Культура Месопотамии |
Страница 2 из 6 В ХIХ в. до н.э. особое значение приобретает город Вавилон. Другое его название — Баб-Или («врата бога»). Возвышению этого города способствовало выгодное гео- графическое положение. Расположенный на левом берегу Евфрата, он находился на перекрестке торговых путей. По- степенно правители Вавилона начали процесс объединения Междуречья под своей властью. Этот процесс завершился в ХУIII в. до н.э. при царе Хаммурапи. Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) являлся шестым царем первой Вавилонской династии. Именно при нем были вве- дены новые законы, получившие название Законов Хамму- рапи. Свод законов состоял из трех частей: введение, тексты законов и заключение. Кодекс содержал 282 статьи, напи- санные клинописью и высеченные на черном базальтовом столбе. В ХII в. до н.э. этот столб стал трофеем эламитов. Ви- димо, по их же приказу 35 статей были стерты из каменного кодекса. Во введении и заключении Хаммурапи формули- рует основную причину, по которой были составлены зако- ны. Они должны стоять на страже слабых, защищать спра- ведливость. Сильный не должен угнетать слабого, сироты и вдовы должны иметь защиту в лице закона. Текст написан клинописью. Законы должны были соблюдать все, ведь они были вру- чены царю самим богом солнца и справедливости Шама- шем. Говорится во введении и о самом царе. Хаммурапи — пастырь, сокрушитель четырех стран света, дракон среди царей, покоритель селений по Евфрату. Он усердный, спра- ведливый, совершенный. Он царь среди царей. С другой сто- роны, Хаммурапи покорен великим богам, именно ему, царю справедливости, Шамаш даровал правду. В Законах Хаммурапи устанавливается ответственность за причинение материального ущерба. Если человек не по- заботился об укреплении части плотины и вода затопила чу- жой урожай, виновник должен возместить ущерб. Если стро- итель сделал непрочный дом, который после обрушился на голову хозяина, то, в случае смерти последнего, строителя следует убить. Корабельщик, построивший негодное судно, должен сломать его и построить новое за свой счет и отдать заказчику. В это же время появляется долговая кабала. В случае, если крестьянин, ремесленник не мог своевременно вернуть деньги, его обязывали возвращать взятое с процентами. Од- нако при всей суровости к должникам, в законах Хаммурапи устанавливались определенные ограничения. Заимодавцы в счет погашения долга могли были брать хлеб, но не имели права изымать по собственной инициативе силой зерно из амбаров должников. Должники должны были отрабатывать долг в течение трех лет, на четвертый их обязаны были отпустить на свободу. За- имодавцы не должны были плохо обращаться со своими должниками, притеснять их, причинять физические увечья. В случае смерти должника по вине заимодавца последнего ждало суровое наказание, в дело вступал принцип «равного возмездия»: за смерть должника казнили кого-то из членов семьи заимодавца. Из текста Законов видно, что рабами в ту эпоху были во- еннопленные или осужденные по закону. Как правило, с ра- бами обращались разумно. Хозяину было невыгодно убивать рабов или наносить им серьезные увечья. Одним из видов на- казания в те времена являлось отсечение уха. Беглых рабов казнили для назидания прочим. Возвышению Вавилона способствовало не только удоб- ное географическое расположение, но и личные качества царя Хаммурапи. Он был прекрасным стратегом и диплома- том. В условиях постоянного соперничества между города- ми-государствами он умел проявить свои лучшие качества и добиться того, что было выгодно Вавилону. Кроме того, Хам- мурапи, как свидетельствуют исторические документы, был хорошим администратором. По мере возвышения и укрепления Вавилона, объеди- нения под его эгидой всего Двуречья, постепенно менялась и роль главного бога Вавилона — Мардука. Существовали варианты своего рода монотеистического учения, согласно которому все остальные боги представляли собой лишь ипо- стаси единого Мардука: Нергал — его воинское воплощение, Нинурта — олицетворение силы, Энлиль — власти. Широко- го распространения эти идеи, впрочем, не получили. Рели- гии Месопотамии остались политеистическими. Правление первой династии относится к ХIХ—ХУI вв. до н.э. Во времена правления царя Хаммурапи территория охва- тывала Аккад и Шумер. |
« Пред. |
---|