Структура культуры. Структура и функции культуры |
Страница 3 из 5
1.2. Структурная целостность культуры Культура выступает как предмет и область гло-бального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие куль-туры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально от-личного от существующего в мире живой природы. Зада-ча глобалистики -- построить «генетику» культуры, кото-рая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных про-блем: 1) выявление «гена» и «генетического кода» культур-ных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответ-ственны за сохранение, передачу социального опыта; 2) изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мута-ционное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе твор-чества; 3) изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории «очеловечивания» мира. В соответствии с таким подходом к изучению культурных феноменов на данном этапе развития социологического знания выделяются следующие структурные составляющие культуры: 1) явления культуры или артефакты (от лат. arte -- искусственное и factus -- сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельнос-ти, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия; 2) паттерны - относительно устойчивые и повторя-ющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведе-ния. Поясняя данное понятие, можно говорить о том, что культура включает в себя образцы человеческих отноше-ний. Известный американский ученый Дж. Ханигман выде-лил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складыва-ются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы -- паттерны. Они могут быть универсальными для данной культуры (на-пример, государственное творчество), а могут быть и специфич-ными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить ха-рактер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы. 3) смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры. Объ-единяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопе-реживания, язык для выражения тончайших движений души. Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура -- это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Куль-тура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдох-новляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, ре-лигиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бы-тия и мироощущения людей, образуя тем самым смысловые доминанты. Из смысловых доминант образуется еще одна составляющая культуры - символические объекты. 4) символические объекты - это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость. 5) тех-нологию -- это специально организованная деятельность, ориен-тированная на достижение результатов. В зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы, можно выде-лить различные типы технологий: технологии создания физичес-ких объектов, социальные технологии, ориентированные на орга-низацию социального взаимодействия, символические техноло-гии, связанные с порождением и трансляцией символов. Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы. Воспроизведение культуры как целого осу-ществляется на трех уровнях: 1) сохранение культуры, ее ба-зисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой; 2) обновление культуры, инсти-туты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры; 3) трансляция культуры -- опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума. Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее Воспринимая культуру на всех ее уровнях и в единстве ее составляющих, можно определить ее предназначение и цели. В узком смысле, целью культуры является всесторонне развитие человека, удовлетворение его основных потребностей, а так же потребностей в творческой реализации своих возможностей и способностей. В широком смысле цель культуры определяется как накопление и передача достижений социокультурного опыта человечества в целом. 1.3 Структура культуры Как отмечалось в предыдущем параграфе, культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей. Потребность -- это недостаток, нужда в чем-либо необходи-мом. Но лучше сказать, что потребность -- это сама необходи-мость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения. Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, кото-рые образованы в нем жизнью в обществе или культурой. Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, направленную на их удовлетворение, которая может быть творче-ской, а может быть и пустыми хлопотами. То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает интерес, преобразуется в ценности. Мир ценностей и их про-изводство - является важным структурным элементом культуры. Следовательно, образуется следующая цепочка понятий: потребности -- интересы -- ценности -- культура. Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль традиции в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция выступает как потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры». Однако традиции иногда могут восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Тради-ции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, для данного общества или группы людей. Время производит отбор традиций, но вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными. Не смотря на то, понятие культура имеет множество значений, любая культура вбирает в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: ма-териальной культуры и духовной культуры. Материальная куль-тура -- одна из частей целостной человеческой культуры, вопло-щенная в форму вещи духовность человека, результаты творче-ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспе-чивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства -- энер-гетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология про-изводства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, слу-жебного и развлекательного назначения, разнообразные средст-ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики. Духовная культура -- одна из частей целостной человечес-кой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интел-лектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспе-чивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по-ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкрет-но-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сфе-ры деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, фи-лософии, науки и т. д. Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художест-венно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно -- ре-ализацией культурного исторического опыта человечества. Ху-дожественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отноше-ния к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Художественный образ -- это суть искусства, это чувст-венное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, автор-ских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художествен-ный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музы-кальное произведение, картина, роман, а также фильм и спек-такль в целом. Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, сти-лях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объ-единяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эс-тетику. Искусство обогащает культуру духовными цен-ностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему обра-зов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Следовательно, искусство имеет три измерения: прошлое, настоящее и бу-дущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые, создает искусство. Это ретроценности, кото-рые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, аван-гардные ценности, ориентированные на будущее. Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благода-ря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость чело-века, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития. Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осу-ществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоз-зрения, определяющие отношение человека к миру и выступаю-щие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Главное почти во всякой религии -- это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непости-жимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируют-ся все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изме-нять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому сплочение, и связь -- главные ее регулятивы. Ценности ре-лигии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде всего, через мотивы консолидации, за счет еди-нообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Основу религии составляет та или иная культовая систе-ма, т. е. система обрядовых действий, связанная с определенны-ми представлениями о сверхъестественном и возможностью об-щения с ним. В ходе исторического развития в обществе проис-ходит институционализация культовых систем, обретение ими формы той или иной организации. Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь -- объединение ве-рующих и служителей культа на основе определенного вероуче-ния и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди которых на первом плане - формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию цен-ностей, придает им святость и безусловность, это ведет к то-му, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» -- от зем-ных и обыденных до божественных и небесных. |
« Пред. | След. » |
---|