Пушкин Памятник

Оглавление
Пушкин Памятник
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

ЛИТЕРАТУРА

1. Али Сафи. Занимательные рассказы о разных людях. М., 1966.

2. А.Битов. Статьи из романа. М.,1986.

3. В.Вересаев. Загадочный Пушкин. М.,1996, с.259-260.

4. М.П.Алексеев.Пушкин и мировая литература. Л.,1987.

5. С.Бонди. О Пушкине /статьи и исследования/, М., 1978, с.462.

6. Г.Красухин. Покой и воля /некоторые проблемы пушкинского творчества/. М., 1987, с.257.

7. Л.Гинзбург. Литература в поисках реальности, Л., 1987, с.122.

8. О.Мандельштам. Слово и культура. М., 1987, с.48.

9. С.Г.Бочаров. О художественных мирах.М.,1985.

10. Ю.Манн. Необходимость Баратынского. Вопросы литературы, 1994, вып.I, с.135.

11. Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина. Крылатые слова. М.,1987.

12. М.Л.Гаспаров. Поэтика композиции (строение эпиникия). Поэтика древнегреческой литературы. М.,1981, с.290.

13. М.Ф.Мурьянов. Пушкинские эпитафии. М.,1995, с.22.

14. Л.В.Пумпянский. Об оде Пушкина "Памятник". - Вопросы литературы, 1977, 8 .

15. А.С.Пушкин. Полн. собр. соч. М-Л.,1951.

16. В.Непомнящий. Поэзия и судьба /Статьи и заметки о Пушки-не/ М., 1983.

17. Д.И.Белкин. Пушкинские строки о Персии. Сб. Пушкин в странах зарубежного Востока. М., 1979, с.180.

18. У Пушкина нет упоминаний, но Грибоедов и Кюхельбекер были знакомы с поэзией Фирдоуси. Свою поэму "Шахнаме" он закончил вполне по-горациански:

Труд славный окончен. В родимой стране Не смолкнет отныне молва обо мне. Я жив, не умру, пусть бегут времена, Не-даром рассыпал я слов семена, И каждый в ком сердце и мысли светлы, Почтит мою память словами хвалы.

По замечанию комментаторов академического издания "Шахнаме", "этот отрывок называют часто "Памятником" Фирдоуси. Некоторые авторы говорят в этой связи о возможности поставить вопрос о знакомстве Фир-доуси с творчеством Горация". См. Фирдоуси. Шахнаме. М., Наука, 1989, с.636.

19. З.Н.Ворожейкина. Исфаханская школа поэтов и литературная жизнь Ирана в предмонгольское время (XII - начало XIII в.). М., 1984.

20. П.Я.Чаадаев. Статьи и письма. М., 1989.

21. Н.М.Шацкий. Лингвистический анализ художественного текста. Л.,1990, с.295.

22. Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982, с.228.

23. Декабристы. Эстетика и критика. М., 1991, с.119.

24. "После скрытых официально и прекрасно известных неофициально ужасов и поражений турецкой войны 1828 -1829 гг. Пушкин не мог пи-тать больших иллюзий относительно истинной силы русской армии. Вот почему его так испугала затянувшаяся почти на год польская повстан-ническая война. Для Пушкина эта война, да еще с возможным вмешатель-ством Франции, казалась началом очень грозных осложнений <...> Он старался бодриться сам и подбадривать других <...> Уже после пораже-ния Польши Пушкин, вспоминая пережитую войну, считал, что в случае победы восстания России грозило расчленение <...> Прав или неправ объективно был Пушкин относительно осуществимости этих польских на-дежд в 1831 г., но политическая программа влиятельнейших кругов Вар-шавы в разгар восстания <...>испугала Пушкина...Этим и только этим объясняется его позиция в 1831 г. Эта тревога обострялась при каждой новой неудаче русской армии" - таков комментарий академика .В.Тарле. См. Академик Евгений Викторович Тарле. Соч. в 12-ти тт., М., 1961, XI, с.681.

25. М.Ф.Мурьянов. Из наблюдений над текстами Пушкина. Сб. Мос-ковский пушкинист. М.,1995, 1

26. И.Сурат. О "Памятнике". Новый мир, 1991, N 10, с. 193.

27. Т. Г. Мальчукова. О сочетании античной и христианской тра-диции в лирике А.С. Пушкина 1820-1830-х гг.

28. "Поэт, астроном, умственный Протей". (Новые материалы к словарю А.С.Пушкина. М., 1982, с.192).

29. П.П.Гайденко. Трагедия эстетизма /опыт характеристики ми-росозерцания Серена Киркегора/. М., 1970, с.133.

30. М.П. Петров. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., 1982.

31. Н.Н. Рубцов. Символ в искусстве и жизни /философские размыш-ления/. М., 1991, с.93.

32. И.Б. Крайнева. Эстетика живописи кватроченто и античная идея о родстве живописи и поэзии. Сб. Культура эпохи Возрождения. 1986, Л., с.85.

33. Цит. по сс.31, с.90.

34. Н.В.Ревякина. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - второй половины XV в. М., 1977.

35. А.Тургенев. Политическая проза. М., 1989.

36. И.Н.Голенищев-Кутузов. Итальянское возрождение и славянские литературы XV-XVI веков. М., 1963, с.289.

37. В.Ходасевич. Державин. М.,1988, с.157.

38. Н.И.Надеждин. Литературная критика. Эстетика. М., 1972, с.442.

39. Иоганн Готфрид Гердер. Идеи к философии истории человечест-ва. М., 1977, с.239.

40. А.Н.Шустов. Жуковский и стихотворение Пушкина "Я памятник себе воздвиг..." . Сб. Временник пушкинской комиссии /1973/, Л., 1975, с.105-106.

41. Пушкин. Сборник первый. М., 1924, с.259.

42. М.В. Нечкина. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974, с.218.

43. И.Н.Осиновский. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1978.

44. Б.Л. Модзалевский. Библиотека А.С. Пушкина (библиографи-ческое описание). С-Пб., 1910, с.277. 1115. Luther, Martin. Memoires de Luther ecrits par lui- meme, traduits et mis en ordre par M.Michelet, Professeur a l"cole Normale, Chef de la Section historique aux Archives du Royaume. Precedes d"un essai sur l"histoire de la religion et suivis des biographies de Wicleff, Jan Huss, Erasme, Melanchton, Hutten, et autres hredesseurs et contemporains de

45. В.Непомнящий. Поэзия и судьба /Над страницами духовной би-ографии Пушкина/. Издание второе, дополненное. М., 1987.

46. "Алфавит духовный" святителя Дмитрия Ростовского /в русском переводе епископа Иустина. М., с.126.

47. Дж. Миккельсон. "Памятник" Пушкина в свете его философской лирики 1836 года. В сборнике "Творчество А.С.Пушкина. Материалы советско-американского симпозиума в Москве. Июнь 1984 года". М., 1985, с. 78.

48. С.С. Аверинцев. Греческая литература и ближневосточная "сло-весность" (противостояние и встреча двух творческих принци-пов). Сб. Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971, с.251.

49. Р.И.Хлодовский. Франческо Петрарка /поэзия гуманизма/. М., 1974,с.20.

50. Синодальный перевод звучит иначе - "ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников". А.С. Хомяков в своем переводе оставил "к языкам" и дал объяснение: "Сохраняю слово я з ы к вместо н а р о д; первые переводчики не могли этого слова выдумать, а в нем заключена особая характеристика мысли. Для Славянина народ разнетвует п о с л о в у - язык". См.: А.С.Хомякова Сочи-нения богословские. Прага, 1867, т.2, с.381.

51. Филарета митрополита московского и коломенского творения. М., 1994.

52. "Как ни трудно складывались обстоятельства, и август и сентябрь 1836 г. прошли у Пушкина под знаком высокого творческого подъема". С.Л. Абрамович. Пушкин в 1836 году. Л.,1984, с.44.

53. о. Бернардо Антонини. Экзегезис книг Нового Завета. М., 1995, с.207.

54 .Ираклий Андроников. Избр.пр.в 2-х тт., М., 1975, т.1, с.169.

55. В.А. Жуковский. Эстетика и критика. М., 1985, с.166.

56. В.Н. Топоров. Миф.Ритуал. Символ. Образ. Исследования в об-ласти мифопоэтического. Избранное. М.,1995, с.387.

57. М. Гершензон. Мудрость Пушкина. М., 1919, с.54.

58. Владислав Ходасевич. Собр. соч. в 4-х тт., М., 1996, т.2, с.151.

59. Ю.В.Манн. Поэтика русского романтизма. М., 1976, с.341.

60. И.И.Панаев. Литературные воспоминания. Л.,1950.

61. Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977, с.300.

62. Слово "любезный" по стилистической окраске принадлежит карамзинской эпохе, в 30-м годы уже несколько старомодно. Это, по мнению П.Н. Сакулина, "не шокировало художествен-ного вкуса Пушкина <...> ничего пошлого в ней он не ус-мотрел бы" (41, с.53). Само то, что почтенный ученый опе-рировал такими сильными негативными определениями, натал-кивает на мысль, что Пушкин оставил это слово не потому, что "сойдет и так", а действительно кое-что "усмотрел". Что можно бы усмотреть? Напомним обращение а.Павла к паст-ве: "Так мы из усердия к вам восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны" (1Фес.2.8, выделено мной. - А.Б.). Славян-ский прототип выделенных слов - "занеже возлюблени бысте нам". Любопытно, что Пушкин употребил то же слово, которое будет одобрено Синодом - "любезны".

63. "Одиночество избранника и безумствующая толпа - это ан-титеза, которая кажется нам привычной, ибо автоматически ассоциируется с умонастроением романтизма. Действительно, само наличие этой темы, невозможной для определенных ти-пов культуры - важный пункт соприкосновения между антич-ной литературой <...> и новоевропейской, особенно же ро-мантической, литературой <...> В чем романтики решитель-но не заинтересованы, так это в классификации путей тол-пы, в их дифференциации, в логическом переборе различных возможностей неромантического, alias "филистерского" об-раза жизни. Все чуждое видится им как бы с большой дис-танции, а потому сливается в неразличимое, нерасчленен-ное единство - "мир", "свет", "толпа", "они", иногда <...> "вы"; никакой "тот" не обособлен от "этого", никакой "оный" не противопоставлен "сему" <...> Многораз-личные пути человеческих интересов и страстей, блужданий или хотя бы заблуждений предстают для романтического взг-ляда как одна единственная "дорога", по которой движется "толпа": Взгляни: перед тобой, играючи, идет Толпа дорогою привычной...

От этого бесконечно далеки поэты классической древ-ности, не устававшие изощряться в каталогизировании тех самых людских поприщ, от которых они отведены своим поэ-тическим призванием. Едва ли не самый яркий и во всяком случае самый известный пример предлагает римская литера-тура: это некоторые пассаажи Горация..." .С.С.Аверинцев. Риторика как подход к обобщению действительности. - По-этика древнегреческой литературы. М., 1981, с.24-25.

64. В.Э. Вацуро. Поэтический манифест Пушкина. Пушкин. Исследо-вания и материалы, XIV, 1991, с.71.

65. В.П.Старк. Притча о сеятеле и тема поэта-пророка в лирике Пушкина. Пушкин. Исследо-вания и материалы, XIV, 1991, с. 51.

66. Г.Г. Шпет. Сочинения. М.,1989, с.263.

67. Из истории русской культуры. М., 1966, т.III.

68. М.Б. Плюханова. О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле. См. сс.67,с.380.

69. К.Г. Исупов. Пушкинский анализ исторического процесса и син-тетическая историософия П.Я. Чаадаева. Сб. Пушкин. Исследо-вания и материалы. С-Пб., 1995, XV, с.11.

70. Литературное наследство. Федор Иванович Тютчев /книга пер-вая/. М., 1988, с.186.

71. Ю.М. Лотман. Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иису-се. Сб. Временник пушкинской комиссии (1979). Л., 1982, с.15.

72. Сочинения В.Г. Белинского /в четырех томах/. Том второй /1840 - 1842/. С-Пб., 1911, с.166.

Автор: Белый Александр Андреевич
http://white.narod.ru



 
След. »

Это чистая правда



Rambler's Top100