Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Культура Месопотамии

Оглавление
Культура Месопотамии
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

В Двуречье бьши  широко распространены магия  и гадания. Жрецов-гадателей называли бару.  Они гадали  по масляным пятнам на воде, по  полету  птиц, по животным, толковали сны.  Особенно часто  применялось гадание  по  внутренно- стям  животных (гепатоскопия).  Ее у жителей  Двуречья  за- имствовали этруски, хетты и римляне.
Пост жреца в Месопотамии был наследственным. Отсут- ствие физических недостатков и крепкое здоровье  бьши не- пременными требованиями, которым должен  был соответ- ствовать  кандидат на  пост  жреца.  В многочисленный круг обязанностей жрецов входил контроль за работой ирригаци- онных систем.  С высоких башен жрецы наблюдали за движе- нием  небесных тел и, основываясь на этом, делали  выводы о сезонных разливах  рек.  В Месопотамии была хорошо раз- вита астрономия. Кроме мужчин-жрецов, в Двуречье также существовали жрицы,  храмовые  прислужницы и .храмовые проститутки.
Далеко  не  все  сферы  жизни подчинялись религиозным представлениям. Яркий  пример этому — Законы Хаммура- пи.  Несмотря на то, что  в шумеро-вавилонском обществе царило практически абсолютное засилье  религиозной идео- логии, среди  образованных людей  возникают критические философские воззрения. В одном  из найденных историче- ских  памятников, носящем название «Диалог  господина и раба о смысле  жизни», подчеркивается тщетность надежды на милость или прощение царя. «В место недоступное он по- шлет тебя.  В страну, которой ты не знаешь, он велит увести тебя, и днем  и ночью  он даст видеть тебе горе».  В этом  ди- алоге  также  высказывается сомнение, что боги  окажут  по- мощь, даже если человек станет просить о ней.  «Разве ты ду- маешь, что научишь бога ходить за тобой, подобно собаке, или повелением запроса (т. е. магией), или незапросом (т. е. молитвой), или же исполнением того, что он у тебя попро- сит?»1. Не менее  тщетны надежды  на посмертное воздаяние в потустороннем мире: «...Подымись на холмы разрушенных городов. Пройдись по развалинам древности и посмотри на черепа людей, живших раньше и после: кто из них был вла- дыкой зла и кто из них был владыкой добра?»1
Школы  широко распространены  еще с шумерского  пе- риода.  В них обучали будущих писцов.  Ученики писали  на глиняных табличках и читали по ним. Сама школа называ- лась «дом табличек». Воспитание  в те времена было весьма жестким, о чем свидетельствует один текст, написанный по- шумерски. Он представляет собой жалобу ученика, который изливает душу, повествуя о своей нелегкой доле на стезе об- разования.
За опоздание следовало наказание.  За порванную одежду и неосторожное поведение на улице учеников также наказы- вали. «Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание:
«На улице надо быть осторожным:  рвать одежду нельзя!» — и ударил меня». Так же относится  к герою и надзиратель в школе: ««Почему ты кланялся  без разрешения?»  — и ударил меня....  Привратник сказал: «Почему ты ушел без разреше- ния?» — и ударил меня. Человек с палкой сказал: «Почему ты протягивал  руку без разрешения?»  — и ударил меня...». Неудивительно,  что герой говорит:  «Судьбу писца я возне- навидел»2.
С УIII по УII в. до н.э. власть в Двуречье принадлежит Ас- сирийской империи. Ассирийцы не принесли с собой прин- ципиально  новой религии, напротив,  заимствовали богов у покоренных  народов. Исключений немного,  в первую оче- редь сам племенной  бог ассирийцев Ассур (Ашур). Его культ становится государственным,  Ашур считается покровителем царя. В народе он не пользовался особым влиянием. У асси- рийцев был популярен культ бога Раммана, бога грозы. В это время большим  почетом  и уважением  пользуется  и другой бог — Набу,  сын  вавилонского бога Мардука.  Мудрый  бог покровительствует письму и счету.
Завоеванный ассирийцами Вавилон  отличался высокой культурой,  и завоеватели многому учились у побежденных, а не наоборот. В Ниневии, столице Ассирии, царем Ашшурба- напалом была создана богатая библиотека. В ней хранилось свыше ЗО тыс. глиняных табличек.  На них записаны тексты мифов, литературных произведений, медицинские и маги- ческие  рецепты. До нас дошли тексты летописей, которые знакомят нас с культурой  тех времен.  Ассирийские боги в Месопотамии были очень скоро забыты,  как только там за- кончилось правление Ассирии.
Конец УII в. ознаменован созданием Ново-Вавилонско- го царства. Наивысшего расцвета оно достигло при царе На- вуходоносоре. В 5З8 г. до н.э. в результате победоносных за- воевательных походов царя Кира Вавилония потеряла свою независимость и  превратилась в провинцию государства Ахеменидов.


 
« Пред.

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Дождик гуляет по крышам | Дождик гуляет по крышам,
Гладит их ржавые грани.
Шарит в... >>

 
Поэтам и писателям | Ты жил в тиши. И вдруг решил
Писателем ты стать... >>