Литературный журнал геосимволистов Мой берег;. Библиотека Символика;

Российская культура как национальный проект и национальная идея

Оглавление
Российская культура как национальный проект и национальная идея
Страница 2
Image
Российская культура как национальный проект и национальная идея
С Председателем Совета Федерации РФ, Председателем Российской партии жизни С.М.Мироновым беседует главный редактор журнала «Наше наследие» В.П.Енишерлов.

Владимир Енишерлов. Сергей Михайлович, утверждены и начали активно выполняться четыре Национальных проекта. Среди них нет проекта «Культура». Это странно, и взволновало не только деятелей культуры в нашей стране, но и многих наших соотечественников, воспринимающих именно культуру не иначе как основу российской государственности! Вот что пишет, например, в редакцию барон Э.А.Фальц-Фейн, чья деятельность по сохранению русской культуры известна и признана во всем цивилизованном мире: «Для успешного развития новой, свободной России, о которой мы в изгнании мечтали многие десятилетия, необычайно важно бережное, внимательное отношение к ее многовековой истории и культуре. Меня очень беспокоит, что в нашей стране культура отодвинута сейчас на задний план, испытывает огромные финансовые трудности, а из-за этого и моральные проблемы. Это недостойно великой культуры великой страны. Поэтому я, отдавший много сил и средств возвращению из-за рубежа в Россию ее культурных ценностей, архивов и книг, изданию в России мемуаров моего деда генерала Н.А.Епанчина, увековечению за границей памяти о замечательных россиянах, среди которых особо хочу отметить генералиссимуса А.В.Суворова, считаю, что в России должна быть создана и достойно материально обеспечена государственная, действенная программа развития, сохранения и спасения культуры нашей великой России».

Сергей Миронов. Отсутствие Национального проекта «Культура» — это ошибка, прямо и четко сказал Президент В.В.Путин. Что привело к этой ошибке, мы не будем в этой беседе выяснять, но сразу же хочу высказать свою позицию, которую уже многократно высказывал публично: пятым национальным проектом обязательно должен стать проект «Культура России».

Несомненно, наше время требует особой, пристальной заботы о культурно-историческом наследии, всемерной помощи и поддержки современной отечественной культуры. Развитие экономики, технический прогресс, преодоление политических и социальных кризисов и катаклизмов, потрясающих общество, невозможно в отсутствие культуры.

Память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Беспамятство разрушительно, память — созидательна.

Увы, сейчас мы должны спасать гигантский пласт культуры, созданный нашими предшественниками. Когда стоит проблема выживания человечества, сохранения цивилизации, укрепления России, надо отчетливо сознавать, что речь идет не только о выживании биологических особей, но и о сохранении русской культуры, иными словами — российской цивилизации.

Наша история позволяет утверждать, что русская культура с древнейших времен и до наших дней открыта другим народам, активно впитывала их опыт и, в свою очередь, привносила свой самоценный вклад в культуру других стран и народов. Во многом благодаря этому русская культура заняла особое место среди мировых цивилизаций.

Однако межнациональные отношения требуют создания новых общественных институтов, опирающихся на знание истории, этнографии, искусства, культуры во всем их разнообразии.

Актуальность Национального проекта «Культура» подтверждается катастрофическим отсутствием финансирования всех аспектов культурной жизни — от детского художественного и музыкального образования до научной реставрации. Необходимо не только воспроизводить культуру, но и восстанавливать ее утраченные памятники, проводить исследования, организовывать просвещение народа, прививать чувство любви к отечеству, расширять духовный культурный ареал.

В.Е. Правильно ли я понял, что Национальный проект «Культура» вы считаете одним из важнейших на современном этапе развития нашей страны.

С.М. Национальный проект — это системное изменение отношения государства к культуре. Необходимость принятия срочных мер в этой чрезвычайно важной области жизни страны и народа определяет критическое положение, сложившееся не только в деле охраны памятников истории и культуры, но и в современной культурной жизни страны. Реальная опасность утраты национальных, общечеловеческих культурных ценностей, которые должны являться основой возрождения новой России в современных исторических условиях, диктует необходимость неотложных мер по спасению национального культурного достояния, подразумевая под этим и детское творчество, молодые таланты, и всемирно известные достижения наших музыкантов, художников, актеров и т.д.

К сожалению, государственные структуры к настоящему времени проявляют объективную неспособность решать эти проблемы, и не из-за отсутствия необходимых для этих целей финансовых средств, что было еще десятилетие тому назад. Мне кажется, что национальный проект спасения культуры и сохранения культурно-исторического наследия России должен явиться фундаментальным в становлении совершенно новых государственных и общественных отношений в области культуры.

Для этого необходимо скоординированное объединение усилий в разработке и осуществлении в рамках Проекта государственных программ развития различных отраслей культуры и сохранения культурно-исторического наследия, консолидируя для этих целей реальные финансовые ресурсы государства, несомненно используя активное участие частного капитала.

В.Е. Об участии частного капитала в российских культурных проектах и программах мы, я надеюсь, еще поговорим, а сейчас я хочу спросить вас, как вы понимаете роль культуры в жизни современной России?

С.М. Когда-то великий русский ученый-гуманист, чье столетие мы отмечаем в этом году, Д.С.Лихачев сказал: «Культура — это святыни народа, святыни нации».Святыням надо поклоняться и беречь их как зеницу ока. Мы же пока не имеем целостной концепции культуры и культурного развития России в XXI веке. Ведь культура это не только музеи, театр, филармонии, эстрада, литература. Культура это и наука, техника, образование, общение между людьми и т.д. Поэтому, когда в отрыве, изолированно друг от друга рассматриваются, например, проблемы театра, а вы ведь знаете, какую резкую реакцию театральной общественности встретила так называемая экономическая реформа, затрагивающая театральные коллективы, кинематографы, СМИ, в том числе электронные, художественные и музыкальные школы и т.д., и т.д. , такие проблемы достигают часто трагической остроты. Например, десятки выдающихся русских художников, многие из которых уже очень пожилые люди, академики, прошедшие войну и создавшие великие полотна, — среди них М.Митурич, П.Никонов, Т.Салахов, Г.Дервиз — лишаются своих мастерских; лишаются какой-то сомнительной московской экономической структурой, втихаря их скупившей, лишаются родных стен, где художники творили и хранили свои произведения многие годы, и тем самым практически лишаются жизни, и не только творческой. Ибо их жизнь — творчество. Но если бы у нас культура понималась как целостное явление, которое делает людей, населяющих определенную территорию, народом, нацией, и в основе этого понимания лежала твердая политическая и государственная воля и соответствующие действия, то никто не посмел бы отнять у художников мастерские, спалить в центре Москвы кинотеатр и возвести на его месте что-то им выгодное, выкинуть книги из сельских библиотек и т.д. и т.п. Поэтому не только финансы, но и железная государственная воля должна лежать в основе российского Национального проекта «Культура». И в рамках этого проекта культура должна рассматриваться как целостное явление, в котором существуют некие общие для всех аспектов культуры тенденции, взаимосвязывющие законы.

Нельзя не согласиться с мыслью, что «общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части». Поэтому отчетливо сознавая необходимость Национального проекта «Культура», я подчеркиваю особо необыкновенную сложность его воплощения. Для реального управления выделенными государством финансовыми ресурсами нужен и новый менеджмент и новая идеология. Действительно, нельзя влить новое вино в старые мехи. Необходимо очень точно продумать организационно-правовую форму проекта.

Возможно, как модель может быть использован, конечно при соответствующей корректировке, опыт Советского Фонда культуры, созданного на пике перестройки и возглавлявшегося академиком Д.С.Лихачевым. Эта государственно-общественная организация была создана 20 лет назад если не в противовес, то в дополнение к тогдашнему Министерству культуры, и до начала девяностых годов, когда Лихачев ушел из Фонда, она показала свою реальную действенность и эффективность. Президиум, состоящий из крупных деятелей культуры, ведомый выдающимся, авторитетным ученым, небольшой, эффективно работающий аппарат и мощная общественная поддержка обеспечивали Фонду культуры реальное выполнение многих достаточно дорогостоящих и сложных программ — от музыкального и художественного образования детей из самых глухих провинциальных деревень и городов до уникальных осуществленных проектов по возвращению на Родину раритетов отечественной истории и культуры — библиотек, архивов, картин, исторических реликвий, которые вы сейчас можете увидеть в десятках российских музеев. Кстати, именно такая организационная форма проекта может наилучшим образом связать ту или иную программу с частным капиталом, с меценатами.

Здесь хочу добавить, что нашей культуре крайне нужен закон о меценатстве. Несмотря на все опасения мы должны использовать западный опыт, когда сумма, потраченная на благотворительную деятельность, списывается с налогооблагаемой базы. Это привлечет не случайный, как теперь, а реальный частный капитал в культуру и станет большим подспорьем национальному проекту.

В.Е. У нас многонациональная, многоконфессиональная страна. Как в рамках единого национального проекта учесть все нюансы, все тонкости культуры разных народов, населяющих Россию?

С.М. Истинная культура не имеет границ, она обогащается от взаимосвязи с другими культурами. Замкнутость, национальная ограниченность ведет к вырождению, обеднению культуры, в конечном счете, к ее гибели. Поэтому никакого культурного изоляционизма быть не должно. Русская культура, как культуры других европейских народов, чутко улавливает, обогащается культурами народов, населяющих Российскую Федерацию, и в то же время мощно влияет на них. Эта общеевропейская, общемировая тенденция взаимопроникновения культур характерна и для русской культуры, изучающей, впитывающей все лучшее, что создало человечество.

Проблемы культуры в России не могут быть правильно поняты и оценены без учета особенностей формирования национального характера, трансформаций религиозных устоев, иноземных влияний и политических баталий. Основа культурной политики многонационального государства — формирование представления о России как об историческом единстве различных национальностей, народностей, этнических групп.

Культура должна рассматриваться не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства, влияющая на все сферы государственного и гражданского бытия. В условиях демократического государства именно культура, наряду с религией, берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров нации.

Развитие культуры России обладает своей внутренней логикой и в конечном счете не зависит не только от сиюминутно-политических интересов, но и от любой партийной стратегии. Ни одна политическая партия, ставящая своей целью возрождение сильной и процветающей Российской Федерации, не сможет добиться своих целей вне развития отечественной культуры. Исходное положение здесь — понимание единства российской культуры, вбирающей в себя произведения профессионального и любительского искусства, фольклорного, традиционного и экспериментального творчества; искусства метрополии и российской диаспоры различных поколений; взаимосвязи и взаимозависимости созидательной и охранительной функций культуры.

Практически все партии и движения единодушно выражают намерение сохранять ее и развивать, поддерживать деятелей культуры, способствовать «духовному возрождению». Мимо этих тенденций не должен пройти национальный культурный проект.

Целями национального культурного проекта является не только сохранение накопленного культурного потенциала, обеспечение преемственности культурных традиций, но и поддержка, наряду с классической художественной культурой, традиционно определявшей престиж России, разнообразия всей художественной жизни (в центре и провинции, в городе и на селе), поддержка инноваций, обеспечивающих рост культурного потенциала общества.

Особой заботой государства в рамках проекта должно быть возрождение и развитие национальных культур народов и этнических групп, рассматриваемые как необходимое условие для преодоления напряженности в межнациональных отношениях, и не только для этого.

В.Е. Вы являетесь лидером молодой, но уже достаточно громко заявившей о себе на политическом небосклоне нашей страны Российской партии жизни (РПЖ). Есть ли у вашей партии культурные проекты и существенны ли они для политической организации, стремящейся заявить о себе как о реальной силе, с которой должны считаться и друзья и недруги?

С.М. С нами по тем или иным программам работает много творческих людей, мы с удовольствием поддерживаем их идеи и начинания, если они совпадают с основной идеей нашей партии — кардинального улучшения качества жизни. А этого, конечно, нельзя достичь без развития культуры.

Из реальных дел, которые поддержаны РПЖ, можно назвать несколько издательских проектов. Например, мы недавно выпустили однотомник замечательного поэта, ветерана войны, кстати, автора знаменитой песни «Я люблю тебя жизнь…» Константина Ваншенкина. Причем издали не старые, всем известные и многажды переиздававшиеся стихи, а совершенно новую книгу лирики, и она нашла своего благодарного читателя. Или, например, недавно при поддержке Курганского регионального отделения РПЖ выпущен интересный сборник «Живы в памяти потомков», посвященный декабристам, находившимся в Кургане на поселении, — тем самым воздали должное памяти героев 1825 года, о которых даже и в годовщину восстания на Сенатской площади почти никто не вспоминал.

Поддерживаем мы и современных художников, устраивая выставки, печатая их произведения. Вот прошла, например, у нас выставка московского живописца Антона Куманькова, человека несомненно талантливого, чудесного портретиста, чьи детские портреты, которые он пишет с какой-то особенной теплотой и проникновенностью, никого не могут оставить равнодушными. Под эгидой Партии жизни мы многотысячным тиражом издали прекрасно полиграфически выполненный большой настенный календарь «Чужого детства не бывает», каждую из 12 страниц которого украшает работа А.Куманькова. Таким образом творчество этого художника узнают во всех российских регионах, где есть отделение Партии жизни. А то, что это именно детские портреты, необычайно точно ложится в русло одного из основных направлений нашей деятельности — решению острейшей на сегодняшний день демографической проблемы, грозящей России, если незамедлительно и реально не заняться ее решением, многими бедами и потрясениями.

Среди наших дел, связанных с культурой, я бы особенно отметил работу с российскими краеведами. Мы провели два семинара российских краеведов — один в древнем Зарайске, второй — в Воронеже и издали отдельными выпусками интереснейшие доклады, прозвучавшие на них. Почему мы обратили внимание именно на краеведение, гонимую в 30-е годы совершенно особую комплексную область знания о «своем» селе, городе, поселке? Кстати, гонимую в иные лихие годы настолько, что многие знаменитые краеведы были превращены в «лагерную пыль». Мы обратились к краеведению потому, что это самая демократическая из наук и самая близкая к глубинам культуры область человеческой деятельности. Краеведом может быть и академик и первоклассник, и каждый из них на своем уровне будет любить свою малую родину и открывать новое в ее истории. Согласитесь, что в XXI веке, с его информационными потоками и глобалистскими устремлениями, это необычайно важно, а для России с ее гигантскими пространствами и огромным количеством сел, деревень, городков, поселков, городов-миллионников важность познания малой родины возрастает во сто крат. Не случайно, такой энтузиаст и популяризатор краеведения, как Д.С.Лихачев говорил, что «участие людей всех возрастов в <…> собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, созидающих в своем крае более высокий уровень духовной культуры <…> Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может существовать». По-моему, и массовое развитие краеведения, достойное его финансирование, госзаказы и гранты на широкое издание краеведческой литературы должны стать одним из приоритетов национального культурного проекта.


 
След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Вчера и завтра | Заря черна.
Жизнь затхла.
Я напился вчера.
Я умер завтра. >>

 
Дождь | Помню дождь, как мельчайшую жаркую дрожь,
Что к стихам привязала... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru