ГЛАВНАЯ

ЗАПИСКИ ФИЛОСОФА Ю

Оглавление
ЗАПИСКИ ФИЛОСОФА Ю
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13

СТРАДАНИЯ ПО ДЕКАДЕНТСТВУ

Как часто в ответ на доброту мы наталкиваемся на грубость.
Вот и в Живом Журнале писателя Захара Прилепина в коммен-
тариях к одной из записей некий небезызвестный российский
журналист обращается к Захару: вы, мол, написали о Суркове
(заместителе руководителя администрации президента) удиви-
тельно героический красивый очерк... А в ответ ему – от При-
лепина:
…вы или неумны или не умеете читать(!!!)
…очерк о Суркове был прозрачен – я писал о человеке, ко-
торый пытается преодолеть собственное непобедимое дека-
дентство, и преодолеть его не может...
Странно: ну, не нашел тот самый небезызвестный журналист
в Захаровом очерке что-то там о декадентстве. И зачем же так
сердиться? Мне захотелось с тем очерком ознакомиться. Мое
любопытство удовлетворил журнал «Коммерсантъ Власть» под
номером 20 за 23.05.2011 г. Только вот то сочинение Прилепи-
на о Суркове, что размещено на страницах «Власти», назвать
очерком весьма затруднительно. Поясню. «Власть» предложила
нескольким писателям написать за крупных фигур современной
российской политики будущие этих фигур мемуары. Вот При-
лепин и «смоделировал» воспоминания Суркова из тринадеся-
того года о том непростом времени, когда Сурков находился у
власти. То есть о нашей действительности. Я данные «псевдо-
мемуары» почитал. И что здесь декадентского? Наверное, по-
думал я, надо получше понять Суркова по Прилепину. А там и
о декадентстве прояснится.
Сурков Прилепина видит себя оч-чень большим человеком.
Вы скажете: да так оно и есть? Сурков и на самом деле обладает
огромной властью? Насчет власти – да. Но это ведь взгляд из
будущего. Согласитесь, что из будущего возможно и иное ви-
дение. К примеру: что – моё ничтожное кремлевское суще-
ствование в сравнении со вселенскою нежностью бомжа к
бомжихе в подземном переходе? Однако, Прилепин намеренно
раздувает образ Суркова до некоей абсолютной самодостаточ-
ной властной величины:
…Я-то знаю, кем был я, пока вы были никем…
Величина Суркова Прилепиным не просто констатирует-
ся. Она укрепляется художественно. Всё ж известного писате-
ля «псевдомемуарить» позвали. Для возвеличивания хороши
умело подобранные вторые планы из съежившихся стихий,
всяческих природных явлений, а также явлений рукотворных,
например, милицейских управ или гидроэлектростанций. При-
мер желаете? Прилепин еще в начале «псевдомемуаров» Сурко-
ва вдохновенно создает образ виденной Сурковым-ребенком
огромной чеченской горы, которая вдруг вросла в землю перед
настолько же выросшим за время пребывания в аппарате пре-
зидента явившемся пред нею Сурковым – государственным
деятелем:
…То я помню залитую солнцем огромную чеченскую гору, на
которую я мечтал забраться полвека назад, в пять лет. Мне
потом долго хотелось вернуться туда. Но когда я вернулся
много лет спустя, горы почти уже не было, она словно вросла
в землю. Остался скучный холм, который я мог бы перейти за
семь минут. Посмотрев на него, я отвернулся и ушел прочь...
То же о милиции. …Милицейская управа казалась Суркову-
ребенку огромной, и все люди, заходившие в это здание, зачаро-
вывали его — от них веяло властью… Спустя же годы Сурков-
государственный деятель якобы видит то самое здание похо-
жим на детский сад с зарешеченными окнами... Данный образ
«у милицейской управы» закрепляет и усиливает предыдущий
образ «перед чеченской горой». Кстати, почему к нашей мили-
ции (полиции) должны уважительно относиться только про-
стые россияне? И почему для власть имущих наша милиция
(полиция) вдруг оказывается детским садом? На этот вопрос я
у Прилепина ответа не нашел. Зато обнаружил еще один при-
меняемый Прилепиным выразительный прием: возвеличивание
Суркова-кормильца в контрасте с находящимися рядом на-
меренно умаленными пожирающими из рук г. Суркова любую
пищу кроликами-мыслителями:
….где эти разнокалиберные рыцари распила, которые опу-
скали глаза при моем появлении, как тот самый стыдливый вор
в известной книге?..
…как будто я не знал, что Б-с глуп, С-н глуп и злобен, а Я-ко
просто мерзавец!
…где все эти губастые, с розовыми щеками мыслители, ко-
торые смотрели на меня, как кролики, и ели с моих рук любую
пищу?..
А я вот со страниц этой статьи возьму, да и спрошу Вла-
дислава Суркова: ну, вот видели вы, как утверждаете, этих
рыцарей распила насквозь. Знали, что они воры. Так зачем
же вы этим ворам покровительствовали?
Впрочем, это наверняка вопрос без ответа. Той же цели воз-
величивания служит набросанный Прилепиным образ Сурко-
ва – ястреба:
…помните, как у Бродского ястреб вырывается в разре-
женную атмосферу?
Здесь Захарушка нас отсылает через тайные ассоциации к яв-
ным, а именно «Песне о Соколе» Горького. Хотя, может, к «Песне
о Буревестнике»? Кстати, где-то неподалеку там бродит еще и
глупый пингвин. Но это, наверняка, обо мне. Вернемся к Сур-
кову. Смею сделать вывод: перечисленное ранее «раздувание»
Суркова суммируется в образ человека с сильнейшей манией ве-
личия. Вы опять спросите: а какая тут мания, если величие уже
есть? Величие от занимаемой человеком должности? А я отвечу,
что мания величия величина бесконечная. Чем выше должность,
тем больше величия требуется. Это находящимся «на дне» ве-
личия и не надо. Доказательством же мании величия Суркова по
Прилепину является категорическое Сурковым отрицание место-
имения «он» и бесконечная любовь к местоимению «я»:
….Помню, как за три года до известных событий пламен-
ный Э-д тогда еще с позиций трибуна (а не с позиций трибуна-
ла) утверждал, что в России два политика: он и я….
…Помню, как за два года до известных событий мой едино-
кровник писатель Г-н говорил, что в России два мыслителя: он
и я…
…Помню, что таким же образом рассуждали еще один фи-
лософ, еще один проповедник и еще один несостоявшийся Це-
зарь: они равняли себя и меня. Все они так хотели танцевать
со мной в паре….
…Но право слово, я ни с кем себя никогда не сопоставлял,
и то была не гордыня. В то время когда работал я, в стране
было два политика, два мыслителя и два философа: я и я…
А я вот со страниц этой статьи возьму, да и спрошу Вла-
дислава Суркова: а чем вы, Владислав, занимались, нахо-
дясь столько лет у власти? Захар Прилепин утверждает, что
философствовали и танцевали. А еще, мол, в шахматы играли:
…это была сложнейшая игра, и я играл минимум на трех
досках сразу. А какое количество политических персонажей
было уверено, что тоже играет со мной или против меня, в то
время как я даже не помнил об их существовании…
А как же, Владислав, Россия? Ведь надо было заниматься
Россией. Надо было болеть. Душою. Если находишься наверху,
ты обязан болеть за низ. А не искать себе пару для всяких со-
мнительных занятий. Прискорбно, но факт: все эти полит-
игрульки, полит-танцульки и полит-философствования
скармливающего любую пищу кроликам-мыслителям Вла-
дислава Суркова и есть первейшая причина того состояния
глубочайшего упадка, в котором ныне пребывает Россия.
А что по поводу данного упадка думает оппозиционер Захар
Прилепин (настоящее имя Евгений Лавлинский)? Да, я за-
был оговориться: Захар Прилепин причисляет себя к оппозици-
онерам. Более того: является членом запрещенной Национал-
Большевистской Партии. Гневно ли Захарушка клеймит своего
идейного недруга, причастного и к таинственным перелетам
энных долларовых потоков через Атлантический океан в карма-
ны скромных российских парламентариев, и к зачатию (в роли
зачинающего мужского начала) разлагающейся от рождения
партии «Единая Россия»? Вовсе нет. Прилепин не упоминает о
данных безобразиях ни слова, снова и снова склоняющий голо-
ву перед некоей абсолютной самодостаточной властной вели-
чиной уже непонятого пророка будущей веры:
…Но если они действительно пришли создать новую веру,
то я был не Пилат ее, а непонятый пророк….
Конечно: украсить новозаветностью образ Суркова, полу-
чившийся слишком уж схематичным, не помешает. С той же
целью придания образу Суркова уже глубины набросана та ли-
рическая сцена, где Сурков-пенсионер, вдруг бедный простой
россиянин, смиренно колет снег на крыльце своего домика:
…а пока я пойду колоть снег...
… неразумно преувеличенные слухи о моем богатстве оста-
лись слухами, у меня ничего нет, и мне достаточно того, что
я на свободе…
Может, это юмор? Насчет бедности Суркова? Оказывается,
Прилепин большой юморист:
…у меня есть небольшая музыкальная студия в подполе и
скромная библиотека, вывезенная из Кремля,— больше мне
брать оттуда было нечего…
Очень понравилось это: больше брать было нечего. Сказано
со слезой. А куда, господин Сурков, простите, подевался упо-
минаемый молвой ваш свечной заводик в Самаре? Ой, неужели,
Владислав, такою вот нищетой закончилась ваша многолетняя
дружба с интереснейшей организацией «Альфа Банком»? А в
ответ – тишина. Может, Захар Прилепин что-нибудь нам прояс-
нит, к примеру, о собственности драгоценнейшей супруги Сур-
кова в Геленджике? Не дождетесь. Оппозиционер Прилепин
старательно обходит в своем сочинении скользкую тему соб-
ственности своего клиента. Зато снова и снова намекает на Сур-
кова околомузыкальные и окололитературные пристрастия. И,
не имея вкуса понять, что состряпанное им литературное блю-
до получается приторным, все добавляет и добавляет в него са-
харку славословия, рисуя Суркова благодетелем, сохранившим
Россию для новых свершений, чуть ли не спасителем России:
…мы с таким человеческим материалом умудрились сбе-
речь страну для новых свершений...
…Придуманное во многом именно мною государство спра-
вилось с нищетой, сепаратизмом, смогло остановить распад
армии и госаппарата, вытеснить одиозную олигархию...
И в чем это сбережение Сурковым России выражается? Уж
не в грабительском ли истощении ее недр в пользу некоторых
частных лиц и в ущерб будущему наших детей? Какая ложь…
Это, вырвавшееся у меня, слово: ложь… Оно лучше всего ха-
рактеризует написанное Прилепиным. …– Для чего оппозицио-
нер Прилепин написал такой лживый очерк? – думал я. – А на-
стоящий ли оппозиционер Захар Прилепин?
Но давайте вернемся к декадентству:
…очерк о Суркове был прозрачен – я писал о человеке, ко-
торый пытается преодолеть собственное непобедимое дека-
дентство, и преодолеть его не может...
Нет в данном разбираемом литературном материале дека-
дентства. Я так и не понял: зачем было Прилепину упоминать о
декадентстве, которого нет? Не понял, и данную тему оставил.
А несколько дней спустя совершенно случайно нашел в сети
еще одну статью Прилепина: «Преодоление декаданса», в ко-
торой Прилепиным как раз таки и доказывается декадентство
Суркова. Но вначале о декадентстве вообще.
Что такое декадентство? Самый распространенный ответ:
декадентство это упадничество. Этот ответ не может быть
верным. В силу своей однозначно негативной окраски. Взгляд
на декадентство как на упадничество и вырождение есть лож-
ная линия пытающихся приладить философию к классовой
борьбе советских идеологов:
…Декадентство (франц. decadence, от позднелат.
decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений
буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных
настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуа-
лизмом…
Как же смотреть на декадентство? – спросите вы. Я вам от-
вечу: не как на упадок, а как на отход. Разница очевидна.
Декадентство это декларируемый отход от основного пла-
ста культуры, как загнивающего, мертвенного, ложного.
Так вот русские декаденты начала двадцатого века совершен-
но справедливо считали загнивающим, мертвенным и ложным
основной напитанный материализмом пласт культуры и иска-
ли пути отхода: назад, в идеализм, а на самом деле – вперед.
Это о культуре. А что насчет экономики и политики? Может
ли чиновник быть декадентом? Наверное, да. Если видит свою
деятельность, деятельность иных чиновников, включая пре-
зидента и премьер-министра, вредящей России, и ищет пути
отхода в полезное и истинное. Ведь так? И вот теперь, помня
об этой точке зрения, давайте ознакомимся с доказательствами
декадентства Суркова по Прилепину из статьи «Преодоление
декаданса». Оказывается…
Сурков – декадент – потому, что… явно не из той оперы,
вернее сказать, не из той литературы…
Сурков – декадент – потому, что…, к самому понятию «де-
каданс»… относится крайне негативно. И декларирует это...
Сурков – декадент – потому, что… этот тип людей: с
одной стороны, они всегда презирают всевозможную богему,
вялых поэтов со слабым рукопожатьем, томления их поэти-
ческие и рефлексии; с другой – их мучительно тянет в сообще-
ство людей культуры, привлекает их терпкий вкус тления, сла-
достное, и столь точно формулируемое – хоть в музыке, хоть в
поэзии – ощущение распада...
Сурков – декадент – потому, что… четвертый человек в
Кремле, как известно, сотрудничает с братьями Самойловы-
ми (группа «Агата Кристи») и даже записал с ними альбом
своих песен. Владислав Юрьевич у нас поет и сочиняет, если
кто не знал...
Сурков – декадент – потому, что… тексты Владислава
Суркова – явное декадентство:

Светел ли твой свет,
Мрачен ли твой мрак?
Не вспоминай ответ,
Это я так.
Так ли твоя месть
Алчна, как в эти дни?
Не говори мне здесь,
Мы не одни...


Количество данных «доводов» никак не может перейти в ка-
чество, то есть в доказательство декадентства Суркова. И по-
том, напомню: речь о крупнейшем государственном деятеле. И
каковы же они, те государственные нехорошести, с которыми
Сурков категорически не согласен и от которых намерен, как
декадент, к хорошестям отойти? Это, конечно, ирония. Если б
Сурков на самом деле хотел бы быть декадентом, ему пришлось
бы провозгласить направленной на умаление России свою соб-
ственную многолетнюю деятельность. Впрочем, далее в той
части очерка, что посвящена встрече Прилепина с Сурковым
в Кремле говорится о каком-то там Суркова упадочничестве:

...Сурков говорил три часа, и вся речь его, по сути, была
преодолением декаданса. В том смысле, естественно, в каком
это слово упоминает Сурков: декаданса, как психологического
и социального упадничества. Литература не при чем.
И в чём то упадничество выражается?
Упадничество Суркова основано на его ощущении пораже-
ния от того, что случилось с Советским Союзом. А так же
на его ощущении поражения Советского Союза в холодной
войне.


Ах, вот она, ты боль, которую Владислав Сурков носит в
себе! Бедняга! Ежедневно переживает: да как же мы докатились
до того, что Советский Союз развалился? Да как же мы эту беду
преодолеем то? Впрочем, преодоление идет вполне успешно:
– Мы не проиграли, – сказал Сурков, – Мы вообще более сво-
бодны, чем когда бы то ни было за всю историю России.
И… никакого поражения в холодной войне Советский Союз
не понес. Это версия Запада. Почему она так легко прижилась?
Потому что были реальные социальные потрясения и реальная
потеря территорий.
…Если извлечь cухой остаток из сказанного, то можно све-
сти его к нескольким ключевым фразам.
Нас никто не побеждал.
Наши мега-компании идут конкурировать на мировой ры-
нок.
Никаких догм у нас нет.
И не меряйте нашу демократию. Мы сами себе весы.
Все это, без сомнения, явные доказательства преодоленного
упадничества. Кажется, что в словах звучит некий металл,
быть может, для кого-то даже драгоценный.
Фразу Прилепина насчет «драгоценного металла» голоса
Суркова я приплюсую к начатому в «псевдомемуарах» возвели-
чиванию. Замечу, что «псевдомемуары» все же похудожествен-
нее и поинтереснее. «Преодоление» же «декаданса» я вижу
идущей на сцене театра разочарования фальшивой бездарной
пьесой, в которой только два действующих лица. Подумаете,
Сурков и Прилепин? Вовсе нет. Действующие лица этой пьесы:
«плохо» и «хорошо». Вначале на сцену выходит «плохо» и мям-
лит что-то насчет упадничества по поводу распада Советского
Союза. В данном случае это «плохо» облачено в одежды «де-
кадентства». Пора появиться «хорошо», и оно, то «хорошо»,
выбежавшее на сцену в одеждах «преодоления декадентства»,
тут же сменяет «плохо». И, потому, что актеры «плохо» и «хоро-
шо» играют, руководствуясь не с какими-то художественными
задачами, а дешевой закулисной интригой, данная пьеса-очерк
есть ложь. Чем же она заканчивается? После выхода «хорошо»
Прилепин понимает, что образ «идейного противника» полу-
чился больно уж сладким. И – на сцену снова выводится «пло-
хо». Оказывается, «декадентство» Сурковым преодолено, но
мнимо. И это выясняется при возвращении Суркова домой (
Рязанская область, Скопин, ноябрь, минус сорок):

…Но достаточно придти домой, включить пластинку с
песней Суркова, чтобы это ощущение исчезло: «Время угрю-
мое, кончились праздники, Мир и покой. Ломятся в дверь, это
черные всадники, Это за мной. Пусть меня гонят сквозь го-
род простуженный И через мост. Прямо туда, где метелью
разбуженный Старый погост. Буду бежать без оглядки, без
отдыха, Только быстрей. Слыша в аккордах морозного воздуха
Топот коней»...
Такое ощущение, что это скачет медный всадник. И величе-
ственный Петр по-прежнему различает в ледяном царедворце
смятенного и слабого человека.
Человек бежит прямо к черному разлому в собственном
сердце.


Не понимаю: как данная песня: «время угрюмое, кончились
праздники», «величественный Петр» и «человек с разломом в
сердце» связаны с поражением в холодной войне и распадом
Советского Союза? Ведь декадентство, если оно преодолено
мнимо, должно вернуться туда, откуда началось? Впрочем, в
данной пьесе-очерке столько нелепостей и несогласованностей,
что еще одна несогласованность никак не помешает.
Попытаюсь обобщить: о чем же эта статья? О Владис-
лаве Суркове? Да. Думаю, Сурков на страницах этой статьи,
Сурков по мне гораздо более правдив, чем Сурков по Прилепи-
ну. Эта статья о Захаре Прилепине? Да. Как мы выяснили,
этот человек, строящий из себя оппозиционера, на самом деле
«лепится» к власти. И это, в принципе, личное дело Прилепина,
куда он «лепится». Главное и не личное: желание Прилепина
угодить и вашим, и нашим приводит к тому, что созданные им
литературные произведения мертвы. Эта статья о декадент-
стве Суркова по Прилепину? Да. Это декадентство вместе с
его мнимым преодолением – ложь, нужная как Суркову, так и
Прилепину. Для Суркова его мнимое декадентство что-то вроде
очередных политигрулек, следующего хода в шахматной полит-
партии с партнером по очередному полит-танцу. Для Прилепи-
на мнимое декадентство Суркова – страховка на случай подо-
зрений со стороны товарищей по Национал-Большевистской
Партии.. Если вдруг спросят: а чего это ты о властях пишешь
такие светлые героические очерки? А вот тут придуманное де
кадентство и пригодится. Тем более, что данное хитрое слов-
цо не слишком уж и ругательное. И власти сыты, и членство в
партии цело. А то, что ложь? Да кого сейчас ложью удивишь?
Вот только читатель прилепинских очерков должен верить в на-
писанное Прилепиным как чистейшую правду. И, когда некто
умный, вчитавшийся в Прилепина, не увидит, к примеру, ни-
какого декадентства, и поставит эту «правду» под сомнение, в
ответ сразу же зазвучит испуганно и жестко:
…вы или неумны или не умеете читать…
Если писатель набирает популярность, он становится перед
выбором: или подстраиваться под власть, или быть на стороне
народа. Думаю, это неизбежно. И я дам тому молодому набира-
ющему популярность писателю совет. Хочешь подстраиваться
под власть – подстраивайся. Это личный вопрос твоей совести.
Решился быть с народом – будь. Это правильное решение твоей
совести. Но, главное, никогда не работай на «два фронта». Если
ты решишься это сделать, все твои вещи сольются в посред-
ственную лживую пьесу, всех твоих персонажей вытолкают со
сцены театра разочарования появившихся два актера: «хорошо»
и «плохо». И стоит ли всю жизнь страдать по декадентству,
чтобы в конце концов оказаться Захаром Прилепиным?


 
След. »

da

Связь с администратором сайта - Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Слово админиистраторам сайта

Огромное спасибо Евгению Шимко.Он превратил день нашего бракосочетания в самый настоящий праздник. Свадьба прошла отлично: ярко, сочно, живо, весело, элегантно, необычно, интересно, волнительно. Если вы решили соединить свои жизни, рекомендуем: вам - сюда. В общем, спасибо тебе, Женечка.

Читателю журнала "Мой берег"
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет.  Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет.
Rambler's Top100