САЙТ НА ЛАДОНИ Мировая культура Мировая художественная культура |
Мировая художественная культура планирование |
Страница 4 из 10 МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Поурочное планирование Культура Древнего мира 1. Понятие художественной культуры. Тема урока: 1. Понятие художественной культуры — 1 урок. * Возникновение слова культура (лат. возделывание). * Культура и натура. Натура как мир природный, не зависимый от человека. Культура как воздействие человека на натуру (природу). * Материальная культура (техника), усиливающая телесные способности человека. * Интеллектуальная культура (наука) как приложение умственных способностей человека. * Художественная культура (искусство) как выражение эмоциональных переживаний человека. * Разнообразие мира искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, фото, дизайн). * Изобразительные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика). Задания: 1. Найти представителей натуры в современной городской квартире. 2. Только ли эмоции человек выражает в искусстве? А что еще может увидеть (услышать) зритель в произведении искусства? 3. Попробовать найти отличия художественного текста от текста научного (можно попробовать найти элементы того и другого в одном и том же тексте). 4. Может ли помочь искусство технике? А техника искусству? 5. Можно ли представить себе научную живопись? А техническую живопись? 6. А как бы могла выглядеть научная скульптура? 7. Можно ли вообще определить точные границы между материальной, интеллектуальной и художественной культурами? 2. Материальная и художественная культура первобытного человека Тема урока: 2.1. Наскальная живопись — 1 урок. * Изготовление орудий труда как граница между животным и человеком. * Название археологических эпох по материалу орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый век. * Особенность пещерных изображений палеолита: o первые наскальные изображения — штрихи, красочные пятна, контуры рук. o освоение приемов графики (контурный рисунок, передача объема штриховкой и тенями); o передача в рисунке действия и силы (важнее, чем передача формального сходства); o точность в передаче признаков животного и его движений палеолитическим художником; o изображение животного как удостоверение родства с ним (тотемическое родство). * Составные части краски: o красящее вещество (пигмент), сделанное из отвара растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и минеральные; o жидкий разбавитель (основание краски) — вода или масло; o клейкое связующее вещество (в древности: яичный желток, мед, кровь). * Охра - естественные минеральные краски (желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые). * Изменение мировоззрения в неолите — человек становится центром мира. * Центральное положение человека в неолитических пещерных рисунках. * Использование рисунков для передачи целых сообщений (пиктография). Задания: 1. Почему изображения животных натуралистичны, а изображение человека схематично? 2. Как могла появиться идея создания краски? 3. Используем ли мы сегодня рисунки для передачи сообщений? 4. А какими бы изображениями вы украсили бы пещеры, если бы вам пришлось в них жить? Тема урока: 2.2. Мегалитическая архитектура — 1 урок. * Жилище человека как область “своего” в окружении “чужого”. * Палеолитическое жилище из природных материалов: o пещера с выходами на поверхность земли и к воде; o жилище из шкур и костей животного. * Появление в позднем неолите искусственных сооружений из кирпича-сырца и мегалитов (геч. megas — большой и litos — камень). * Три типа мегалитов: o менгиры (бретонск. мэн — камень и хир — длинный) — одиноко стоящие каменные глыбы до 20 метров высотой (Бретань, Франция). Назначение: погребальные сооружения, памятные столбы, пограничные знаки); o кромлехи (бретонск. кром — кург и лех — камень) — концентрические круги столбов-менгиров, иногда соединенных каменными балками (Стоунхендж, Англия). Назначение: храмы Солнца и Луны, календарные сооружения, древние обсерватории; o дольмены (бретонск. толь — стол и мэн — камень) — перекрытые большим плоским камнем сооружения. Назначения: жилища, храмы. * Круг и квадрат как основные фигуры планов мегалитических сооружений. * Стоечно-балочная конструкция, ее составные части и распределение в ней силы тяжести. Важность точного расстояния между опорами. Задания: 1. Есть ли в России какие-либо камни-памятники? Связаны ли они с какими-либо языческими преданиями и обрядами? 2. В каких произведениях художественной литературы встречаются магические круги? Какую функцию они выполняют? (См., напр. “Вий” Н. Гоголя) 3. Попробуйте сравнить дольмен и греческий портик, дом с плоской крышей, автобусную остановку. Изменилось ли что-нибудь в этой конструкции? Чем объяснить такую “живучесть” этой конструкции? Какова она в плане? 4. Какие два основных плана конструкций проявились в мегалитических постройках? Что могут символизировать эти фигуры в планах зданий? 3. Художественная культура Древнего мира Культура Древнего Египта Тема урока: 3.1. Погребальные комплексы (комплекс пирамид в Гизе) — 2 урока. * Представления египтян о загробной жизни (Египет земной и Дуат). * Ориентирование всей египетской культуры по солнцу и Нилу (западный и восточный берега, плодородная долина и пустыня как царство жизни и царство смерти). * Принцип коридора в географическом положении Египта и в его архитектуре (улицы городов, дороги процессий, путь умершего к гробнице, путь солнечного божества навстречу верующим в храме). * Представление о сущностях человека (душах) в земной и загробной жизни (САХ — тело; ИБ — сердце; ШУ — тень; РЕН — имя; АХ — сияние, появляющееся после смерти человека; БА — мысль, энергия человека; КА — двойник человека). * Сохранение личности в заупокойном культе Древнего Египта (бальзамирование, портретная статуя — вместилище КА, портретная запасная голова, живописные изображения на пеленах мумии, портретные изображения на дощечках (фаюмский портрет). Суд Осириса. * Абидос, Саккара, Гизе — основные районы захоронений. * Основные элементы заупокойного комплекса и их назначение: o нижний храм для мумификации; o дорога восхождения; o комплекс гробницы (пирамида): пирамиды-спутники; верхний (заупокойный) храм; захоронения кораблей фараона. * Сфинкс, его облик и назначение. * Этапы развития формы пирамиды в Древнем царстве: o мастаба и ее части (узкий коридор с ложным сводом, молельня, жертвенный алтарь, ложная дверь, статуя — вместилище КА, засыпанная подземная шахта, погребальная камера, саркофаг, ушебти, “запасная голова”); o усеченная и ступенчатая пирамиды. Комлекс пирамиды Джосера (ступенчатая пирамида, заупокойный храм, колонный зал-вестибюль, дворы, молельни, Северный и Южный дома). Повторение в комплексе Джосера планировки Мемфиса. * Комплекс Великих пирамид Гизе (Хеопса, Хефрена и Микерина). Их расположение и ориентация. • Задания: 1. Подумайте, есть ли у Вас самих те сущности, о которых говорили древние египтяне? 2. Попробуйте сравнить древнеегипетские представления о загробном мире с любыми другими, известными Вам. 3. Сравните структуру мастабы с известными Вам современными захоронениями. 4. Подумайте, какому элементу древнеегипетского заупокойного комплекса могут соответствовать современные часовня, склеп? Тема урока: 3.2. Храмовые комплексы — 2 урока. * Материал древнеегипетского храма (тростник, дерево, кирпич-сырец, камень) и трудности воссоздания его облика сегодня. * Ориентация храмов Солнца относительно движения солнца и течения Нила (вход на западе, святилище на востоке). * Структура храмов Нового царства: аллея сфинксов, входные пилоны со статуями и обелисками, перистильный (открытый внутренний) двор, гипостильный (закрытый колонный) зал, святилище. * Коридор как основной принцип построения храма. * Виды египетских колонн: пальмовидная, папирусовидная, лотосовидная). * Колонный зал как священная роща. * Символическое движение Амона-Ра из святилища к выходу и вокруг храма. Росписи храма, соответствующие этому движению. * Реальное движение в храме молящегося навстречу солнцу как переживание приближения к божеству. Задания: 1. Попробуйте представить свое движение по коридору (ровному, расширяющемуся, суживающемуся). В каком случае Вы будете лучше готовы к встрече с божеством? 2. Вспомните, где в современной жизни мы сталкиваемся с коридорами? Как расположены относительно них помещения? Связано ли сегодняшнее ощущение коридора с какой-либо идеей? 3. В чем сходство и различие (по смыслу и оформлению) современных обелисков и древнеегипетских? 4. Представьте, что в Вашей школе решили создать храм Мудрости. На каком этаже вы бы расположили главный зал? Как устроили бы подходы к нему? Каким образом расписали бы коридоры? Тема урока: 3.4. Развитие скульптуры в Древнем Египте — 1 урок. * Рельеф и его виды: плоский, углубленный, выпуклый, барельеф, горельеф. * Древнеегипетский рельеф как грань между миром живых и миром мертвых. * “Архаический способ” обработки материала в Древнем Египте (скалывание прямыми гранями). Кубическая статуя. * Взаимодействие скульптуры и архитектуры: зависимость статуи от масштаба архитектуры, место скульптуры и ее освещение. * Основные места расположения скульптуры в храме (аллея сфинксов, пилоны, гипостильный зал, святилище, сераб - молельня, погребальная камера). Понятие монументальной скульптуры и колоссы Нового царства. * Древнеегипетский скульптурный канон. * Влияние скульптуры на организацию пространства вокруг нее. Фронтальное выстраивание пространства в Древнем Египте. * Цвет в древнеегипетской скульптуре (инкрустация глаз, тонирование фигур). Задания: 1. Вспомните какую-либо площадь в Вашем городе, на которой есть скульптурный памятник (иногда памятниками считаются стелы, обелиски и т.д.). Попробуйте вспомнить, а как вы предпочитаете стоять на этой площади относительно памятника? 2. Кого чаще всего можно видеть около памятников? Почему, по вашему мнению, именно там? 3. Если бы вам предложили решать, где в школе поставить памятник вашему любимому литературному герою, то какое бы место вы предложили? Почему? 4. Сравните свои ощущения от камня со сколотыми краями и полузасохшей глины. Из какого материала вы предпочли бы видеть скульптурный портрет любимой учительницы, диктатора? 4. Культура Междуречья Тема урока: 4.1. Город и зиккурат — 1 урок. * Географические особенности Междуречья: отсутствие леса и камня, частые разливы рек. И, как следствие, необходимость строить из глины и на возвышенностях. * Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки, обмазанные глиной. * Изобретение и применение сырцового кирпича. Дороговизна обжига. * Город: стихийная застройка, канализация, крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и вокруг храмового участка. * Вавилон — первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города: o оборонительные стены, ворота и дороги процессий Нового Вавилона (прямые линии, резко очерченные углы, полукруглые арки, зубцы крепостных стен); o ворота Иштар: структура, рельефы и изразцы; o зиккурат Этеменанки — Дом основания Небес и Земли. Структура и назначение зиккурата; o дворцы Вавилона и висячие сады. Задания: 1. Подумайте, почему у многих народов древности возникает желание строить огромные сооружения, явно несоизмеримые с человеческим ростом? 2. Какие современные сооружения таких масштабов вы знаете? 3. Сравните описание зиккурата и стихотворение К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени...” Что мог называть Бальмонт ступенями? Какой смысл может нести художественный облик зиккурата? 4. Сравнить художественные особенности Вавилонской архитектуры и современной бытовой городской архитектуры. Чем можно объяснить сходство и различия. 5. Чем можно объяснить использование художественного образа зиккурата в мавзолее Ленина на Красной площади в Москве? |
« Пред. | След. » |
---|