САЙТ НА ЛАДОНИ Мировая культура Мировая художественная культура |
Мировая художественная культура планирование |
Страница 5 из 10 6. Культура Древней Индии Тема урока: 6.1. Буддийские и индуистские храмы и монастыри — 1 урок. * Искусство древнейших Индских цивилизаций (Мохенджодаро и Хараппа). * Понятие мелкой пластики. Глиптика — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные печати как произведения глиптики. * Формы буддийских культовых сооружений: o Ступа — символический реликварий сферической формы. Материалы и техника возведения ступы. Символика мандалы (плана мира) в структуре ступы. o Чайтья — храм-молельня. Планировка чайтьи (вытянутое в глубину помещение, два ряда колонн, ритуальная ступа). o Вихара — скальный буддийский монастырь. Планировка вихары (зал, окруженный кельями монахов). o Стамбха — отдельно стоящая колонна. * Росписи и скульптура храмов и монастырей: o религиозные символы и сцены земной жизни Будды в росписях; o изображения бодхисатв; o канон скульптурного изображения Будды (миндалевидный овал лица, длинные мочки ушей, третий глаз, бугор на темени, монашеское одеяние и т.д.); o канонические позы Будды (сидящий на лотосовом троне, лежащий на одре смерти). * Храмовый комплекс Аджанты. Слияние архитектуры, скульптуры, живописи и рельефов в комплексе. Сюжеты джатак (рассказов о прежних рождениях) в росписях. * Храмы индуизма. Форма храма. Вырубание храма в скале и “складывание” храма на открытом пространстве. Структура храма: вимана (святилище) с гарбха-гриха (основным помещением) — шикхара (храмовая башня) — мантапам (помещение для молящихся) — амалака (навершие храма в виде плода лотоса). Задания: 1. Где вы еще встречали культовые постройки без внутреннего помещения? Есть ли общие черты в их назначении и символике? 2. С каким типом христианского храма можно сравнить чайтью и по каким признакам? 3. Сравните храмовый комплекс Аджанты с православным храмом (под руководством учителя) по назначению, символике, структуре, взаимодействию и наличию различных видов искусств и их функции в храмовом действе. 4. Используется ли в европейской архитектуре форма ступы? Где? Тема урока: 6.4. Синтез искусств в Древней Индии — 1 урок. * Концепция искусств I - II вв. н.э. * 8 чувств — 8 “раса” (любовь, веселье. печаль, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление). * 33 кратковременных чувства (отрешенность, уныние, колебание, сонливость и т.д.). * Рага и раса. Рага — круг мелодических оборотов и ритмических фигур. Точное взаимное соответствие раса и рага. Их магические свойства. Индийский звукоряд. Ритмические фигуры (тала). Импровизация в музыке. Гита (песня) — вершина в иерархии искусств. * Танец: ритм в танце; 3 танца Шивы (танец разрушения — освобождение от мира иллюзий, йогический танец — спокойное созерцание, танец озарения — радость творения); алфавит танца, позы танца (караны). * Овеществление поз танца (каран) в храмовой скульптуре. Каноны изображения богов и людей в скульптуре на основе теории раса. * Храмовое действо как синтез всех искусств. Задания: 1. Какие еще скульптурные каноны можно найти в истории художественной культуры? 2. Попробуйте нарисовать цветовой и графический образ какой-либо мелодии и сравнить их рисунки. Какой из образов (в цвете или черно-белый) точнее передают мелодию? 3. Похоже ли индийское соответствие расы и цвета на цветомузыку на дискотеке? Что общего и в чем различие? Почему? 4. Сравните европейский классический балет с индийским танцем. По одинаковым ли законам строятся канонические позы того и другого? 5. Есть ли у вас личные предпочтения в музыке для различных эмоциональных состояний? 7. Культура Древнего Китая Тема урока: 7.1. Архитектура китайского дома, дворца, храма — 2 урока. * Возникновение городов при династии Шан-Инь. Правильная планировка, деревянный дворец правителя. Распространение городов в I тыс. до н.э. * Упорядоченность архитектуры в свете философии Конфуция (упорядоченность всей жизни человека и государства). * Принципы фэн-шуй (ветер-вода) в архитектуре (равновесие, преобладание сил Инь или Ян в зависимости от назначения постройки, природные и искусственные источники энергии Ци, влияние скопления Ци, взаимодействие Ци постройки с окружающим миром). * Пекин. Ориентация Пекина по сторонам света. Центр и окраина Пекина. Трехчастная структура города. Роль холма Цзиньшань. * Принципы строительства традиционного китайского здания: o структура: платформа, стволы, каркас, крыша с системой кронштейнов; o защита: высокая платформа, лак, обходная галерея, охранители дома. * Основные типы традиционных китайских деревянных построек: o дянь — одноэтажные прямоугольные павильоны с одним залом, разделенные внутри колоннами на 3 коридора, поперечных входу; o лоу — многоэтажные здания с обходными галереями; o тай — надвратные беседки, стоящие на стене крепости; o тин — изящные парковые беседки; o лан — резные парковые галереи. * Национальная символика цвета. Цвета покрытий различных архитектурных сооружений. * Храмы Пекина: o храмы мяо, посвященные культу предков; o храмы тань, посвященные молитвам и жертвоприношениям Земле и Небу. Структура такого храма: Храм Неба — Храм молитвы за годовую жатву — Храмы небесного величия — Алтарь — Храм Земли и Злаков; o буддийские храмы сы: торжественные ворота, две входные башни — Колокола и Барабана, пагода для святынь). Задания: 1. Каких еще охранителей дома вы знаете? Кто (или что) охраняет дом в русской культуре? 2. Что общего между фахверком (слайд учителя) и китайским домом? Почему именно в этих странах становится возможным использовать этот конструктивный принцип? 3. Уютно ли “почувствует себя” маленький домик в окружении небоскребов? Как этот эффект объяснить с точки зрения фэн-шуй? 4. Как в русской культуре называется та отрицательная энергия, которая, по фэн-шуй, скапливается в водоемах со стоячей водой? 5. Какому принципу фэн-шуй соответствует русское выражение “как за каменной стеной”? 6. Где еще в художественной культуре вам встречался “колонный зал”? Как он назывался? Тема урока: 7.2. Синтез искусств в погребальных комплексах Древнего Китая — 1 урок. * Погребальные холмы государства Шан-Инь: o выбор места холма по законам фэн-шуй; o скульптуры стражей входа; o инкрустация и росписи внутренних помещений; o предметы быта, их украшение и символический смысл. * Погребальный комплекс Цинь Шихуана: o туннели, подземный дворец; o фигуры керамического воинства. * Ансамбль погребений минской династии: o священная дорога: пятипролетные каменные ворота пайолу — дорога — аллея духов; o структура погребения: храм предков — крепостная башня — могильный холм — подземный дворец. Задания: 1. В каких еще культурах место захоронения отмечают холмом (насыпью, курганом) или архитектурным сооружением большого размера? Почему необходимо возвышать места над захоронениями? 2. В чем сходство египетских ушебти и керамического воинства Цинь Шихуана? 3. Сравните структуру египетских и китайских погребальных комплексов. Чем объяснить наличие в них одних и тех же элементов? Выполняют ли они одну и ту же функцию? 4. Есть ли в русской культуре священные дороги и холмы? 5. Культура Древней Греции 8. Культура Древней Греции Тема урока: 8.1. Дворцы Крита и их росписи — 2 урока. * Остров Крит как перекресток древнего Средиземноморья. Основные занятия жителей Крита (земледелие, ремесло, рыболовство, торговля, пиратство). Крупнейшие города Крита — Кносс, Фест, Като Закро. * Кносский дворец Миноса как лабиринт (от греч. labris — двойной топорик): o горизонтальный план дворца — замкнутый двор, вокруг которого расположены помещения; o расположение дворца на склоне и его многоэтажность, разноуровневость; o освещение и вентиляция дворца через световые колодцы, окна, веранды (большой контраст освещенных и неосвещенных помещений); o тематика фресок дворца (ритуальные шествия, морской мир, религиозные ритуалы, мифические животные); o отдельные выдающиеся фрески дворца (“Парижанка”, “Дамы в голубом”, “Акробат на быке”). * Керамика Крита. Многообразие ее форм: o вертикальные формы ваз стиля Камарес со стилизованным растительным орнаментом; o округлые формы сосудов с изображениями осьминогов; o ритоны — священные сосуды в виде головы быка; o невысокие чаши в виде раскрытых бутонов священной лилии; o пифосы — огромные сосуды для хранения зерна; o терракотовые статуэтки божеств (Богиня со змеями). Задания: 1. Какую форму могли бы иметь сосуды с небесной символикой, если бы критяне их изготавливали? 2. Сравните тематику росписей египетских дворцов и храмов и критских дворцов. 3. Бык Шеду из Месопотамии и бык с критского ритона — в чем они схожи и чем различаются? Где еще в культуре древних народов вы встречали ритуального быка? Почему образ быка стал так устойчив в культуре древности? 4. Какими силами, на ваш взгляд, овладевает критская Богиня со змеями? 5. На Крите существовал культ священной лилии, в Древней Индии и Древнем Египте — священного лотоса. А каким мог быть священный цветок в Древней Руси? 6. Подумайте, связаны ли священные цветы Древнего мира и Дюймовочка из знаменитой сказки Г.Х. Андерсена? Какой смысл несет этот вечный образ? Тема урока: 8.2. Классический греческий храм, его ордерная структура — 2 урока. * Архитектурное сооружение как модель мира. Отражение социального аспекта в плане здания и духовной основы (основных идей о мире) — в вертикальной конструкции. * Стоечно-балочная конструкция как естественное выражение свойств деревянной конструкции. * Понятие тектоники как художественного образа конструкции (отличие “как сделано” от “как выглядит”). * Понятие ордера как системы пропорций. Диаметр колонны или высота капители как модуль ордера. * Основные части ордера: o стереобат и стилобат; o колонна — база, ствол (энтазис), капитель (эхин и абака); o антаблемент — архитрав, фриз (триглифы и метопы), карниз. * Три греческих ордера и их тектонические образы: o дорический ордер (отсутствие базы, каннелюры, триглифы и метопы на фризе) м ужественный образ, массивные пропорции; o ионический ордер (профилированная база, каннелюры, волюты капители, гладкий или рельефный фриз) — женский образ, усредненные пропорции; o коринфский ордер (профилированная база, каннелюры, капитель “из листьев аканфа”, рельефный фриз) — девичий образ, утонченные пропорции. * Понятие интерколумния (расстояния между колоннами) как выражения человеческого шага. * Соотношение цветных и белых частей храма, использование цветных материалов при строительстве. Задания: 1. Какие вы знаете здания в вашем городе, напоминающие греческий храм? Какое впечатление они на вас сегодня производят? 2. Попробуйте найти аналогии классического греческого храма с известными вам современными храмами. 3. Попробуйте сравнить греческий храм со зданием свое школы. Что общего и какая разница? 4. Подумайте, какие идеи могли реализовывать архитекторы, ставя перед современными зданиями ряд колонн? Тема урока: 8.4. Афинский акрополь — 1 урок. * Фидий — главный создатель афинского Акрополя. * Панафинейские торжества, их ритуал (изготовление новой одежды для богини Афины, шествие с новым пеплосом на Акрополь, одевание богини, подношение даров). * Типы древнегреческих храмов: o храм а антах, его части: наос (целла), пронаос, анты; o простиль с колонным рядом перед входом; o амфипростиль с двумя колонными рядами с передней и задней стороны храма; o периптер — самый распространенный тип с одним рядом колонн вокруг храма, гармоничное соотношение числа колонн на короткой и длиной сторонах храма (b = 2n + 1); o диптер — периптер с двойным рябом колонн вдоль длиной стороны храма; o круглый периптер (толос). * Пропилеи — входные ворота афинского Акрополя (архитектор Мнесикл). * Пинакотека — картинная галерея и храм Ники Аптерос у пропилей (архитектор Калликрат). * Бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) — вертикальная ось ансамбля и маяк для моряков. * Парфенон — центральное сооружение ансамбля (архитекторы Иктин и Калликрат). Особенности Парфенона: o постройка его на самой высокой части Акрополя; o точно рассчитанный трехчетвертной вид этого храма от пропилей; o сочетание мужественности и женственности — дорическая коллонада и ионический фриз; o ориентация Парфенона — вход с восточной стороны, алтарь — с западной; o необходимость обхода храма для входа в него; o спор Афины с Посейдоном за главенство — тема рельефов западного фронтона; o битва липифов (гигантов) с кентаврами на метопах; o панафинейский фриз — торжественное шествие; o рождение Афины из головы Зевса — тема рельефов восточного фронтона. * Хризоэлефантинная скульптура Афины. Хризоэлефантинная техника. * Храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю. Органичное вписывание его в рельеф местности и ассиметричность композиции храма. Портик кариатид. * Театр Диониса (17 000 мест) на склоне Акрополя. * Одеон — помещение для музыкальных состязаний. Задания: 1. Подумайте, как могло копье Афины служить маяком ночью? 2. Попробуйте найти сходство между афинским Акрополем и крепостью вашего города (например, Кремлем). 3. Вспомните, есть ли в вашем городе здания, вход в которые оформлен в виде пропилей. 4. Попробуйте сравнить Афинский акрополь и Запретный город в Пекине. В чем сходство и различие? Тема урока: 8.5. Этапы развития греческой скульптуры — 1 урок. * Организация объема как основная функция скульптуры. Трехмерность скульптуры. * Лепка и резьба. Зависимость техники скульптуры от материала. Материал скульптора (камень, глина, гипс, дерево, слоновая кость). Способы работы с материалом (лепка, высекание, литье). * Древнейшие (IX - VIII вв. до н.э.) статуи из дерева и камня — ксоаны. * Архаические статуи в честь победителей Олимпмйских игр. Куросы (пластика, сложение, архаическая улыбка, проблема изображения обнаженного тела). Коры (проблема изображения задрапированного тела). Раскраска статуй. Обобщенность черт лица. * Поиски динамичности скульптуры (Мирон из Элевтер “Дискобол” — движение и внутреннее напряжение в статике). * Создание обобщенного образа атлета и идеального свободнорожденного гражданина Афин (Поликлет из Аргоса “Дорифор”). * Классический скульптурный канон. * Идеальная красота и человечность в творчестве Фидия. * “Классический” способ работы с каменной глыбой. * Поиски соотношения масс в многофигурной композиции (творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа). * Интерес к духовному миру человека, а также появление камерных изображений в скульптуре эпохи эллинизма. * Роль постамента в скульптуре. Задания: 1. Сравните скульптуры “Дискобол” и “Дорифор” со скульптурной группой “Рабочий и колхозница”. Что их объединяет? 2. Сравните произведения и эпохи, в которые они были созданы: “Гермес с младенцем Дионисом” Праксителя и “Затруднительное предложение” А. Ватто. 3. С какими египетскими статуями можно сравнить куросы? В чем их отличие? 4. Сравните фотографию какого-либо спортсмена во время его выступления и скульптуру “Дискобол” Мирона. Где вы можете легче почувствовать внутреннее состояние спортсмена? Почему? Попробуйте и в том и в другом случае угадать следующее движение спортсмена. 5. Если бы вы сейчас должны были проинструктировать скульптора, создающего статую идеального юноши, то какие указания вы бы ему дали? Сравните созданный вами мысленный образ с “Гермесом с Дионисом” Праксителя? Есть ли сходство и в чем их различия? Тема урока: 8.7. Греческая керамика и ее роспись — 1 урок. * Керамика как один из основных признаков эпохи неолита. Участие в создании керамического изделия четырех стихий (земля, вода, воздух, огонь). * Формы античной керамики: сосуды, керамические плиты для облицовки стен, вотивные таблички, круглая керамическая скульптура, бытовые предметы. * Квартал Керамик в Афинах — центр керамического производства. * Три способа изготовления сосудов и три типа росписей, им соответствующие: o ручная форма — хаотичное оформление; o на гончарном круге — ярусные росписи; o с помощью формовочных штампов — рельефные украшения. * Различие сосудов по назначению (смысл “наполнителя” сосудов): o кувшин для черпания и разливания —г идрия, ойнохоя, киаф; o чаши для смешивания вина с водой и застольного питья — кратер, скифос, килик, канфар; o культовые высокие вазы — лутофор, лекиф, алабастр; o сосуды-хранилища — стамнос, пелика, пифос; o особая ритуальная посуда — ритоны. * Крито-Микенские вазы: пифосы, чаши Ћяичная скорлупаЛ, вазы стиля Камарес, ритоны и их происхождение. * Росписи ваз: o крито-микенские: растительный орнамент, морской орнамент; o “геометрика” Гомеровской периода: уровни росписей; o “ковровый” стиль архаики; o “чернофигурный” Афинский стиль 2-й пол. VI в. до н.э. и способы его получения; o “краснофигурный” стиль VI - V вв. до н.э., появление рельефных изображений; o белофонные сосуды классики. * Завершение развития греческой керамики — указ Деметрия Фалерского 317 г. до н.э. Задания: 1. Есть ли в современном быту разделение сосудов по назначению? Осталось ли что-нибудь от древней системы? 2. Что сейчас утеряно в восприятии сосудов? Какие новые формы сосудов появились, чем это можно объяснить? 3. К чему ближе греческие и критские росписи керамики — к графике или живописи? Почему? 4. Какие мотивы сейчас используют для украшения керамики? А какие будут использовать в XXII веке? Тема урока: 8.8. Древнегреческий театр — 1 урок. * Культы Диониса и Аполлона в Древней Греции; Распад культа Диониса на торжественно-культовую и игровую части - предпосылки трагедии и комедии. * Дифирамбические и сатирические хоры, их различие. * Тренос (драматически разыгрываемые заплачки) — 2-й источник трагедии. Его связь с культом мертвых и героической тематикой. * Мистерии Деметры — 3-й источник трагедии. * Время спектаклей, хоры и хореги, драматург, корифей (протагонист),второй и третий актеры. * Дни театрального состязания и их ритуальное оформление. * Устройство театра: амфитеатр, орхестра, фимела, скена, проскений, пароды, театральные машины. * Маски, костюмы и обувь актеров. * Хор во время спектакля. Задания: 1. Подумайте, какую форму принимает сегодня древний “культ Диониса”? 2. Кого в наше время можно назвать “служителями Аполлона”? 3. Напоминает ли вам чем-нибудь устройство древнегреческого театра современные театральные площадки? 4. Какие ритуалы существуют в современном мире (в стране, городе, в вашей школе)? Как они связаны с театральным действом? |
« Пред. | След. » |
---|