1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
6
|
7
|
|
8
|
9
|
10
|
№
п/п
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Тип урока
|
|
Элементы
содержания
|
Требования к уровню
подготовки учащихся
|
Виды деятель-ности и
формы контроля
|
|
Дидактическое
обеспечение
|
Домашнее
задание
|
Дата проведения
|
I четверть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1.Понятие о мировой художественной
культуре
|
1
|
Урок-диалог
|
|
Что изучает курс МХК
|
Знать, что такое культура и цивилизация, особенности художественной культуры,
отличать виды искусства
Понимать область изучения МХК
|
Беседы, рассуждения,
устный опрос
|
|
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;
Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира
|
Составить таблицу по видам искусства
|
|
2
|
2.Культура первобытного мира: у истоков искусства
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
Особенности первобытного искусства, произведения изобразительного искусства
|
Знать классификацию основных этапов развития первобытной культуры.
Понимать роль и значение первобытной культуры.
Уметь давать определения понятиям.
|
Лекция, творческие работы
|
|
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;
Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира
|
Подготовить презентации по архитектуре первобытного мира
|
|
3
|
3.Истоки архитектуры
|
1
|
мультимедиа- урок
|
|
Первые жилища и мегалитические сооружения
|
Знать виды первобытной архитектуры.
Понимать особенности первобытной культуры, уметь давать определения терминам и понятиям.
Уметь составлять презентацию и рассказ по ней.
|
Защита творческих работ
|
|
Любимов Л. Искусство Древнего мира
|
Повторение изученного материала, выучить терминологию
|
|
4
|
4.Культура Древнего Египта
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
Достижения культуры Древнего Египта. География и история.
|
Знать основные вехи истории Древнего Египта.
Понимать отличие и самобытность
древнеегипетской культуры.
Уметь строить рассказ по теме.
|
Лекция, беседа, устный опрос
|
|
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;
Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;
Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта
|
Терминоло-гия и понятия
|
|
5
|
5.Скульптура и архитектура Древнего Египта
|
1
|
Урок-виртуальное путешествие
|
|
Канон в искусстве Древнего Египта. Памятники изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры
|
Знать основные памятники культуры.
Понимать отличия разных периодов исторического и культурного развития Египта.
Уметь выстраивать рассказ о памятниках культуры Древнего Египта.
|
Просмотр фильма, пояснения учителя, беседа, устный опрос
|
|
Фильмы и презентации о культуре Древнего Египта
|
Чтение мифов Древнего Египта
|
|
6
|
6.Религиозно-мифологические представления
древних египтян
|
1
|
Урок-семинар
|
|
Пантеон богов Древнего Египта. Мифы и сказки
|
Знать мифы и богов Древнего Египта.
Понимать особенности древнеегипетской религиозной системы.
Уметь давать устную характеристику темы.
|
Опрос по теме в форме семинарского занятия
|
|
Мифы Древнего Египта
Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока
|
Повторение пройденного материала
|
|
7
|
7.Художественная
культура Междуречья
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
География, история, культура и религия.
|
Знать основные черты и периодизацию культуры Междуречья.
Понимать отличительные особенности культуры Междуречья
Уметь давать определения пройденным терминам и понятиям.
|
Лекция
|
|
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;
Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;
|
Термины, понятия, основные памятники и произведе-ния искусства
|
|
8
|
8.Культура древней Мессопотамии
|
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
Шумеро-аккадская и Ассиро-вавилонская культура
|
Знать памятники искусства Шумера и Аккада.
Понимать роль древнего искусства в развитии современной культуры.
Уметь классифицировать памятники искусства по историческим эпохам и видам искусства.
|
Лекция, тестирование
|
|
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;
Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;
|
Кроссворд по пройденным темам. Подготовка к викторине
|
|
9
|
9.Викторина «Культура Древнего Востока»
|
1
|
Повторение и обобщение
|
|
Даты, термины, понятия и определения по темам Древнего Египта и Междуречья
|
Знать: даты, термины, понятия и определения.
Понимать особенности развития культуры Древнего Египта и Междуречья.
Уметь анализировать тексты и высказывания исследователей
|
Викторина (письменные и творческие задания)
|
|
Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;
|
Не задано
|
|
II четверть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
1.Художественная культура
Древней Греции
|
1
|
Комбинированный урок
|
|
Особенности культуры, мифология и религия . Поэмы Гомера и Гесиода. Басни Эзопа
|
Знать основные вехи истории древнегреческой истории и культуры.
Понимать специфику культуры Древней Греции.
Уметь пересеазывать содержание поэм Гомера, Гесиода и басен Эзопа.
|
|
Лекция, опрос, письменная работа
|
Данилова Г.И. Мировая художествен-ная культура 7-9 кл;
Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады;
|
Чтение и пересказ поэм Гомера
|
|
11
|
2.Архитектура и Древней Греции
|
1
|
мультимедиа- урок
|
|
Ордерная система и типы храмов.
Афинский Акрополь
|
Знать что такое канон.
Понимать систему постройки античного храма.
Уметь объяснять терминологию.
|
|
Просмотр фильмов, презента-ций с пояснения-ми учителя, устный опрос, творческие работы
|
Обучающие видеофильмы, презентации
|
Составить презентацию по архитектуре Древней Греции
|
|
12
|
3. Театр, музыка и литература Древней Греции
|
1
|
Комбинированный урок
|
|
Греческая драма, лирическая поэзия, в гостях у Эвтерпы
|
Знать основных деятелей древнегреческой культуры и их произведения.
Понимать значение древнегреческой культуры для современного мира.
Уметь составлять связный рассказ по теме (устно и письменно)
|
|
Опрос, лекция, письменные задания
|
Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады
|
Прочитать биографию Плутарха
|
|
13
|
4.Викторина «Культура Древней Греции»
|
1
|
Систематизация и обобщение знаний
|
|
Даты, термины, понятия и определения по разделу «Древняя Греция»
|
Знать термины, определения и понятия.
Понимать особенности древнегреческой. культуры
Уметь составлять кроссворд по заданной теме
|
|
Викторина (творческие задания и тесты)
|
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура
|
Не задано
|
|
14
|
5.Художественная культура
Древнего Рима
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
Культура царского Рима, римская культура эпохи царей, культура Римской республики.
|
Знать периодизацию и основные вехи в истории Древнего Рима.
Понимать связи между древнегреческой и древнеримской культурой.
Уметь анализировать эпоху.
|
|
Лекция, опрос
|
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;
Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: вариации прекрасного
Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В.Уроки античной культуры
|
Пересказ темы на основе записей в тетради
|
|
15
|
6.Культура Древнего Рима
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
Римская культура эпохи ранней империи,
римская культура I-II вв н.э.,
римская культура III –V вв. н.э.
|
Знать памятники культуры и искусства Др. Рима.
Понимать особенности древнеримской культуры.
Уметь анализировать тексты и источники
|
|
Лекция, беседа с элементами опроса, самостоя-тельная работа
|
Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: вариации прекрасного
|
Составить проект или презентацию по культуре Др. Рима
|
|
16
|
7.На семи холмах
|
1
|
Урок-защита творческих проектов и презентаций по Древнему Риму
|
|
Материальная культура, древнеримская литература и музыка, скульптура, живопись и прикладное искусство, архитектура
|
Знать: правила оформления творческих работ-презентаций.
Уметь: публично представлять и защищать свою работу.
|
|
Защита и обсуждение творческих работ
|
Творческие работы, проекты и презентации учащихся
|
Термины, понятия, даты по Др. Греции и Риму
|
|
17
|
8.Викторина «Античная культура» или «Диалог культур»
|
1
|
Урок-викторина
|
|
Термины, определения и понятия по темам Древняя Греция и Древний Рим
|
Знать термины, определения и понятия.
Понимать особенности и характерные черты античной культуры.
Уметь составлять кроссворд по заданной теме.
|
|
Самостоя-тельная работа учащихся
(решение творческих задач, тестов)
|
Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: вариации прекрасного
|
Не задано
|
|
III четверть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18
|
1.Культура Византии в IV-ХI веках
|
1
|
мультимедиа- урок
|
|
Храмовая культура и иконопись Византии
|
Знать: основные черты культуры Византии.
Понимать связь культуры Византии с русской культурой.
Уметь давать определения терминам и понятиям.
|
|
Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ
|
Силичев Д.А. Культурология: учебное пособие для вузов
|
Творческая работа-эссе «Диалог культур»
|
|
19
|
2.Культура Киевской Руси IХ- ХI веков
|
1
|
Комбинированный урок
|
|
Деревянное строительство в Древней Руси
|
Знать основные вехи исторического и культурного развития Киевской Руси и памятники архитектуры Киевской Руси.
Понимать связь культуры Киевской Руси с культурой Византии.
Уметь составлять рассказ на заданную тему.
|
|
Лекция с элементами дискуссии,
Письмен-ная работа
|
Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная
|
Творческое задание
|
|
20
|
3.Русская культура ХI –ХV веков
|
1
|
мультимедиа- урок
|
|
Каменное зодчество древней Руси, русские иконописные школы,
иконостас
|
Знать основные памятники русской культуры ХI –ХV веков.
Уметь пользоваться литературой по искусству и анализировать её.
|
|
Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ
|
Искусство. 10-11 классы.Мы входим в храм/ сост. Перевезенцев В., Языкова И.;
|
Подготовить доклады и сообщения
|
|
21
|
4.Русская культура в ХVI- ХVII веках
|
1
|
мультимедиа- урок
|
|
Расцвет в русском каменном зодчестве, иконопись
|
Знать основные памятники русской культуры ХVI- ХVII в.
Понимать общие закономерности развития русской культуры
уметь пользоваться литературой по искусству и анализировать её.
|
|
Анализ сообщений и докладов учащихся.Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ
|
Райгородский Л.Д. Беседы о русских иконах;
Островский Г.С.Рассказ о русской живописи
|
Повторение терминов и понятий по разделу «Культура Древней Руси»
|
|
22
|
5.Раннее средневековье. Дороманский период, «Великое переселение народов» или «Рождение Европы»
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
Античные истоки раннего Средневековья. Религия и философия, культура варварских народов, музыка и литература
|
Знать периодизации о основные вехи истории и культуры Средневековья.
Понимать значение явления «Великое переселение народов».
Уметь давать определения основным понятиям и терминам.
|
|
Лекция, письменная работа, опрос
|
Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье: вариации прекрасного;
Гнедич П.П. Всемирная история искусств
|
Творческое задание
|
|
23
|
6.Зрелое Средневековье. Романский период «Тяжёлое молчание»
|
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
История, религия и философия. Архитектура. Романский стиль, изобразительное, музыкально- зрелищное искусство, литература
|
Знать основных деятелей истории, религии и философии Зрелого Средневековья.
Понимать особенности эпохи.
Уметь дать характеристику романского стиля в искусстве
|
|
Лекция, опрос, самостоятельная работа
|
Гнедич П.П. Всемирная история искусств
|
Даты, термины, понятия, определения
|
|
24
|
7.Позднее Средневековье. Готический период «Преодоление тяжести»
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
История, философия и образование. Архитектура. Готический стиль.
Скульптура, живопись и прикладное искусство
|
Знать: основные произведения искусства эпохи, основные черты готического стиля
Понимать: различия между стилями.
Уметь: оценивать произведения искусства, анализировать произведения искусства
|
|
Лекция, опрос
|
Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье: вариации прекрасного;
|
Подготовить доклады, сообщения и презентации
|
|
25
|
8.Путешествие в средневековый город.
|
1
|
мультимедиа- урок
|
|
Особенности средневековой архитектуры и городской планировки Материальная культура жителя средневекового города.
|
Знать, что представлял из себя средневековый город.
Понимать связь культурных эпох.
Уметь вести беседу на данную тему:
|
|
Анализ сообщений и докладов учащихся.Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ
|
Хрестоматия по мировой художественной культуре./ сост. Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова
|
Не задано
|
|
26
|
9.Эпоха Возрождения.
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
Общая характеристика, особенности, периодизация. Великие мыслители эпохи Возрождения
|
Знать: имена Великих мыслителей эпохи.
Понимать: сущность и особенности эпохи Возрождения.
Уметь: давать характеристику эпохи
|
|
Лекция, беседы, опрос
|
Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство
|
Подготовка сообщений и презентаций
|
|
27
|
10.Проторенессанс.
Увертюра Возрождения
|
1
|
Комбинированный урок
|
|
Архитектура, скульптура, живопись, музыка и литература эпохи.
|
Знать: основные произведения искусства Проторенессанса и их авторов
Понимать: особенности периода
Уметь: давать анализ произведениям искусства
|
|
Лекция, заслушива-ние сообщений учащихся, просмотр и анализ презента-ций, опрос
|
Этюды об изобразительном искусстве (книга для учащихся)
|
Не задано
|
|
IV четверть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28
|
1.Раннее возрождение. Становление стиля
|
1
|
|
Изучение нового материала
|
Донателло, Сандро Ботичелли
|
Знать примеры и представителей итальянской живописи.
Понимать общие закономерности создания художественного образа
Уметь пользоваться справочной литературой по искусству
|
|
Лекция с элементами мультимедиа
|
Швинглхурст Э.Ботичелли;
Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения
|
Биографии
Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти
|
|
29
|
2.Высокое Возрождение. Титаны Ренессанса
|
1
|
|
Комбинированный урок
|
Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти
|
Знать биографии и произведения Титанов Возрождения.
Понимать роль и место эпохи Ренессанса в художественной культуре.
Уметь: рассказывать об эпохе Возрождения
|
|
Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос
|
Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство
|
Термины, понятия, определения, даты по разделу «Эпоха Возрождения»
|
|
30
|
3.Викторина. Культура итальянского Возрождения
|
1
|
|
Повторение и обобщение
|
Конкурс историков и философов.
Конкурс живописцев, скульпторов, архитекторов.
Конкурс поэтов и музыкантов
|
Знать: основные термины по теме.
Понимать особенности эпохи Возрождения.
Уметь анализироваметь произведения искусства, датировать их.
|
|
Викторина (решение творческих заданий)
|
Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство
|
Не задано
|
|
31
|
4.Художественная культура Нового времени
|
1
|
|
Изучение нового материала
|
Культура западноевропейского барокко.
Архитектура итальянского барокко
|
Знать черты культуры ХVII века.
Понимать отличие новой эпохи от предыдущей.
Уметь анализировать памятники архитектуры Нового времени
|
|
Лекция, опрос
|
Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство ХVII века
|
Создание проектов и презентаций на тему «Барокко в архитектуре Западной Европы»
|
|
32
|
5.Искусство барокко в архитектуре
|
1
|
|
Мультимедиа-урок
|
Садово-парковое искусство Западной Европы
|
Знать, как стиль барокко проявился в архитектуре Западной Европы.
Понимать особенности стиля барокко в архитектуре
Уметь отличать произведения в барочном стиле.
|
|
просмотр презентаций учащихся, комменти-рование и анализ
|
Проекты и презентации учащихся
|
Биография Питера Пауля Рубенса
|
|
33
|
6. Фламандское барокко. Рубенс
|
1
|
|
Комбинированный урок
|
Фламандская школа живописи, произведения Рубенса, Антониса Ван Дейка
|
Знать, как стиль барокко проявился в живописи.
Понимать особенности стиля барокко в живописи.
уметь
|
|
Заслушивание и обсуждение докладов учащихся, лекция, опрос
|
Ротенберг Е.И.Западноевропейское искусство ХVII в
|
Биография Рембрандта, подготовка докладов и презентаций
|
|
34
|
7.Голландское барокко. Рембрандт
|
1
|
|
Комбинированный урок
|
Пейзажная живопись, натюрморт, бытовой и исторический жанр
|
Знать основные произведения Рембрандта.
Понимать различия и характерные черты различных жанров живописи.
Уметь давать определения терминам, характеризовать основные понятия
|
|
Заслушивание и обсуждение докладов, просмотр и анализ презентаций учащихся, беседа, опрос
|
Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Западная Европа и Древний Восток (учебное пособие по мировой художественной культуре)
|
Творческая работа-эссе
: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?»
|
|
35
|
8.Мировая художественная культура. Дискуссия на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?»
|
1
|
|
Обобщение и системати-зация знаний
|
Ретроспективный взгляд на пройденный материал
|
Знать основные положения курса.
Понимать закономерности развития культуры.
Уметь анализировать произведения искусства, делать выводы
|
|
Дискуссия, беседа на заданную тему
|
|
Не задано
|
|