Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Культура Месопотамии

Оглавление
Культура Месопотамии
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

В  ХIХ  в.  до  н.э.   особое   значение  приобретает  город Вавилон. Другое  его  название — Баб-Или («врата  бога»).
Возвышению этого города способствовало выгодное гео- графическое  положение.  Расположенный на левом  берегу Евфрата,  он находился на перекрестке торговых путей. По- степенно правители Вавилона начали процесс объединения Междуречья под своей властью. Этот процесс завершился  в ХУIII в. до н.э. при царе Хаммурапи.
Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) являлся шестым царем первой Вавилонской династии.  Именно при нем были вве- дены новые законы,  получившие название Законов Хамму- рапи. Свод законов состоял из трех частей: введение, тексты законов  и заключение.  Кодекс  содержал 282 статьи, напи- санные  клинописью  и высеченные  на черном  базальтовом столбе. В ХII в. до н.э. этот столб стал трофеем эламитов. Ви- димо, по их же приказу 35 статей были стерты из каменного кодекса.  Во введении  и заключении  Хаммурапи  формули- рует основную причину,  по которой были составлены зако- ны.  Они должны стоять на страже слабых, защищать спра- ведливость. Сильный  не должен угнетать слабого, сироты и вдовы должны иметь защиту в лице закона.  Текст написан клинописью.
Законы должны были соблюдать все, ведь они были вру- чены  царю  самим  богом солнца  и справедливости  Шама- шем. Говорится во введении и о самом царе. Хаммурапи — пастырь, сокрушитель четырех стран света, дракон среди царей, покоритель селений по Евфрату. Он усердный, спра- ведливый, совершенный. Он царь среди царей. С другой сто- роны, Хаммурапи покорен великим богам, именно ему, царю справедливости,  Шамаш даровал правду.
В Законах  Хаммурапи  устанавливается  ответственность за причинение  материального ущерба. Если человек не по- заботился об укреплении части плотины и вода затопила чу- жой урожай, виновник должен возместить ущерб. Если стро- итель сделал непрочный дом, который после обрушился на голову хозяина,  то, в случае смерти последнего,  строителя следует убить. Корабельщик, построивший  негодное судно, должен  сломать  его и построить новое  за свой счет и отдать заказчику.
В это  же  время  появляется долговая кабала.   В  случае, если крестьянин, ремесленник не мог своевременно вернуть деньги, его обязывали возвращать взятое с процентами. Од- нако при всей суровости к должникам, в законах Хаммурапи устанавливались определенные ограничения. Заимодавцы в счет погашения долга  могли  были  брать  хлеб, но  не имели права  изымать по собственной инициативе силой  зерно  из амбаров должников.
Должники должны  были отрабатывать долг в течение  трех лет, на четвертый их обязаны были отпустить  на свободу.  За- имодавцы не  должны   были  плохо  обращаться со  своими должниками, притеснять их, причинять физические увечья. В случае  смерти  должника по вине  заимодавца последнего ждало суровое  наказание, в дело вступал  принцип «равного возмездия»: за смерть должника казнили кого-то  из членов семьи  заимодавца.
Из текста Законов видно, что рабами  в ту эпоху были во- еннопленные или осужденные по закону.  Как правило, с ра- бами обращались разумно. Хозяину было невыгодно убивать рабов или наносить им серьезные увечья. Одним из видов на- казания в те времена являлось отсечение уха. Беглых  рабов казнили для назидания прочим.
Возвышению Вавилона способствовало не только  удоб- ное  географическое расположение,  но  и личные качества царя Хаммурапи. Он был прекрасным стратегом и диплома- том.  В условиях  постоянного соперничества между города- ми-государствами он умел проявить свои лучшие  качества  и добиться того, что было выгодно  Вавилону. Кроме того, Хам- мурапи, как свидетельствуют исторические документы, был хорошим администратором.
По  мере  возвышения и укрепления Вавилона, объеди- нения под его эгидой  всего Двуречья, постепенно менялась и роль  главного бога  Вавилона — Мардука. Существовали варианты  своего рода монотеистического учения,  согласно которому все остальные боги представляли собой лишь ипо- стаси единого Мардука: Нергал — его воинское воплощение, Нинурта — олицетворение силы, Энлиль — власти. Широко- го распространения эти идеи, впрочем,  не получили. Рели- гии Месопотамии  остались политеистическими.
Правление  первой династии относится  к ХIХ—ХУI вв. до н.э. Во времена правления царя Хаммурапи территория охва- тывала Аккад и Шумер.


 
« Пред.

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Любимой | Я хотел сравнить мою красавицу
С озером широкохладнозамершим,
Что губами... >>

 
Россия | Что для меня Россия?
Это ведь - все мы –... >>