ГЛАВНАЯ arrow Мировая культура arrow Мировая художественная культура 
Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Мировая культура Мировая художественная культура

Мировая художественная культура планирование

Оглавление
Мировая художественная культура планирование
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование

Культура Древнего мира

1. Понятие художественной культуры.

Тема урока: 1. Понятие художественной культуры — 1 урок.

    * Возникновение слова культура (лат. возделывание).
    * Культура и натура. Натура как мир природный, не зависимый от человека. Культура как воздействие человека на натуру (природу).
    * Материальная культура (техника), усиливающая телесные способности человека.
    * Интеллектуальная культура (наука) как приложение умственных способностей человека.
    * Художественная культура (искусство) как выражение эмоциональных переживаний человека.
    * Разнообразие мира искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, фото, дизайн).
    * Изобразительные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика).

Задания:

1.     Найти представителей натуры в современной городской квартире.

2.     Только ли эмоции человек выражает в искусстве? А что еще может увидеть (услышать) зритель в произведении искусства?

3.     Попробовать найти отличия художественного текста от текста научного (можно попробовать найти элементы того и другого в одном и том же тексте).

4.     Может ли помочь искусство технике? А техника искусству?

5.     Можно ли представить себе научную живопись? А техническую живопись?

6.     А как бы могла выглядеть научная скульптура?

7.     Можно ли вообще определить точные границы между материальной, интеллектуальной и художественной культурами?

2. Материальная и художественная культура
первобытного человека

Тема урока: 2.1. Наскальная живопись — 1 урок.

    * Изготовление орудий труда как граница между животным и человеком.
    * Название археологических эпох по материалу орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый век.
    * Особенность пещерных изображений палеолита:
          o первые наскальные изображения — штрихи, красочные пятна, контуры рук.
          o освоение приемов графики (контурный рисунок, передача объема штриховкой и тенями);
          o передача в рисунке действия и силы (важнее, чем передача формального сходства);
          o точность в передаче признаков животного и его движений палеолитическим художником;
          o изображение животного как удостоверение родства с ним (тотемическое родство).
    * Составные части краски:
          o красящее вещество (пигмент), сделанное из отвара растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и минеральные;
          o жидкий разбавитель (основание краски) — вода или масло;
          o клейкое связующее вещество (в древности: яичный желток, мед, кровь).
    * Охра - естественные минеральные краски (желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые).
    * Изменение мировоззрения в неолите — человек становится центром мира.
    * Центральное положение человека в неолитических пещерных рисунках.
    * Использование рисунков для передачи целых сообщений (пиктография).

Задания:

1.     Почему изображения животных натуралистичны, а изображение человека схематично?

2.     Как могла появиться идея создания краски?

3.     Используем ли мы сегодня рисунки для передачи сообщений?

4.     А какими бы изображениями вы украсили бы пещеры, если бы вам пришлось в них жить?


Тема урока: 2.2. Мегалитическая архитектура — 1 урок.

    * Жилище человека как область “своего” в окружении “чужого”.
    * Палеолитическое жилище из природных материалов:
          o пещера с выходами на поверхность земли и к воде;
          o жилище из шкур и костей животного.
    * Появление в позднем неолите искусственных сооружений из кирпича-сырца и мегалитов (геч. megas — большой и litos — камень).
    * Три типа мегалитов:
          o менгиры (бретонск. мэн — камень и хир — длинный) — одиноко стоящие каменные глыбы до 20 метров высотой (Бретань, Франция). Назначение: погребальные сооружения, памятные столбы, пограничные знаки);
          o кромлехи (бретонск. кром — кург и лех — камень) — концентрические круги столбов-менгиров, иногда соединенных каменными балками (Стоунхендж, Англия). Назначение: храмы Солнца и Луны, календарные сооружения, древние обсерватории;
          o дольмены (бретонск. толь — стол и мэн — камень) — перекрытые большим плоским камнем сооружения. Назначения: жилища, храмы.
    * Круг и квадрат как основные фигуры планов мегалитических сооружений.
    * Стоечно-балочная конструкция, ее составные части и распределение в ней силы тяжести. Важность точного расстояния между опорами.

Задания:

1.     Есть ли в России какие-либо камни-памятники? Связаны ли они с какими-либо языческими преданиями и обрядами?

2.     В каких произведениях художественной литературы встречаются магические круги? Какую функцию они выполняют? (См., напр. “Вий” Н. Гоголя)

3.     Попробуйте сравнить дольмен и греческий портик, дом с плоской крышей, автобусную остановку. Изменилось ли что-нибудь в этой конструкции? Чем объяснить такую “живучесть” этой конструкции? Какова она в плане?

4.     Какие два основных плана конструкций проявились в мегалитических постройках? Что могут символизировать эти фигуры в планах зданий?

3. Художественная культура Древнего мира
Культура Древнего Египта

Тема урока: 3.1. Погребальные комплексы (комплекс пирамид в Гизе) — 2 урока.

    * Представления египтян о загробной жизни (Египет земной и Дуат).
    * Ориентирование всей египетской культуры по солнцу и Нилу (западный и восточный берега, плодородная долина и пустыня как царство жизни и царство смерти).
    * Принцип коридора в географическом положении Египта и в его архитектуре (улицы городов, дороги процессий, путь умершего к гробнице, путь солнечного божества навстречу верующим в храме).
    * Представление о сущностях человека (душах) в земной и загробной жизни (САХ — тело; ИБ — сердце; ШУ — тень; РЕН — имя; АХ — сияние, появляющееся после смерти человека; БА — мысль, энергия человека; КА — двойник человека).
    * Сохранение личности в заупокойном культе Древнего Египта (бальзамирование, портретная статуя — вместилище КА, портретная запасная голова, живописные изображения на пеленах мумии, портретные изображения на дощечках (фаюмский портрет). Суд Осириса.
    * Абидос, Саккара, Гизе — основные районы захоронений.
    * Основные элементы заупокойного комплекса и их назначение:
          o нижний храм для мумификации;
          o дорога восхождения;
          o комплекс гробницы (пирамида): пирамиды-спутники; верхний (заупокойный) храм; захоронения кораблей фараона.
    * Сфинкс, его облик и назначение.
    * Этапы развития формы пирамиды в Древнем царстве:
          o мастаба и ее части (узкий коридор с ложным сводом, молельня, жертвенный алтарь, ложная дверь, статуя — вместилище КА, засыпанная подземная шахта, погребальная камера, саркофаг, ушебти, “запасная голова”);
          o усеченная и ступенчатая пирамиды. Комлекс пирамиды Джосера (ступенчатая пирамида, заупокойный храм, колонный зал-вестибюль, дворы, молельни, Северный и Южный дома). Повторение в комплексе Джосера планировки Мемфиса.
    * Комплекс Великих пирамид Гизе (Хеопса, Хефрена и Микерина). Их расположение и ориентация.

• Задания:

1.     Подумайте, есть ли у Вас самих те сущности, о которых говорили древние египтяне?

2.     Попробуйте сравнить древнеегипетские представления о загробном мире с любыми другими, известными Вам.

3.     Сравните структуру мастабы с известными Вам современными захоронениями.

4.     Подумайте, какому элементу древнеегипетского заупокойного комплекса могут соответствовать современные часовня, склеп?


Тема урока: 3.2. Храмовые комплексы — 2 урока.

    * Материал древнеегипетского храма (тростник, дерево, кирпич-сырец, камень) и трудности воссоздания его облика сегодня.
    * Ориентация храмов Солнца относительно движения солнца и течения Нила (вход на западе, святилище на востоке).
    * Структура храмов Нового царства: аллея сфинксов, входные пилоны со статуями и обелисками, перистильный (открытый внутренний) двор, гипостильный (закрытый колонный) зал, святилище.
    * Коридор как основной принцип построения храма.
    * Виды египетских колонн: пальмовидная, папирусовидная, лотосовидная).
    * Колонный зал как священная роща.
    * Символическое движение Амона-Ра из святилища к выходу и вокруг храма. Росписи храма, соответствующие этому движению.
    * Реальное движение в храме молящегося навстречу солнцу как переживание приближения к божеству.

Задания:

1.     Попробуйте представить свое движение по коридору (ровному, расширяющемуся, суживающемуся). В каком случае Вы будете лучше готовы к встрече с божеством?

2.     Вспомните, где в современной жизни мы сталкиваемся с коридорами? Как расположены относительно них помещения? Связано ли сегодняшнее ощущение коридора с какой-либо идеей?

3.     В чем сходство и различие (по смыслу и оформлению) современных обелисков и древнеегипетских?

4.     Представьте, что в Вашей школе решили создать храм Мудрости. На каком этаже вы бы расположили главный зал? Как устроили бы подходы к нему? Каким образом расписали бы коридоры?

Тема урока: 3.4. Развитие скульптуры в Древнем Египте — 1 урок.

    * Рельеф и его виды: плоский, углубленный, выпуклый, барельеф, горельеф.
    * Древнеегипетский рельеф как грань между миром живых и миром мертвых.
    * “Архаический способ” обработки материала в Древнем Египте (скалывание прямыми гранями). Кубическая статуя.
    * Взаимодействие скульптуры и архитектуры: зависимость статуи от масштаба архитектуры, место скульптуры и ее освещение.
    * Основные места расположения скульптуры в храме (аллея сфинксов, пилоны, гипостильный зал, святилище, сераб - молельня, погребальная камера). Понятие монументальной скульптуры и колоссы Нового царства.
    * Древнеегипетский скульптурный канон.
    * Влияние скульптуры на организацию пространства вокруг нее. Фронтальное выстраивание пространства в Древнем Египте.
    * Цвет в древнеегипетской скульптуре (инкрустация глаз, тонирование фигур).

Задания:

1.     Вспомните какую-либо площадь в Вашем городе, на которой есть скульптурный памятник (иногда памятниками считаются стелы, обелиски и т.д.). Попробуйте вспомнить, а как вы предпочитаете стоять на этой площади относительно памятника?

2.     Кого чаще всего можно видеть около памятников? Почему, по вашему мнению, именно там?

3.     Если бы вам предложили решать, где в школе поставить памятник вашему любимому литературному герою, то какое бы место вы предложили? Почему?

4.     Сравните свои ощущения от камня со сколотыми краями и полузасохшей глины. Из какого материала вы предпочли бы видеть скульптурный портрет любимой учительницы, диктатора?


4. Культура Междуречья

Тема урока: 4.1. Город и зиккурат — 1 урок.

    * Географические особенности Междуречья: отсутствие леса и камня, частые разливы рек. И, как следствие, необходимость строить из глины и на возвышенностях.
    * Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки, обмазанные глиной.
    * Изобретение и применение сырцового кирпича. Дороговизна обжига.
    * Город: стихийная застройка, канализация, крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и вокруг храмового участка.
    * Вавилон — первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города:
          o оборонительные стены, ворота и дороги процессий Нового Вавилона (прямые линии, резко очерченные углы, полукруглые арки, зубцы крепостных стен);
          o ворота Иштар: структура, рельефы и изразцы;
          o зиккурат Этеменанки — Дом основания Небес и Земли. Структура и назначение зиккурата;
          o дворцы Вавилона и висячие сады.

Задания:

1.     Подумайте, почему у многих народов древности возникает желание строить огромные сооружения, явно несоизмеримые с человеческим ростом?

2.     Какие современные сооружения таких масштабов вы знаете?

3.     Сравните описание зиккурата и стихотворение К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени...” Что мог называть Бальмонт ступенями? Какой смысл может нести художественный облик зиккурата?

4.     Сравнить художественные особенности Вавилонской архитектуры и современной бытовой городской архитектуры. Чем можно объяснить сходство и различия.

5.     Чем можно объяснить использование художественного образа зиккурата в мавзолее Ленина на Красной площади в Москве?


 
« Пред.   След. »

da



Rambler's Top100