ЗАПИСКИ ФИЛОСОФА Ю |
Страница 6 из 13 СТРАДАНИЯ ПО ДЕКАДЕНТСТВУ Как часто в ответ на доброту мы наталкиваемся на грубость. Вот и в Живом Журнале писателя Захара Прилепина в коммен- тариях к одной из записей некий небезызвестный российский журналист обращается к Захару: вы, мол, написали о Суркове (заместителе руководителя администрации президента) удиви- тельно героический красивый очерк... А в ответ ему – от При- лепина: …вы или неумны или не умеете читать(!!!) …очерк о Суркове был прозрачен – я писал о человеке, ко- торый пытается преодолеть собственное непобедимое дека- дентство, и преодолеть его не может... Странно: ну, не нашел тот самый небезызвестный журналист в Захаровом очерке что-то там о декадентстве. И зачем же так сердиться? Мне захотелось с тем очерком ознакомиться. Мое любопытство удовлетворил журнал «Коммерсантъ Власть» под номером 20 за 23.05.2011 г. Только вот то сочинение Прилепи- на о Суркове, что размещено на страницах «Власти», назвать очерком весьма затруднительно. Поясню. «Власть» предложила нескольким писателям написать за крупных фигур современной российской политики будущие этих фигур мемуары. Вот При- лепин и «смоделировал» воспоминания Суркова из тринадеся- того года о том непростом времени, когда Сурков находился у власти. То есть о нашей действительности. Я данные «псевдо- мемуары» почитал. И что здесь декадентского? Наверное, по- думал я, надо получше понять Суркова по Прилепину. А там и о декадентстве прояснится. Сурков Прилепина видит себя оч-чень большим человеком. Вы скажете: да так оно и есть? Сурков и на самом деле обладает огромной властью? Насчет власти – да. Но это ведь взгляд из будущего. Согласитесь, что из будущего возможно и иное ви- дение. К примеру: что – моё ничтожное кремлевское суще- ствование в сравнении со вселенскою нежностью бомжа к бомжихе в подземном переходе? Однако, Прилепин намеренно раздувает образ Суркова до некоей абсолютной самодостаточ- ной властной величины: …Я-то знаю, кем был я, пока вы были никем… Величина Суркова Прилепиным не просто констатирует- ся. Она укрепляется художественно. Всё ж известного писате- ля «псевдомемуарить» позвали. Для возвеличивания хороши умело подобранные вторые планы из съежившихся стихий, всяческих природных явлений, а также явлений рукотворных, например, милицейских управ или гидроэлектростанций. При- мер желаете? Прилепин еще в начале «псевдомемуаров» Сурко- ва вдохновенно создает образ виденной Сурковым-ребенком огромной чеченской горы, которая вдруг вросла в землю перед настолько же выросшим за время пребывания в аппарате пре- зидента явившемся пред нею Сурковым – государственным деятелем: …То я помню залитую солнцем огромную чеченскую гору, на которую я мечтал забраться полвека назад, в пять лет. Мне потом долго хотелось вернуться туда. Но когда я вернулся много лет спустя, горы почти уже не было, она словно вросла в землю. Остался скучный холм, который я мог бы перейти за семь минут. Посмотрев на него, я отвернулся и ушел прочь... То же о милиции. …Милицейская управа казалась Суркову- ребенку огромной, и все люди, заходившие в это здание, зачаро- вывали его — от них веяло властью… Спустя же годы Сурков- государственный деятель якобы видит то самое здание похо- жим на детский сад с зарешеченными окнами... Данный образ «у милицейской управы» закрепляет и усиливает предыдущий образ «перед чеченской горой». Кстати, почему к нашей мили- ции (полиции) должны уважительно относиться только про- стые россияне? И почему для власть имущих наша милиция (полиция) вдруг оказывается детским садом? На этот вопрос я у Прилепина ответа не нашел. Зато обнаружил еще один при- меняемый Прилепиным выразительный прием: возвеличивание Суркова-кормильца в контрасте с находящимися рядом на- меренно умаленными пожирающими из рук г. Суркова любую пищу кроликами-мыслителями: ….где эти разнокалиберные рыцари распила, которые опу- скали глаза при моем появлении, как тот самый стыдливый вор в известной книге?.. …как будто я не знал, что Б-с глуп, С-н глуп и злобен, а Я-ко просто мерзавец! …где все эти губастые, с розовыми щеками мыслители, ко- торые смотрели на меня, как кролики, и ели с моих рук любую пищу?.. А я вот со страниц этой статьи возьму, да и спрошу Вла- дислава Суркова: ну, вот видели вы, как утверждаете, этих рыцарей распила насквозь. Знали, что они воры. Так зачем же вы этим ворам покровительствовали? Впрочем, это наверняка вопрос без ответа. Той же цели воз- величивания служит набросанный Прилепиным образ Сурко- ва – ястреба: …помните, как у Бродского ястреб вырывается в разре- женную атмосферу? Здесь Захарушка нас отсылает через тайные ассоциации к яв- ным, а именно «Песне о Соколе» Горького. Хотя, может, к «Песне о Буревестнике»? Кстати, где-то неподалеку там бродит еще и глупый пингвин. Но это, наверняка, обо мне. Вернемся к Сур- кову. Смею сделать вывод: перечисленное ранее «раздувание» Суркова суммируется в образ человека с сильнейшей манией ве- личия. Вы опять спросите: а какая тут мания, если величие уже есть? Величие от занимаемой человеком должности? А я отвечу, что мания величия величина бесконечная. Чем выше должность, тем больше величия требуется. Это находящимся «на дне» ве- личия и не надо. Доказательством же мании величия Суркова по Прилепину является категорическое Сурковым отрицание место- имения «он» и бесконечная любовь к местоимению «я»: ….Помню, как за три года до известных событий пламен- ный Э-д тогда еще с позиций трибуна (а не с позиций трибуна- ла) утверждал, что в России два политика: он и я…. …Помню, как за два года до известных событий мой едино- кровник писатель Г-н говорил, что в России два мыслителя: он и я… …Помню, что таким же образом рассуждали еще один фи- лософ, еще один проповедник и еще один несостоявшийся Це- зарь: они равняли себя и меня. Все они так хотели танцевать со мной в паре…. …Но право слово, я ни с кем себя никогда не сопоставлял, и то была не гордыня. В то время когда работал я, в стране было два политика, два мыслителя и два философа: я и я… А я вот со страниц этой статьи возьму, да и спрошу Вла- дислава Суркова: а чем вы, Владислав, занимались, нахо- дясь столько лет у власти? Захар Прилепин утверждает, что философствовали и танцевали. А еще, мол, в шахматы играли: …это была сложнейшая игра, и я играл минимум на трех досках сразу. А какое количество политических персонажей было уверено, что тоже играет со мной или против меня, в то время как я даже не помнил об их существовании… А как же, Владислав, Россия? Ведь надо было заниматься Россией. Надо было болеть. Душою. Если находишься наверху, ты обязан болеть за низ. А не искать себе пару для всяких со- мнительных занятий. Прискорбно, но факт: все эти полит- игрульки, полит-танцульки и полит-философствования скармливающего любую пищу кроликам-мыслителям Вла- дислава Суркова и есть первейшая причина того состояния глубочайшего упадка, в котором ныне пребывает Россия. А что по поводу данного упадка думает оппозиционер Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Лавлинский)? Да, я за- был оговориться: Захар Прилепин причисляет себя к оппозици- онерам. Более того: является членом запрещенной Национал- Большевистской Партии. Гневно ли Захарушка клеймит своего идейного недруга, причастного и к таинственным перелетам энных долларовых потоков через Атлантический океан в карма- ны скромных российских парламентариев, и к зачатию (в роли зачинающего мужского начала) разлагающейся от рождения партии «Единая Россия»? Вовсе нет. Прилепин не упоминает о данных безобразиях ни слова, снова и снова склоняющий голо- ву перед некоей абсолютной самодостаточной властной вели- чиной уже непонятого пророка будущей веры: …Но если они действительно пришли создать новую веру, то я был не Пилат ее, а непонятый пророк…. Конечно: украсить новозаветностью образ Суркова, полу- чившийся слишком уж схематичным, не помешает. С той же целью придания образу Суркова уже глубины набросана та ли- рическая сцена, где Сурков-пенсионер, вдруг бедный простой россиянин, смиренно колет снег на крыльце своего домика: …а пока я пойду колоть снег... … неразумно преувеличенные слухи о моем богатстве оста- лись слухами, у меня ничего нет, и мне достаточно того, что я на свободе… Может, это юмор? Насчет бедности Суркова? Оказывается, Прилепин большой юморист: …у меня есть небольшая музыкальная студия в подполе и скромная библиотека, вывезенная из Кремля,— больше мне брать оттуда было нечего… Очень понравилось это: больше брать было нечего. Сказано со слезой. А куда, господин Сурков, простите, подевался упо- минаемый молвой ваш свечной заводик в Самаре? Ой, неужели, Владислав, такою вот нищетой закончилась ваша многолетняя дружба с интереснейшей организацией «Альфа Банком»? А в ответ – тишина. Может, Захар Прилепин что-нибудь нам прояс- нит, к примеру, о собственности драгоценнейшей супруги Сур- кова в Геленджике? Не дождетесь. Оппозиционер Прилепин старательно обходит в своем сочинении скользкую тему соб- ственности своего клиента. Зато снова и снова намекает на Сур- кова околомузыкальные и окололитературные пристрастия. И, не имея вкуса понять, что состряпанное им литературное блю- до получается приторным, все добавляет и добавляет в него са- харку славословия, рисуя Суркова благодетелем, сохранившим Россию для новых свершений, чуть ли не спасителем России: …мы с таким человеческим материалом умудрились сбе- речь страну для новых свершений... …Придуманное во многом именно мною государство спра- вилось с нищетой, сепаратизмом, смогло остановить распад армии и госаппарата, вытеснить одиозную олигархию... И в чем это сбережение Сурковым России выражается? Уж не в грабительском ли истощении ее недр в пользу некоторых частных лиц и в ущерб будущему наших детей? Какая ложь… Это, вырвавшееся у меня, слово: ложь… Оно лучше всего ха- рактеризует написанное Прилепиным. …– Для чего оппозицио- нер Прилепин написал такой лживый очерк? – думал я. – А на- стоящий ли оппозиционер Захар Прилепин? Но давайте вернемся к декадентству: …очерк о Суркове был прозрачен – я писал о человеке, ко- торый пытается преодолеть собственное непобедимое дека- дентство, и преодолеть его не может... Нет в данном разбираемом литературном материале дека- дентства. Я так и не понял: зачем было Прилепину упоминать о декадентстве, которого нет? Не понял, и данную тему оставил. А несколько дней спустя совершенно случайно нашел в сети еще одну статью Прилепина: «Преодоление декаданса», в ко- торой Прилепиным как раз таки и доказывается декадентство Суркова. Но вначале о декадентстве вообще. Что такое декадентство? Самый распространенный ответ: декадентство это упадничество. Этот ответ не может быть верным. В силу своей однозначно негативной окраски. Взгляд на декадентство как на упадничество и вырождение есть лож- ная линия пытающихся приладить философию к классовой борьбе советских идеологов: …Декадентство (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуа- лизмом… Как же смотреть на декадентство? – спросите вы. Я вам от- вечу: не как на упадок, а как на отход. Разница очевидна. Декадентство это декларируемый отход от основного пла- ста культуры, как загнивающего, мертвенного, ложного. Так вот русские декаденты начала двадцатого века совершен- но справедливо считали загнивающим, мертвенным и ложным основной напитанный материализмом пласт культуры и иска- ли пути отхода: назад, в идеализм, а на самом деле – вперед. Это о культуре. А что насчет экономики и политики? Может ли чиновник быть декадентом? Наверное, да. Если видит свою деятельность, деятельность иных чиновников, включая пре- зидента и премьер-министра, вредящей России, и ищет пути отхода в полезное и истинное. Ведь так? И вот теперь, помня об этой точке зрения, давайте ознакомимся с доказательствами декадентства Суркова по Прилепину из статьи «Преодоление декаданса». Оказывается… Сурков – декадент – потому, что… явно не из той оперы, вернее сказать, не из той литературы… Сурков – декадент – потому, что…, к самому понятию «де- каданс»… относится крайне негативно. И декларирует это... Сурков – декадент – потому, что… этот тип людей: с одной стороны, они всегда презирают всевозможную богему, вялых поэтов со слабым рукопожатьем, томления их поэти- ческие и рефлексии; с другой – их мучительно тянет в сообще- ство людей культуры, привлекает их терпкий вкус тления, сла- достное, и столь точно формулируемое – хоть в музыке, хоть в поэзии – ощущение распада... Сурков – декадент – потому, что… четвертый человек в Кремле, как известно, сотрудничает с братьями Самойловы- ми (группа «Агата Кристи») и даже записал с ними альбом своих песен. Владислав Юрьевич у нас поет и сочиняет, если кто не знал... Сурков – декадент – потому, что… тексты Владислава Суркова – явное декадентство: Светел ли твой свет, Мрачен ли твой мрак? Не вспоминай ответ, Это я так. Так ли твоя месть Алчна, как в эти дни? Не говори мне здесь, Мы не одни... Количество данных «доводов» никак не может перейти в ка- чество, то есть в доказательство декадентства Суркова. И по- том, напомню: речь о крупнейшем государственном деятеле. И каковы же они, те государственные нехорошести, с которыми Сурков категорически не согласен и от которых намерен, как декадент, к хорошестям отойти? Это, конечно, ирония. Если б Сурков на самом деле хотел бы быть декадентом, ему пришлось бы провозгласить направленной на умаление России свою соб- ственную многолетнюю деятельность. Впрочем, далее в той части очерка, что посвящена встрече Прилепина с Сурковым в Кремле говорится о каком-то там Суркова упадочничестве: ...Сурков говорил три часа, и вся речь его, по сути, была преодолением декаданса. В том смысле, естественно, в каком это слово упоминает Сурков: декаданса, как психологического и социального упадничества. Литература не при чем. И в чём то упадничество выражается? Упадничество Суркова основано на его ощущении пораже- ния от того, что случилось с Советским Союзом. А так же на его ощущении поражения Советского Союза в холодной войне. Ах, вот она, ты боль, которую Владислав Сурков носит в себе! Бедняга! Ежедневно переживает: да как же мы докатились до того, что Советский Союз развалился? Да как же мы эту беду преодолеем то? Впрочем, преодоление идет вполне успешно: – Мы не проиграли, – сказал Сурков, – Мы вообще более сво- бодны, чем когда бы то ни было за всю историю России. И… никакого поражения в холодной войне Советский Союз не понес. Это версия Запада. Почему она так легко прижилась? Потому что были реальные социальные потрясения и реальная потеря территорий. …Если извлечь cухой остаток из сказанного, то можно све- сти его к нескольким ключевым фразам. Нас никто не побеждал. Наши мега-компании идут конкурировать на мировой ры- нок. Никаких догм у нас нет. И не меряйте нашу демократию. Мы сами себе весы. Все это, без сомнения, явные доказательства преодоленного упадничества. Кажется, что в словах звучит некий металл, быть может, для кого-то даже драгоценный. Фразу Прилепина насчет «драгоценного металла» голоса Суркова я приплюсую к начатому в «псевдомемуарах» возвели- чиванию. Замечу, что «псевдомемуары» все же похудожествен- нее и поинтереснее. «Преодоление» же «декаданса» я вижу идущей на сцене театра разочарования фальшивой бездарной пьесой, в которой только два действующих лица. Подумаете, Сурков и Прилепин? Вовсе нет. Действующие лица этой пьесы: «плохо» и «хорошо». Вначале на сцену выходит «плохо» и мям- лит что-то насчет упадничества по поводу распада Советского Союза. В данном случае это «плохо» облачено в одежды «де- кадентства». Пора появиться «хорошо», и оно, то «хорошо», выбежавшее на сцену в одеждах «преодоления декадентства», тут же сменяет «плохо». И, потому, что актеры «плохо» и «хоро- шо» играют, руководствуясь не с какими-то художественными задачами, а дешевой закулисной интригой, данная пьеса-очерк есть ложь. Чем же она заканчивается? После выхода «хорошо» Прилепин понимает, что образ «идейного противника» полу- чился больно уж сладким. И – на сцену снова выводится «пло- хо». Оказывается, «декадентство» Сурковым преодолено, но мнимо. И это выясняется при возвращении Суркова домой ( Рязанская область, Скопин, ноябрь, минус сорок): …Но достаточно придти домой, включить пластинку с песней Суркова, чтобы это ощущение исчезло: «Время угрю- мое, кончились праздники, Мир и покой. Ломятся в дверь, это черные всадники, Это за мной. Пусть меня гонят сквозь го- род простуженный И через мост. Прямо туда, где метелью разбуженный Старый погост. Буду бежать без оглядки, без отдыха, Только быстрей. Слыша в аккордах морозного воздуха Топот коней»... Такое ощущение, что это скачет медный всадник. И величе- ственный Петр по-прежнему различает в ледяном царедворце смятенного и слабого человека. Человек бежит прямо к черному разлому в собственном сердце. Не понимаю: как данная песня: «время угрюмое, кончились праздники», «величественный Петр» и «человек с разломом в сердце» связаны с поражением в холодной войне и распадом Советского Союза? Ведь декадентство, если оно преодолено мнимо, должно вернуться туда, откуда началось? Впрочем, в данной пьесе-очерке столько нелепостей и несогласованностей, что еще одна несогласованность никак не помешает. Попытаюсь обобщить: о чем же эта статья? О Владис- лаве Суркове? Да. Думаю, Сурков на страницах этой статьи, Сурков по мне гораздо более правдив, чем Сурков по Прилепи- ну. Эта статья о Захаре Прилепине? Да. Как мы выяснили, этот человек, строящий из себя оппозиционера, на самом деле «лепится» к власти. И это, в принципе, личное дело Прилепина, куда он «лепится». Главное и не личное: желание Прилепина угодить и вашим, и нашим приводит к тому, что созданные им литературные произведения мертвы. Эта статья о декадент- стве Суркова по Прилепину? Да. Это декадентство вместе с его мнимым преодолением – ложь, нужная как Суркову, так и Прилепину. Для Суркова его мнимое декадентство что-то вроде очередных политигрулек, следующего хода в шахматной полит- партии с партнером по очередному полит-танцу. Для Прилепи- на мнимое декадентство Суркова – страховка на случай подо- зрений со стороны товарищей по Национал-Большевистской Партии.. Если вдруг спросят: а чего это ты о властях пишешь такие светлые героические очерки? А вот тут придуманное де кадентство и пригодится. Тем более, что данное хитрое слов- цо не слишком уж и ругательное. И власти сыты, и членство в партии цело. А то, что ложь? Да кого сейчас ложью удивишь? Вот только читатель прилепинских очерков должен верить в на- писанное Прилепиным как чистейшую правду. И, когда некто умный, вчитавшийся в Прилепина, не увидит, к примеру, ни- какого декадентства, и поставит эту «правду» под сомнение, в ответ сразу же зазвучит испуганно и жестко: …вы или неумны или не умеете читать… Если писатель набирает популярность, он становится перед выбором: или подстраиваться под власть, или быть на стороне народа. Думаю, это неизбежно. И я дам тому молодому набира- ющему популярность писателю совет. Хочешь подстраиваться под власть – подстраивайся. Это личный вопрос твоей совести. Решился быть с народом – будь. Это правильное решение твоей совести. Но, главное, никогда не работай на «два фронта». Если ты решишься это сделать, все твои вещи сольются в посред- ственную лживую пьесу, всех твоих персонажей вытолкают со сцены театра разочарования появившихся два актера: «хорошо» и «плохо». И стоит ли всю жизнь страдать по декадентству, чтобы в конце концов оказаться Захаром Прилепиным? |
След. » |
---|
Аспекты культуры |
Древняя культура |
О литературе |
Золотой фонд |
Искусство |
Культура |
Культура века |
Культура и искусство |
Культура России |
Культура урока |
Культурология |
Мировая культура |
Народная культура |
Наука и культура |
Национальная культура |
О символизме и около |
Области культуры |
Образование |
Основы культуры |
Особенности культуры |
Программа культура |
Читателю журнала "Мой берег" |
---|
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет. Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет. |