Литературный журнал геосимволистов Мой берег;. Библиотека Символика;

Лотман культура. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Часть первая. Люди и чины

Оглавление
Лотман культура. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Часть первая. Люди и чины
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Image
Люди и чины
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)

Часть первая

Люди и чины


Изучаемая нами эпоха — век перелома. Это хорошо видно и в истории дворянства. Русское дворянство, каким мы его встречаем в XVIII — первой половине XIX века, было порождением петровской реформы. Среди разнообразных последствий реформ Петра I создание дворянства в функции государственно и культурно доминирующего сословия занимает не последнее место. Материалом, из которого это сословие составилось, было допетровское дворянство Московской Руси. Дворянство Московской Руси представляло собой «служилый класс», то есть состояло из профессиональных слуг государства, главным образом военных. Их ратный труд оплачивался тем, что за службу их «помещали» на землю, иначе — «верстали» деревнями и крестьянами. Но ни то ни другое не было их личной и наследственной собственностью. Переставая служить, дворянин должен был вернуть пожалованные ему земли в казну. Если он «уходил за ранами или увечием», в службу должен был пойти его сын или муж дочери; если он оказывался убит, вдова через определенный срок должна была выйти замуж за человека, способного «тянуть службу», или поставить сына. Земля должна была служить. Правда, за особые заслуги ее могли пожаловать в наследственное владение, и тогда «воинник» становился «вотчинником». Между «воинником» и «вотчинником» существовало глубокое не только социальное, но и психологическое различие. Для вотчинника война, боевая служба государству была чрезвычайным и далеко не желательным происшествием, для воинника — повседневной службой. Вотчинник-боярин, служил великому князю и мог погибнуть на этой службе, но великий князь не был для него богом. Привязанность к земле, к Руси была для него еще окрашена местным патриотизмом, памятью о службе, которую нес его род, и о чести, которой он пользовался.


 
« Пред.

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Бог | Бог - это слишком много
Даже для трепетной мысли о... >>

 
Поэтам и писателям | Ты жил в тиши. И вдруг решил
Писателем ты стать... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru