Структура культуры. Структура и функции культуры |
22.03.2010 г. | |||||||
Страница 4 из 5
Требование посто-янного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззрен-ческих систем, включает в систему «мир--человек» дополни-тельное опосредующее образование -- сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях челове-ческого бытия. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям, и интерпретации в духе времени. Общая тенден-ция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, т. е освобождения культу-ры из-под влияния религии. Эти процессы в первую очередь, связаны с усиливающейся потребностью людей в создании собственной картины мира, через его постижение и осмысление. Так появляется еще один структурный элемент культуры - философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление ми-фа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее кри-тическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, фи-лософия обращается к предельным смысловым основам бытия, ви-дит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) из-мерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоз-зрение и выражает человеческие ценности, человеческое отноше-ние к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, го-воря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообра-зие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между со-бой философских учений. Духовная эволю-ция через миф, религию и философию привела человечество к на-уке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверя-ется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объек-тивных знаний. Объективность не включает в себя оценочного от-ношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого-ли-бо ценностного значения для наблюдателя. Самый важный результат научного прогресса -- возникно-вение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями - это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как ци-вилизующая сила, а культура -- как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разу-ма, рационального обитания. Рациональность не всегда укладыва-ется в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональ-ностью и нравственностью не разрешились и по сей день, поэтому, в определенном смысле, ци-вилизация и культура несовместимы. Технитизированные фор-мы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая циви-лизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания че-ловечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовы-вают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистичес-кие формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Поэтому можно говорить о том, что ценность научного знания пропорцио-нальна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание -- сила!» -- ут-верждал Ф. Бэкон. Но для каких целей, и с каким смыслом употреб-ляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки -- истина, в то время как высшая ценность для культуры -- человек. Таким образом, только при синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации. Подводя итог, можно говорить о том, что культура - это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются: 1. в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируеся, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности. 2. в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала. 3. в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней. Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. На формирование и развитие культуры конкретного общества или отдельных его групп влияют самые разные факторы. Так каждая культура вбирает в себя социальные или демографические особенности жизни, зависит от природных и климатических условий, а также от уровня развития общества в целом. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, формируется мировоззрение и ментальность, свойственная лишь конкретным носителям культуры. В глобальном понимании культура включает в себя все достижения человечества в мировых масштабах. Этот синтез лучших достижений всех национальных культур различных социальных групп и народов, населяющих нашу планету, называется мировая культура. Мировая культура имеет достаточно сложную структуру, которую следует рассматривать, по крайней мере, на нескольких уровнях: мировая культура как целое; мировая культура как совокупность сменяющих друг друга культурных эпох; культурная эпоха как объединение развивающихся од-новременно региональных культур; культура конкретных народов и стран на каком-то кон-кретном отрезке времени; конкретная культура конкретного общества в его исто-рическом развитии этническая и национальная культура. Однако, несмотря на включенность в историю мировой культуры, каждого отдельно взятого общества, ему присущи свои особые характеристики, отличительные черты, придающие ему уникальность и выраженные, как уже отмечалось в ценностях, традициях, достижениях и т.д. Совокупность ценностей, верований, достижений, традиций, которыми руководствуется большинство членов конкретного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. 1. 4 Основные социальные функции культуры На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции. 1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и истори-ческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых су-ществ адаптируется к среде своего обитания. У растений и жи-вотных это происходит в процессе биологической эволюции бла-годаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых функционируют и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише). Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закреплен-ной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устой-чивой форме животного существования. Поэтому он не в состоя-нии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусствен-ную, культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определенной эколо-гической нише обернулись способностью осваивать любые при-родные условия путем формирования искусственных условий своего существования - культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопле-ния опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, политических и социальных отношений выполняют адаптивную роль. 2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ. Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности -- чувство «мы»; Однако солидарность между «нашими» может сопровож-даться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности предполагает существование представителей кругов -- «они». Поэтому функция по интегрирования имеет своей обратной стороной дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свиде-тельствует, что культурные различия между сообществами не-редко становились причиной противостояния и вражды. 3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуни-кации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людь-ми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, по-скольку именно культура дает средства общения -знаковые сис-темы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприя-тия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуни-кации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди полу-чил и необычайно широкие возможности передачи друг другу раз-нообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и техниче-ских символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складыва-ются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансля-ции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохране-нием и распространением информации. 4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средст-ва и способы. Под социализацией понимается включение индиви-дов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, зна-ний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обще-ству, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации поз-воляет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обы-чаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложив-шихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональ-ный состав» общества и социальных групп постоянно обновляется, меняются исполнители, так как люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать за-фиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, об-щественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определен-ные изменения. Но всякие новации в общественной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованными от предков формами жизни и идеалами и также транслируются из поколения в поко-ление благодаря социализации. |
« Пред. | След. » |
---|
ВСЕ!!! |