Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Культура Месопотамии

Оглавление
Культура Месопотамии
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

Древнейшим  из эпосов,  сохранившихся  до наших дней, является  эпос о Гильгамеше.  Ранние  песни  и сказания  об этом герое появились  в III тысячелетии  до н.э.  Гильгамеш горюет, потеряв своего верного друга Энкиду.  Герой задумал найти цветок вечной молодости для своего народа. Долго скитается он по свету, совершая великие подвиги.
В эпосе рассказывается также о великом потопе, который был вызван рассерженными  богами. Люди  проявили  непо- корность  воле богов,  и те наслали  на землю ливень. Лишь благочестивый  Ут-Напиштим был спасен  со своей семьей. Эа предупреждает  его о надвигающемся  потопе.  Подобно Ною, Ут-Напиштим строит корабль и спасается на нем вме- сте со своей семьей и животными.
В мифе о наводнении  подробно рассказывается, как встала черная туча. Свет обратился  во тьму, даже «боги по- топа устрашились,  поднялись,  удалились на небо».  После гнева  богов и великого  потопа  ничего  не  осталось,  а «все
человечество стало  глиной». Ут-Напиштим  увидел  остров, и корабль  остановился. Первым на волю отправился голубь, но вода еще  не  схлынула, потому  посланник прилетел об- ратно.  И ласточка  вернулась, не найдя  суши.  Лишь ворон,
«отправившись, спад  воды  увидел, не  вернулся»1.  Несложно увидеть в этом  мифе  сходство  с библейским рассказом о великом потопе.
Жители Двуречья  верили  в загробную жизнь, но не в за- гробное  воздаяние. Все души после смерти влачат жалкое  су- ществование. Был ли человек  при жизни праведником или грешником — после  смерти  это значения не имеет.  В цар- стве мертвых  правит  злая  и жестокая Эрешкигаль. Бросить ей вызов  осмелился лишь бог войны  Нергал, впоследствии женившийся на ней.
Важную  роль  в религии Месопотамии играл  культ пло- дородия. Богиней плодородия была Иштар. Божеством всех растений был Таммуз  (Думузи). Сохранились отрывки, по- зволяющие судить о том, что существовала легенда  о смер- ти  и воскрешении Таммуза. Это символизировало годовой цикл, смену  времен  года.  История близка  по  смыслу  еги- петскому мифу  об Осирисе. В другой  версии, Эрешкигаль, злобная повелительница подземного царства, держит в пле- ну  саму  Иштар. Другое  имя  Таммуза   — Адони   (Адонис). Существовал также  миф  о смерти  и воскресении Мардука. В вавилонском сказании рассказывается о том, как богиня Иштар спустилась в «страну без возврата».  Она представлена как  место,  где вошедшие напрасно ждут света.  На дверях  и засовах  стелется  пыль, а их пища  — прах и глина.
Жители Месопотамии верили  также  в злых духов, при- носивших людям  всяческие беды.  Особую роль  среди  них играли  «семь духов бездны».   Против духов использовались заклинания и  амулеты.   Считалось, что  злые  духи  боятся собственных изображений,  поскольку слишком уродливы.


 
« Пред.

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Любимой | Я хотел сравнить мою красавицу
С озером широкохладнозамершим,
Что губами... >>

 
Вдруг твое появленье | Вдруг твое появленье.
Стало солнечно просто.
В душном здании мысли >>