Культура Месопотамии |
Страница 5 из 6 В Двуречье бьши широко распространены магия и гадания. Жрецов-гадателей называли бару. Они гадали по масляным пятнам на воде, по полету птиц, по животным, толковали сны. Особенно часто применялось гадание по внутренно- стям животных (гепатоскопия). Ее у жителей Двуречья за- имствовали этруски, хетты и римляне. Пост жреца в Месопотамии был наследственным. Отсут- ствие физических недостатков и крепкое здоровье бьши не- пременными требованиями, которым должен был соответ- ствовать кандидат на пост жреца. В многочисленный круг обязанностей жрецов входил контроль за работой ирригаци- онных систем. С высоких башен жрецы наблюдали за движе- нием небесных тел и, основываясь на этом, делали выводы о сезонных разливах рек. В Месопотамии была хорошо раз- вита астрономия. Кроме мужчин-жрецов, в Двуречье также существовали жрицы, храмовые прислужницы и .храмовые проститутки. Далеко не все сферы жизни подчинялись религиозным представлениям. Яркий пример этому — Законы Хаммура- пи. Несмотря на то, что в шумеро-вавилонском обществе царило практически абсолютное засилье религиозной идео- логии, среди образованных людей возникают критические философские воззрения. В одном из найденных историче- ских памятников, носящем название «Диалог господина и раба о смысле жизни», подчеркивается тщетность надежды на милость или прощение царя. «В место недоступное он по- шлет тебя. В страну, которой ты не знаешь, он велит увести тебя, и днем и ночью он даст видеть тебе горе». В этом ди- алоге также высказывается сомнение, что боги окажут по- мощь, даже если человек станет просить о ней. «Разве ты ду- маешь, что научишь бога ходить за тобой, подобно собаке, или повелением запроса (т. е. магией), или незапросом (т. е. молитвой), или же исполнением того, что он у тебя попро- сит?»1. Не менее тщетны надежды на посмертное воздаяние в потустороннем мире: «...Подымись на холмы разрушенных городов. Пройдись по развалинам древности и посмотри на черепа людей, живших раньше и после: кто из них был вла- дыкой зла и кто из них был владыкой добра?»1 Школы широко распространены еще с шумерского пе- риода. В них обучали будущих писцов. Ученики писали на глиняных табличках и читали по ним. Сама школа называ- лась «дом табличек». Воспитание в те времена было весьма жестким, о чем свидетельствует один текст, написанный по- шумерски. Он представляет собой жалобу ученика, который изливает душу, повествуя о своей нелегкой доле на стезе об- разования. За опоздание следовало наказание. За порванную одежду и неосторожное поведение на улице учеников также наказы- вали. «Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание: «На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!» — и ударил меня». Так же относится к герою и надзиратель в школе: ««Почему ты кланялся без разрешения?» — и ударил меня.... Привратник сказал: «Почему ты ушел без разреше- ния?» — и ударил меня. Человек с палкой сказал: «Почему ты протягивал руку без разрешения?» — и ударил меня...». Неудивительно, что герой говорит: «Судьбу писца я возне- навидел»2. С УIII по УII в. до н.э. власть в Двуречье принадлежит Ас- сирийской империи. Ассирийцы не принесли с собой прин- ципиально новой религии, напротив, заимствовали богов у покоренных народов. Исключений немного, в первую оче- редь сам племенной бог ассирийцев Ассур (Ашур). Его культ становится государственным, Ашур считается покровителем царя. В народе он не пользовался особым влиянием. У асси- рийцев был популярен культ бога Раммана, бога грозы. В это время большим почетом и уважением пользуется и другой бог — Набу, сын вавилонского бога Мардука. Мудрый бог покровительствует письму и счету. Завоеванный ассирийцами Вавилон отличался высокой культурой, и завоеватели многому учились у побежденных, а не наоборот. В Ниневии, столице Ассирии, царем Ашшурба- напалом была создана богатая библиотека. В ней хранилось свыше ЗО тыс. глиняных табличек. На них записаны тексты мифов, литературных произведений, медицинские и маги- ческие рецепты. До нас дошли тексты летописей, которые знакомят нас с культурой тех времен. Ассирийские боги в Месопотамии были очень скоро забыты, как только там за- кончилось правление Ассирии. Конец УII в. ознаменован созданием Ново-Вавилонско- го царства. Наивысшего расцвета оно достигло при царе На- вуходоносоре. В 5З8 г. до н.э. в результате победоносных за- воевательных походов царя Кира Вавилония потеряла свою независимость и превратилась в провинцию государства Ахеменидов. |
« Пред. |
---|