САЙТ НА ЛАДОНИ Древняя культура Культура древней Руси |
Культура Древней Руси 6 класс |
Страница 9 из 13 4. Зодчество. Храмовая живопись. Учитель коротко рассказывает об архитектуре Древней Руси. Представление о деревянном зодчестве Древней Руси даётся по иллюстрациям в учебнике: крестьянские избы, княжеский дворец; схема устройства кровли таблица. Характерные черты русского деревянного зодчества: - многоярусность строений; - наличие разнообразных пристроек; - увенчание построек теремами и башенками; - художественная резьба по дереву. Каменное зодчество. Согласно летописи, уже в 945 году в Киеве существовал каменный княжеский терем. Самой ранней постройкой Киева была церковь Богородица или Десятинная она была построена в 989-996 гг. византийскими мастерами, разрушена в 1240 году во время осады Киева монголо-татарами. Работа с иллюстрациями учебника, по иллюстрациям книги «Искусство Древней Руси» и на карточках. Софийский собор в Киеве заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии (венчание князя на престол). В соборе была создана библиотека. Софийский престол служил местом захоронения царей и митрополитов. Софийский собор в Киеве – шедевр древнерусской архитектуры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Зодчие были людьми одухотворёнными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Собор – могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Первые русские храмы построены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Рассказ о Софийском соборе в Новгороде учитель строит на иллюстрациях Проспекта Софийский собор в Новгороде. Сост. Никитина Ю.И. Софийский собор в Новгороде возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконным проёмов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений. Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры – скупость украшений, строгость и величественность форм. Просмотр учебного фильма «Архитектура Киевской Руси» (15 минут). Храмовая живопись. По иллюстрациям из книги Льва Любимова «Искусство Древней Руси» М. Просвещение. 1996. на примере убранства собора Святой Софии в Киеве рассказ о мозаике, фреске, смальте. Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии. Стены храма украшали сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелёными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось 130 оттенков. В главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержателя, в простенках - изображения святых, в центральной аспиде – Богоматерь с простёртыми к небу руками – «Оранта». Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проёмы окон на них. Все изображения искрились, переливались, разными цветами. Храм украшали ещё и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный коврово-орнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием. В православном храме всегда можно было увидеть иконы. Иконы появляются во времена раннего христианства. Евангелист Лука, художник по профессии, написал несколько образов Божьей Матери. Иконопись – это искусство изображения святых по строго определённым канонам. Первые иконы пришли на Русь из Византии. Вывод: храм в Древней Руси был центром нескольких видов искусства. Иконопись, фреска, мозаика и богослужение, церковное пение составляли в нём единство и гармонию. Находящиеся в храме чувствовали особую близость к Богу – в этом проявлялась сила древнерусского искусства. 6. Военное дело. Объяснение ведётся на основе иллюстрации «Доспехи и вооружение русского воина. В языческие времена единственным защитным приспособлением воина был щит – знак победы. Вначале щиты были круглыми, затем приобрели миндалевидную форму. В центре щита крепилась металлическая бляха – умбон, усиливающая рабочие качества щита. С Х века начинают широко использоваться доспехи. Доспехи воина составляли щит, кольчуга, шлем-шишак, оружие – меч, копьё, нож, кистень (древнее боевое оружие; короткая палка, на одном конце которой на ремне или цепи подвешен металлический шар, а на другом – петля для надевания на руку), булава (старинное оружие в виде тяжелой каменной или металлической головки на рукояти), лук и колчан со стрелами. Кольчуга сплеталась из мелких колец (до 25 тысяч на одну кольчугу) и представляла собой рубаху с коротким и длинным рукавом. Её длина достигала коленей. Часто кольчугу надевали на плотную, подбитую волосом или ватой одежду. Шлем-шишак защищал только темя, затылок и лоб воина, поскольку не имел забрала как у воинов запада. Для усиления защитных свойств для шеи воина к шлему прикрепляли кольчужную сетку – бармицу. Шлемы знатных воинов были снабжены наносниками, полумасками, или личинами; имели декоративные накладки из золота и серебра. Среди доспехов на Руси имела хождение и пластинчатая, или «досчатая» броня. Она состояла из пластин, фигурно вырезанных и скреплённых внахлёст друг с другом. У чешуйчатой брони пластины крепили к кожаной основе. Обувь была традиционной – сапоги или кожаные ремни-обмотки. Рассказ сопровождается показом иллюстраций из книги Бегунова А.И. От кольчуги до мундира и открытками русских доспехов и оружия. Учащимся предлагается на карточках найти кольчугу, доспехи пластинчатые и чешуйчатые. Одежда. Одежда Киевской Руси содержала множество смысловых уровней, соответствовавших основным видам жизнедеятельности человека. Прежде всего, костюм выполнял религиозно-магическую функцию в трудовых и праздничных обрядах. Он через детали и орнаментацию связывал человека и его род путём этических обязательств с высшими силами мироздания. Отдельные детали костюма в представлении древнего человека обладали магической силой, с помощью которой они оказывали воздействие на предметы и явления внешнего мира – способными исцелить от недуга, приумножению богатства и т.п. Не менее важная роль отводилась костюму в системе общественных отношений, то есть он выполнял социальную функцию. Человек далёкого прошлого считал, что каждому от рождения богами и духами предопределено его земное предназначение. Духи рода берут человека под своё покровительство, и это обязательно должно отразиться в его облике через костюм. Костюм регламентировал формы их взаимоотношений. Изменение по собственному желанию платья считалось обманом людей и Бога, кражей чужой чести, чужого достоинства, то есть грехом. Отражая представления народа о красоте, костюм тем самым выполнял этическую функцию. Древнерусские традиции несут в себе и красоту языческих обрядов, и строгую, чистую красоту монастыря, и мужественную красоту дружинного воинства, и торжественную, блестящую красоту великокняжеских церемоний. Язык костюма далёкого прошлого был обращён и к традиции поминания предков. Почитание предка – следование его заповедям, жизненной и бытовой практике. Кроме того, костюм выполнял утилитарную функцию, защищая от климатических явлений. В костюме существовала символика и магия цвета. Цветом человеческой жизни и обряда был красный. Белый цвет полотна имел сакральный смысл (белый свет, небытие, мир духовный) и без орнаментов символизировал траур, обращение к предкам. Орнамент привносил в костюм импульс жизни. Знаки солнца, земли, огня, стилизованные кони, лютые звери, хищные птицы, петухи, вытканные или вышитые на рубахе, определяли магию мужского мира. Традиционно женские мотивы орнамента – знаки воды, луны, плодородия, и изобилия, стилизованные олени и кони как носители солнечной силы, птицы, женские фигуры. Центральное место в орнаменте занимает дерево – знак миропорядка, союза разных стихий, мироздания. Орнаменты располагались по краю подола, рукавов, ворота, а так же над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как оберег – черта, охраняющая тело человека и его возможность двигаться. Конструкция рубахи включала в себя ластовицы – небольшие полотнища, ткани, вшитые под мышками в проймы рукавов, и подоплеку – слой ткани, подшитый в верхней части спины для меньшего износа материала. Пояс-оберег дополнял костюм русича и являлся главным элементом одежды. Пояс, по представлению наших предков, определял место человека в освоенном богами и людьми мире, защищал от злого глаза, дурных помыслов, неведомых сил. Опояска – первое, что надевали на тельце новорожденного, чтобы включить его в родовой круг, связать с прародителями семьи. Пояса ткали с магическими узорами, делали длинными, чтобы можно было ими несколько раз охватить стан. В пояса пряли вещи, которыми особенно дорожили, к поясам подвешивали обереги, гребень, огниво с кресалом, калиту (кожаная сумка для денег) и прочие мелочи. Сын встречался с жизнью в свадебной рубахе отца, она была его родильной пелёнкой. Рубаха матери имела магическое значение в ритуале рождения дочери и в её дальнейшей жизни. Пояс не менее значим и в женской одежде. Взрослый мужчина в быту носил порты (одежду для ног), порты разрешалось не носить только детям. Порты, как правило, скрывались рубахой сверху и обувью снизу. Обувью славян традиционно считают комплект лаптей с онучами и оборами (верёвками). Но в то же время бытовала и кожаная обувь: поршни (старинная обувь, сделанная из одного куска кожи, или сшитая из двух – подошвы и верха, собранная вокруг щиколотки на ремешке), постолы (гнутая из сырой кожи либо шкуры с шерстью обувь), вытяжные сапоги. Все они облегали ногу, и создавали особую пластику мягкого, естественного движения. Головными уборами крестьян являлись колпаки разных форм, шапки с полями или опушкой, валяные, суконные, выворотные. Иногда использовали меховые куколи (головная накидка, род капюшона). В комплект женского костюма входила так же особая одежда – понева – род юбки, но распашной. Пестрый тканый узор, в основном тёмный, клетчатый, имел племенные отличия и возрастные градации. Фигуру славянки покрывала запона. Она состояла из двух полотнищ (переднего и заднего), скреплённых на плечах фибулами (металлическая застёжка). Огромную роль в костюме женщины играл головной убор – яркий и сложный в первые годы замужества, скромнее в зрелые годы и во вдовстве. Орнаменты вышивок на очелье и позатыльне (удлинённая лопасть, закрывающая затылок) условно изображали водных птиц («гусей-лебедей»), пресмыкающихся. 5. Подведение итогов урока. Вывод: Таким образом, древнерусская культура – великое творение своего времени. Она оригинальна, неповторима, как и та эпоха, которая её породила. При этом Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседних государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры. Для закрепления материала учащимся предлагается начать выполнение задания в рабочей тетради с. 18 -23. Домашнее задание: § 7-8, понятия, завершить выполнение заданий в рабочей тетради, творческие задания по теме (составление кроссвордов, рисунки, схемы, сообщения, пословицы, загадки, поговорки и др.). |
« Пред. | След. » |
---|