Культура Месопотамии |
Страница 3 из 6 Особенностями культуры Двуречья являются два обсто- ятельства. Во-первых, несмотря на то, что прямые связи с Египтом были очень слабы, исследователи находят очень много общих черт в историческом развитии народов Месо- потамии и Египта. При существенном различии форм ре- лигии можно отметить также много общего. «Генезис шу- мерской и египетской цивилизаций является результатом однотипных ответов на вызов природной среды... Матери- альная культура этих двух цивилизаций однотипна. Духов- ные же характеристики — религия, искусство и даже обще- ственная жизнь — обнаруживают меньше сходства»1. Геродот писал, что вся Вавилония, подобно Египту, из- резана каналами. Самый большой канал судоходен. Изреки Евфрата он течет в юго-восточном направлении в другую реку. Древний историк отмечает высокую урожайность и очень плодородную землю. Плодоносные финиковые паль- мы приносят богатый урожай, из этих плодов местное насе- ление изготавливает хлеб, вино и мед. Второй особенностью, которую отмечают исследователи, является быстрая смена государственных образований. Она не способствовала установлению и укреплению централи- зованной власти в этом регионе. Это не значит, что в Двуре- чье вовсе не было известных государственных деятелей. Из- вестны имена Саргона Аккадского, Хаммурапи, но все же, несмотря на огромную власть, которая была сосредоточена в руках этих правителей, централизованных деспотий этот район не знал. В Месопотамии не было принято называть правителей «сыновьями» богов. Они не обладали неоспоримой в глазах остальных жителей властью, позволявшей им так себя назы- вать. Правители Месопотамии могли претендовать лишь на роль посредников между обычными людьми и богами. Первоначально жители каждой общины поклонялись своему богу. Когда объединялись несколько общин, объ- единялись и их культы. К примеру, в одном из поселений люди чтили бога по имени Нингирсу. Их соседи поклонялись богине Бау. )Кителям поселения было выгодно объединить- ся и создать город Лагаш. Горожане теперь считали, что и их боги объединились, образовав божественную пару: Нингир- су и Бау стали мужем и женой. Так постепенно создавались сложные религиозные си- стемы, появились общенародные боги. Самыми известны- ми из них были трое: Ану, Эа (Энки) и Энлиль. Исследо- ватели предполагают, что первый, по всей видимости, был богом неба. Его имя происходит от шумерского слова «ан», небо. Считалось, что он далек и непостижим. Эа, бог воды, наполовину был человеком, наполовину рыбой. Он покро- вительствовал рыбному промыслу, защищал рыбаков от стихий. Люди называли Эа мудрым и святым. Характерной особенностью Энки было то, что он был одновременно и богом и культурным героем. Он также считался заступни- ком людей перед бога’ми. Эа имел еще одно имя Нидим- муд. Энлиль представал перед людьми, по всей видимости, в образе ветра, приходящего с гор. Он приносил с собой облака, а значит, тучи и наводнения, что было крайне важ- но для земледельцев. По некоторым другим версиям, Эн- лиль и Эа были братьями, детьми Ану и богини земли Ки. Представления о родственных связях между богами доволь- но часто менялись. Как правило, жители Двуречья поклонялись антропо- морфным богам. Зооморфные боги (животные или полулю- ди-полуживотные) встречаются в религиях Месопотамии редко. Это, в первую очередь, любимый и почитаемый Эа, человек-рыба, а также Нергал. Следует также отметить, что в Месопотамии практически не было развитого культа жи- вотных. Ученые на основе археологических находок делают вывод, что тотемизм играл незначительную роль в местной религии. Правда, некоторых животных (быков, змей) там все же считали священными. Важнейшей особенностью религий Месопотамии явля- ется то, что культы разных богов уживались там достаточно мирно. Тем не менее считалось, что боги покровительствуют правителям Месопотамии, которые правят от имени богов. Согласно легенде, царь Хаммурапи получил законы от бога Шамаша. Однако даже из этих законов следует, что религия не оказывала тотального влияния на право и другие сферы жизни Двуречья. В Двуречье приходят новые народы, семитские, — ак- кадийцы, аморреи. Происходят изменения в религиозной системе. К старым шумерским богам добавляются новые, семитские. Они, как и шумерские, первоначально были божествами отдельных общин. Меняются имена богов: Богиня Инина (считавшаяся женой Ану) превращается в Иштар, или Астарту: Нингирсу начинают именовать Ни- нуртой. В Междуречье часто слагались религиозные гимны, кото- рые исполнялись в храмах особыми певцами. Сохранились тексты, в которых можно проследить, каким представлял- ся жителям великий бог Шамаш. Он властвует над всей Все- ленной. Это бог справедливости, потому он сокрушает тех, кто замышляет зло, наказывает неправедных судей, казнит тех, кто берет взятки. Но Шамаш милостив к тем, кто не бе- рет мзды, заботится об угнетенных, Он помогает путникам, купцам, странникам, охотникам, погонщикам скота1. Со временем Шамаш становится просто богом Солнца. Первые литературные тексты появились на шумерском языке в начале III в. до н.э., а в первой половине II тысячеле- тия до н.э. — также и на аккадском (вавилонском). Наиболее известен текст, рассказывающий о богах Двуречья, — «Энума элиш». Настоящее его название не сохранилось, поэтому его называют по первым словам текста. Буквально это означает «Когда наверху». Вначале существовал хаос. У первобытной бездны имелось два воплощения: мужское (Апсу) и женское (крылатое чудовище Тиамат). Им подчинялся дух Мумму. Первыми богами были Ламму и Лахаму. С появлением бо- гов в мире появляется порядок. Тиамат, олицетворение хао- са, начинает борьбу против богов. Только Мардук осмелился вступить с ней в противобор- ство. «Сошлись Тиамат и мудрейший из богов Мардук. Они двинулись в бой, для сражения сблизились. Распростер вла- дыка сеть свою и окружил ее; ураган, державшийся сзади, пустил он вперед. Когда Тиамат раскрыла свою пасть, что- бы его проглотить, он вогнал туда ветер, и она не могла сом- кнуть свои уста; яростный ветер наполнил ее тело... Он вы- пустил стрелу и пронзил ее тело; ее одолел он, а ее жизнь погубил»2. Боги, помогавшие Тиамат, увидев, что перевес сил не на их стороне, попытались бежать, но были опутаны и сбежать не смогли. Мардук убил чудовище и разрезал ее тело ровно на две части. Он становится главным среди богов. Эта ле- генда очень похожа на древнегреческий миф о борьбе богов с титанами. Из двух частей Тиамат Мардук создает небо со звездами, Луной и Солнцем и землю, где растут растения и живут звери. В чертоге Э-шарре, созданном на небе, были поселены Ану, Энлиль и Эа. Мардук «создал стоянки великим богам и поместил светила их, их подобие, в созвездии Зодиака. Год он отметил, разбил его на части, двенадцати месяцам он установил по три звезды»1. По мере развития астрономии боги Месопотамии начали ассоциироваться с планетами и небесными телами. Позднее этот обычай пере- няли римляне и греки. В Вавилоне также была разработана двенадцатиричная система исчисления времени, которой мы пользуемся до сих пор. На ней основано учение о священных числах (3,7, 12,60). Существовали в мифологии Двуречья и сюжеты, которые впоследствии встречаются в Библии. Бог Эа создает перво- го человека, Адапа. «Кровь соберу я и кости возьму..., сотво- рю человека, чтобы жил (на земле). Пусть богам он служит, а те (отдохнут)»2. Из-за своей ошибки Адап теряет дар бес- смертия |
« Пред. |
---|