понятии «но- вый» нет содержательного представления сущности… Так за- метил г. Бойко, и я к нему присоединяюсь. Ведь, согласитесь, появись какой-нибудь, к примеру, «реализм милосердный» – со- держательное представление подобного течения было бы куда более ясным. Может, я чего-то не вижу в силу своей литературной близо- рукости? А вот, например, Дмитрий Колесников видит гораздо дальше? Г. Колесников в своей опубликованной в «Литератур- ной России» статье «В защиту нового реализма» растолковыва- ет «новый реализм» как «действенный гуманизм». Мол, явная надстройка над столпом четвертым. Но вот только – «действен- ный» – в чем? Я подозреваю, что и у предложенного г. Колес- никовым термина «содержательное представление сущности» также отсутствует. Еще г. Колесников пытается увидеть «новый реализм» син- тезом классического реализма с модернизмом. Напомню: мо- дернизм – обозначение всех авангардистских направлений в культуре двадцатого века. Пожалуй, г. Колесникову стоило бы конкретизировать: что привносят в реализм те же футуризм и экспрессионизм? Поскольку же г. Колесниковым не указаны и не разобраны примеры подобного синтеза, дальнейший разго- вор на эту тему не имеет смысла. Однако, имеет смысл поговорить о мировоззрении несоиз- меримо высшего порядка, чем любое из течений в искусстве, мировоззрении, по величине равном реализму. Это мировоз- зрение – идеализм. Если реализм опирается на пять столпов, то идеализм – сам единый скрепленный духовностью «сверх- столп». В основе вселенной идеализма Душа и Бог – две Пер вичных идеи. Вы спросите: а реализм здесь причем? А я отве- чу: именно идеализмом реализм и жив. Лучшие произведения крупных писателей реалистов подпитаны идеализмом. Именно поэтому – волнуют. Что касается пяти столпов реализма. Чем же наполняет ды- хание идеализма данные столпы? О пятом столпе или некоей внутренней наполненности, той, что отличает картину от фотографии. Эта наполненность и есть исходящее от идеализма благотворное дыхание. Картина отли- чается от фото именно тем, что одухотворена, что в нее худож- ником (вольно или невольно) помещено предвкушение Бога и частичка Души. То же о прекрасных статуях. Одухотворенность всегда рождает желание благодарной молитвы Первичной идее. То же о творчестве крупных писателей-реалистов. Заставляю- щие сопереживать, положительные герои этих писателей всег- да имеют Душу: ищущую, мечущуюся, любящую, преданную. Эти герои верят: то ли в мечту, то ли в родину, то ли в любовь. Пусть это и не идеализм в чистом виде, но и за мечтой, и за ро- диной, и за любовью неизбежно сквозят Божественные черты. Четвертый столп: гуманизм – так же крепок именно благо- даря идеализму. Истинный гуманизм проникнут верою в живую драгоцен- нейшую ранимую человеческую Душу. Да и любовь к человеку всегда: от Души к Душе. Столп второй, как стремление выразить правду жизни. Должен заметить, что уровней правды жизни несколько. Идеа- лизм вовсе не отрицает тот, низший уровень правды, на котором основывается реализм, уровень правды законов, управляющих материей. Но есть же и высший уровень правды. Уровень, где правду определяют поиски Душою каких-то смыслов своего су- ществования, еще более высших уровней правд, и эти поиски за- кономерно приводят к наивысшей правде двух Первичных идей. Наиболее сложно взаимодействие идеализма с первым и третьим столпами. Объективное видение реальности разве впустит в себя две непознаваемых Первичных идеи? Матери- ализм в своей наиболее агрессивной форме атеизма разве по- зволит Душе и Богу подорвать единственность материи? Но на практике, если этого хочет писатель, идеализм легко проникает за объективность первого и третьего столпов, оставляя объек- тивность внешне первичной и незыблемой. Ведь – объектив- ность – что? Декорации, которые отодвинет именно тот, кому это необходимо и кому дано, тот, кто осмелился верить в тайну существующих истинных высших правил за декорациями. Вернемся к «новым реалистам». Как на практике обогащают они реализм? Я говорю о творчестве Романа Сенчина, Сергея Шаргунова, Захара Прилепина, Ильи Кочергина, Германа Са- дулаева. Материалистических взглядов вышеперечисленные авторы придерживаются. Насчет объективного отражения действительности в опоре на чувствование... Пытающиеся развить первый столп реализма, однако не умеющие видеть по- настоящему крупное и придающие значение мелочам, новые реалисты уменьшили этот столп и превратили его в отражение мелкой незначительной действительности в опоре на мелкое незначительное чувствование. И это обилие мелкого и незна- чительного в природе и человеке умаляет столп второй: отра- жение правды жизни. Более того, правда уныло множественно мелкая, заслоняющая правду волнующе единственно большую, ту, что могла бы быть, становится ложью. Насчет гуманизма, то есть любви к человеку и веры в человека. В тех вещах «новых реалистов», которые я прочел, маленький внутренним человек ведет бессмысленное существование, итог которого предсказу- ем: настолько же бессмысленная гибель. Такой взгляд на чело- века глубоко чужд гуманизму. В частности речь идет о прони- занной неверием в человека военной прозе «новых реалистов». Доступно об этом сказал г. Колесников: … если в традиционной русской реалистической военной прозе герой неизменно оказывается сильнее обстоятельств, побеждая войну в моральном, духовном плане, то в книгах юных «новых реалистов», подобных Аркадию Бабченко, Алек- сандру Карасёву и Захару Прилепину, война неминуемо одержи- вает верх над личностью, подавляет, растаптывает и безжа- лостно губит её, не оставляя читателю никакой надежды и никакого просвета… Выводы: «новые реалисты» даже и не опираются на реализм. Они реализм умаляют. Ведь, согласитесь, сами столпы-то вели- чественны. Можно сказать, что «новые реалисты» строят рядом с реализмом его уменьшенную искаженную копию. Я думаю, если назвать их творчество «кукольной возней в огороженной колючей проволокой песочнице», эта характеристика будет иметь «содержательное представление сущности». Кстати, мы еще не рассмотрели: что же делают «новые реалисты» со стол- пом пятым? А вот об этом самом пятом столпе: одухотворенно- сти, отличающей картину от фото, столпе, как мы ранее заме- тили, живом именно идеализмом, «новые реалисты» не знают вообще. Не подозревают, что эта одухотворенность существует. Они ведь ярые атеисты. Они не верят в основу двух Первичных Идей. И – потому – их романы и повести – не картины, а именно фото обездушенных героев на фоне обездушенных жизненных ситуаций. Это тонко подметила Лидия Сычева в своей статье «Время жить»: «нет красоты выражения», «глубины пережи- вания». Более того: «новый реализм» высосан из пальца людьми, неспособными восхищаться прекрасным… Пока писалась эта статья, в прессе появились довольно лю- бопытные высказывания г. Садулаева. В своем интервью ежене- дельнику «Однако» г. Садулаев заявляет об объединении писа- телей Прилепина, Елизарова, Садулаева, Шаргунова, Рубанова, Сенчина и Самсонова в группу 7.0. Чем же г. Садулаев объеди- няет перечисленных писателей? Лозунгом «Игры закончились». Под играми г. Садулаевым подразумевается «вся эстетика пост- модернизма». Но данный лозунг всего лишь отрицание. А где «содержательное представление сущности»? Ах, да. Нашел. Г. Садулаев утверждает, что отныне участниками группы 7.0 будет создаваться «социальная, метафизическая, классическая, мужская проза». Интересно, как данная творческая направ- ленность выведена? Наверное, собрались вместе участники будущей группы 7.0 и решили: отныне мы создаем только со- циальную, метафизическую, классическую и мужскую прозу? Да будет так! Кстати, а до этого писали, что ли, прозу женскую? И асоциальную? Оставлю расплывчатость данного манифеста в покое. Меня заинтересовал призыв г. Садулаева к метафи- зике. Не означает ли данный призыв осознания уже бывшими «новыми реалистами» бесплодности прежних своих взглядов и желания впустить в свои вещи идеализм? Крайне любопытно упоминание г. Садулаевым о Боге. В том же интервью г. Саду- лаев утверждает, что «в человеческом существовании есть Бо- гооставленность». Я, конечно, тут же г. Садулаеву возражу, считая, что в че- ловеческом существовании наблюдается Богоприсутствие. И, вообще, я вижу дальнейшее развитие современной русской ли- тературы именно в поисках и утверждении Богоприсутствия в русском человеке. Честный перед собой и своим творчеством писатель обязательно, взглянувший на русского человека, уви- дит внутри – Душу. Он, несомненно, будет опираться на реа- лизм, но реализм именно обогащенный лучами, проецирующи- мися от «сверхстолпа» идеализма. Я верю, что будет так. И тог- да великая русская литература изменит нашу жизнь к лучшему. Ведь в этом, согласитесь, ее предназначение. Таково мнение и г. Сычевой: …Когда в нашу литературу вернётся «божественный гла- гол» – всё изменится, жизнь преобразится. Она будет прекрас- на!.. Если, конечно, каждый из нас что-то для этого сделает... Спасибо вам, Лидия, за эти слова. Я думаю, только глухие могут вас не услышать. |
След. » |
---|
Аспекты культуры |
Древняя культура |
О литературе |
Золотой фонд |
Искусство |
Культура |
Культура века |
Культура и искусство |
Культура России |
Культура урока |
Культурология |
Мировая культура |
Народная культура |
Наука и культура |
Национальная культура |
О символизме и около |
Области культуры |
Образование |
Основы культуры |
Особенности культуры |
Программа культура |
Читателю журнала "Мой берег" |
---|
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет. Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет. |