ГЛАВНАЯ

ЗАПИСКИ ФИЛОСОФА Ю

Оглавление
ЗАПИСКИ ФИЛОСОФА Ю
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13


ЧТО ТАКОЕ ГЕОСИМВОЛИЗМ?

Двадцатые годы прошлого столетия были свидетелями зака-
та русского символизма. И вот сто лет спустя поэт и писатель
Леонид Шимко провозглашает о возрождении символизма в его
новом течении, которое он назвал геосимволизмом. Геосимво-
лизм это в первую очередь обращенный к писателям и поэтам
призыв осознанно опираться на символы. А нужно ли это сей-
час?

1. Об идеализме, как основе символизма и геосимволизма.
Что такое символ? Окно в запредельное или иное. Символ
служебен перед иным. Мы поймем необходимость возврата к
символам, как важнейшему выразительному средству, как окну
в иное, когда вспомним само то иное, которого мы лишились
с гибелью русского символизма. Лишились как? Ведь русский
символизм погиб вовсе не потому, что нескольким поэтам и
писателям надоело обращаться к символам. Его гибель была
предрешена деятельностью пришедших к власти большевиков
и засильем материализма. И, когда иное было объявлено ло-
жью, когда запредельное было оплевано и унижено, символы,
как окна, оказались не нужны. Теперь же, призывая вернуться
к символам, как окнам, мы в первую очередь декларируем воз-
вращение к самому иному или запредельному. Мы призываем
к наполнению творчества запредельным. Это запредельное –
идеализм.
Мы верим, что существуют две Первичных идеи: Бог и
Душа. Между Богом и Душой происходит взаимодействие,
результат которого важен как для Бога, так и для Души.
Материя же здесь – некая находящаяся меж двумя Первич-
ными идеями необходимая для их взаимодействия полянка,
наполненная мириадами идей вторичных, возникающих в
процессе того самого взаимодействия.

2. Геосимволизм нацелен на утверждение правдивого рас-
клада идеализма.

Идеализм – выстроенная за символами связь Первичных
идей: Души и Бога. Идеалисты всех времен стремились познать
каждую из Первичных идей, найти изначально предустанов-
ленный единственно верный уравновешивающий их взаимо-
действие баланс. Что значит Бог для Души? Что значит Душа
для Бога? Какова роль и величина полянки материи? Идеалисты
всех времен своими поисками верили в то, что утверждаемый
ими расклад идеализма является правдой. Раскладов много. Но
правда – одна. И мы, геосимволисты, утверждаем, что правдив
именно тот расклад, которого придерживаемся мы:
Душа смотрит на Бога с улыбкой понимания и ощуща-
ет такой же взгляд навстречу… Материя наполнена Боже-
ственным. И, в то же время ее наполняет и Человеческий
одухотворенный верою взгляд. Эта встреча Божественного
и Человеческого в материи рождает гармонию и любовь…
В данном видении мы опираемся на взгляды итальянского
философа Манетти. В трактате «О достоинстве и превосход-
стве человека» Манетти видит человека равной Богу Первич-
ной идей. А еще мы опираемся на идеализм русских поэтов
Афанасия Фета и Федора Тютчева.
Тютчев смотрит на Бога с улыбкой понимания и ощущает
такой же взгляд навстречу:
В этом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.
Сама материя, по Фету, наполнена Божественным. И, в то
же время ее наполняет и Человеческий одухотворенный верою
взгляд. Эта встреча Божественного и Человеческого в материи
рождает гармонию и любовь:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды глядясь, -
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал... не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор...
Все же разрушительное в природе, по Тютчеву, всего лишь
часть Божественного плана:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
И этот план, по Фету, означает вечность для Души:
Ей будто чудится заране
Тот день, когда без корабля
Помчусь в воздушном океане
И будет исчезать в тумане
За мной родимая земля.
Немного о Верлене, Рембо и Малларме. Являются ли идеа-
листами эти заявившие об опоре на символы вышеназванные
французские поэты? Несомненно. В своем творчестве они пы-
таются ответить на вопросы: что значит Бог для Души, или Че-
ловека (далее для я буду называть Душу Человеком), что значит
Человек для Бога, и какова роль той самой полянки материи?
Верлен считает, что Бог внушает Человеку страх:
О Боже, Ты меня постигнул страхом,
И след ожога — как гремящий гром!
О Боже, Ты меня постигнул страхом.
Рембо находит в Боге изначальную враждебность по отно-
шению к Человеку:
Христос! О вечный враг энергии и воли,
Зовущий два тысячелетия туда,
Где женщины бледны, где головные боли
И где дается жизнь для скорби и стыда!
Для Верлена Человеческое существование скучно и бес-
смысленно:
Под чьей-то рукой
Я – зыбки качанье
В пещере пустой...
Молчанье, молчанье!
Жизнь для Малларме – «стая прошлых бед». Желающий по-
кончить с жизнью, Малларме видит на месте Бога Люцифера:
Так я ночной порой во славу Идеала
С молитвою звонил во все колокола,
И неотзывная раскалывалась мгла,
И стая прошлых бед покоя не давала,
Но верь мне, Люцифер, я силы соберу
И на веревке той повешусь поутру.
Мы считаем расклад идеализма Верлена, Рембо и Малларме
ложью. Что же касается России... Розанов, к примеру, возводит
в величайшее религиозное достоинство половые отношения:
«Пол есть гора светов: гора высокая-высокая, откуда исходят
светы и распространяются на всю землю». Мережковский же
совершенно справедливо утверждает, что «без веры в боже-
ственное начало мира нет на земле красоты, нет справед-
ливости, нет поэзии, нет свободы». Согласитесь, что взгляды
Мережковского очень убедительны. И, что очень важно, желая
поверить в Божественное начало, Мережковский ищет его от-
ражение – красотою, справедливостью и поэзией – на земле.

3. Три «Гео».
Важнейшая особенность геосимволизма – опора на «зем-
ное».
«Гео» и Бог. Мы, геосимволисты, уверены, что земное про-
низано Божественным, таит в себе Богоприсутствие:
Бог – безмятежное Много
Даже для трепетной мысли о нем.
Бог? Может, слово-дорога?
Что прорастает шагами – огнем?
Может быть, вздох о начале,
Что поселился в равнине снов?
Знаю я: Бог – молчанье
Чуда, что вывернет осень – весной.
Л. Шимко
«Гео» и Душа. Только всматривающаяся в Богоприсутствие
Душа сможет увидеть Его самого за изнанкой земного. Сбли-
жение Души с Богом через сопротивление материи есть един-
ственный смысл существования самой той материи:
Состарившиеся в пути,
не признававшие Астарту,
мы то, куда нам не дойти,
наносим вехами на карту
ладонных линий, бугорков,
теряя волосы, как перья
неоперившихся волков,
взвывая вверх от недоверья
ко всем тем вехам позади,
краплёным клочьями и кровью…
О, Боже, Господи, приди
ну, хоть когда-то к изголовью.
Р. Ягудин
«Гео» и символы. Внимание Бога к Душе и Души к Богу
изначально «запланировано» Богом именно через теплые «зем-
ные» символы:
Что было «до»? Скорее, «да»?
Скорее, «нет». Скорее, «анти».
Отсутствие всего, как дань
Понятию, что вне понятий.
И – прокатилось – гулко – вслух:
«Да будет свет»! И свет родился,
Как символ символов, как дух
Любви, поэзии, единства.
Но Бог – он нем добром своим.
И сразу навсегда решил Он,
Чтоб были символы меж Ним
И нами связью нерушимой.
Костры горели вглубь веков,
И пламя вглубь веков швыряли,
И души древних пастухов
Его вниманьем ободряли.
И взвился голубь над водой,
С ковчеговой простившись пылью,
И мир, надеждою литой,
Вместил под взмахи светлых крыльев.
И были слезы в высоте:
Ведь свет Того, кто вечно светел
Для нас же дико на кресте
Распяли символами смерти.
И умер Он, чтоб нам жилось.
Чтоб царство смерти мы сломали.
И в царство с именем: «Христос»
Помчались светлыми словами.
Помчались в дальнее земли.
Стоите вы? Боитесь? Стоит!
Ведь свет начала – там, вдали
Нас манит утренней звездою!
Л. Шимко
4. Трактовка символов поэтом есть отражение расклада
идеализма, которого придерживается данный поэт.
Существует не так уж много основополагающих символов.
Костер, река, звезды... Разные расклады идеализма приводят к
разной трактовке одного и того же символа.
Звезды в видении Верлена:
…Звезды крови на золоте рыцарских лат…
Звезды по Рембо:
…Недавно звезды бомб водили хоровод...
Вспомним: тот же Фет видит звезды символом связи Боже-
ственного и Человеческого, символом гармоничности материи,
одухотворенной взаимостремлением двух Первичных идей:
…Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали….
Река у Верлена предстает мертвенным потоком, родствен-
ным душевному состоянию поэта:
…Простерлась желтизна потока,
Где в водах, мертвенных, как тьма,
Лишь мгла способна отразиться…
У Фета же река отражает и вбирает в себя звезды:
…Река – как зеркало и вся блестит звездами…
Еще один важнейший символ: пламя, или огонь, или ко-
стер, или солнце:
Где мокрую листву по мертвым бороздам
В холодной тишине осенний ветер гонит,
И солнце желтое последний луч хоронит.
С. Малларме
Как наваждение, его терзает Муза
И пламя высшей Справедливости зовет.
А. Рембо
Если ложен и неверно выстроен идеализм, то и расцветаю-
щие на его почве символы безжизненны и сияют пустым и хо-
лодным светом. Еще раз: правдой в идеализме геосимволисты
видят расклад Фета и Тютчева. И – трактовка геосимволистами
основополагающих символов открыта именно в данный рас-
клад, данную правду:

5. Новое декадентство.
У геосимволистов свой взгляд на современную русскую ли-
тературу. Мы считаем, что по большей части современная рус-
ская литература бездуховна. Леонид Шимко, в своей статье «Для
слышащих да и глухих тоже» критикующий «новый реализм»,
утверждает, что литературное произведение живо, только если,
заставляющие сопереживать, персонажи этого произведения
имеют Душу и помнят о Боге. В своем же «Манифесте Нового
Декадентства» он призывает отойти от территории современ-
ной культуры, как декаденты сто лет назад отошли от реализма,
создать культуру новую на столпах нового декадентства. И имя
тем столпам: Жизнь, Любовь, Бог.

ЖИЗНЬ! Столп, который должен быть воздвигнут над оду-
хотворяющим современную литературу культом смерти. Этот
культ особенно сильно проявляется в детективах. Любой де-
тектив – огороженная колючей проволокой логики территория
смерти. Нам нужно воздвигнуть жизнь над смертью, укрепить
жизнь теплой земной символикой:
Заводите свою шарманку
У той горочки на боку.
Мы затеем почти как пьянку
хороводы по бережку.
Расуль Ягудин.

ЛЮБОВЬ! Становление этого столпа требует еще более ре-
шительных действий. В настоящее время в современной рос-
сийской литературе с любовью идет война. С любовью воюют
многие известные российские писатели, смакующие в своих
вещах всё самое грязное, что есть в человеке. И эти нечистоты
идеального плана, занимающие место любви, тем самым убива-
ют ее. Мы, геосимволисты, полны решимости укреплять и про-
славлять столп любви лучшими земными символами:
Нарви, нарви букет своей любимой!
Кричи и плачь, любовь неповторима.
Проходит жизнь, и остается только имя
и память пальцев, пахнущих полынью.
Евгений Горный

БОГ! Что касается религиозности, – мы ее уважаем. Но
сами придерживаемся той формы веры, которая называется
Богоискательством. Мы декларируем Богоискательство как
поддержку творчеством всех вер, как поиски Бога между вера-
ми не в ущерб им. Для Богоискательства существует огромная
опасность, и имя этой опасности: фэнтези. Мы говорим о сути
жанра фэнтези как почвы для отрицания Бога. Фэнтези – это
те безжизненные лабиринты, из которых геосимволисты знают
выход к новой символике, поискам Бога и Самому Богу:
Но Бог – он нем добром своим.
И сразу навсегда решил Он,
Чтоб были символы меж Ним
И нами связью нерушимой.
Леонид Шимко

О БОГОИСКАТЕЛЬСТВЕ. Тема Богоискательства была
поднята русскими религиозными философами в начале двад-
цатого века. Бердяев считал, что «жизнь пола, жизнь обще-
ственная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука
оказались на полюсе противоположном религиозному сознанию
исторического христианства», и задача Богоискательства –
сблизить два этих полюса. В настоящее же время эти полюса
разошлись еще сильнее. Мы видим главной задачей современ-
ного русского Богоискательства именно предельное сближение
жизни пола, жизни общественной, современной русской куль-
туры, искусства и науки с религиозным сознанием русского
христианства.


 
След. »

da

Связь с администратором сайта - Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Слово админиистраторам сайта

Огромное спасибо Евгению Шимко.Он превратил день нашего бракосочетания в самый настоящий праздник. Свадьба прошла отлично: ярко, сочно, живо, весело, элегантно, необычно, интересно, волнительно. Если вы решили соединить свои жизни, рекомендуем: вам - сюда. В общем, спасибо тебе, Женечка.

Читателю журнала "Мой берег"
Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволисты организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов. Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они! Немного о здоровье. Немного биографий. ГДЗ - и те в столбик. Язык приведёт к Вавилону. Фото от геосимволистов. Ну, и чтобы жизнь мёдом не казалась. Двойная библиотека есть боль. А, может, и нет.  Наши стратегические партнёры. ГДЗ и ответы. Время подумать о празднике. Арт - и готово. Почти что модерн. Хотели ли вы, чтобы развалился СССР? Конечно, нет. С трудом и закон не помеха. Ох как хорошо с книгой по социологии. И выпить не хочется. Как орёл летаешь. Вместе с Авиценной. Праздник по нотам на целый культпоход потянет.
Rambler's Top100