Литературный журнал геосимволистов Мой берег;. Библиотека Символика;

Лотман культура. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Часть третья. Век богатырей

Оглавление
Лотман культура. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Часть третья. Век богатырей
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Image
Век богатырей
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)

Часть третья. Век богатырей


К концу XVIII века в России сложилось совершенно новое поколение людей. Изменение характеров развивалось с такой быстротой, что в течение столетия мы отчетливо можем различить несколько поколений, своеобразную лестницу человеческих типов. Люди последней трети XVIII века, при всем неизбежном разнообразии натур, отмечены были одной общей чертой устремленностью к особому индивидуальному пути, специфическому личному поведению. Люди начала XVIII века стремились влиться в какую-то группу: стать «птенцами гнезда Петрова», защитниками правоверия, уйти в скит или бежать в Европу. Но всегда ими руководит желание стать частью какого-либо единства, сделать его законы своими собственными правилами.

Для человека конца XVIII века, если можно позволить себе такое обобщение, характерны попытки найти свою судьбу, выйти из строя, реализовать свою собственную личность. Такая устремленность будет психологически обосновывать многообразие способов поведения. Желание совершить неслыханное оказывается порой сильнее религиозно-этических стимулов: оно будет толкать и к героическому поступку, и к надежде «попасть в случай», — преодолев все препятствия, занять первое место у престола власти. Движение века разрывалось от противоречий: «регулярное государство» нуждалось в исполнителях, а не в инициаторах и ценило исполнительность выше, чем инициативу. Эта сторона эпохи была уже зало- жена в петровском «регулярном» государстве. Однако она противоречила ее же потребности в сознательной инициативе. Свой идеал «апология исполнительства» нашла в прусской идее дисциплины, а утопическое воплощение — в государственной фантастике Павла I.

Павел I считал себя продолжателем Петра, но из противоречивого целого петровского века он избрал только «регулярность». Другая сторона потребностей века строилась на принципиально иной основе и порождала совсем иной человеческий тип. Жажда выразить себя, проявить во всей полноте личность создала и героев и чудаков, характеры часто дикие, но всегда яркие. Пушкин, обличая продуманное властолюбие Екатерины П, с основанием видел в ее поступках сухой расчет — размах и фантазии Г. Потемкина, его постоянная тяга к преодолению тесных рамок возможного дополняли реализм императрицы. Обширный «потемкинский фольклор» пронизан поэзией безграничности.


 
« Пред.   След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Дождь | Помню дождь, как мельчайшую жаркую дрожь,
Что к стихам привязала... >>

 
Святая | Мне так повезло. Наяву я мечтаю.
Бежишь ты с фатою.... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru