САЙТ НА ЛАДОНИ Древняя культура Культура древней Руси |
Культура Древней Руси 6 класс |
Страница 3 из 13 Устное народное творчество развивалось на Руси с незапамятных времен. О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи – причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни. Вершиной устного народного творчества являются былины. В них отразилось единство государства, борьба с иноземными захватчиками, дух патриотизма, гордость за свою Родину. (слайд 6) Попробуйте дать определение, что такое былина? Запись в тетрадь. Письменность и грамотность тоже являются частью культуры (слайд 7). Вспомните из Истории средних веков кто создал славянскую письменность? На Русь славянская письменность пришла в IX веке. После принятия Русью христианства письменность и грамотность начинают развиваться с новой силой: на Русь приезжают церковные грамотеи, переводчики, открываются школы при церквях и монастырях, появляются первые книги. И как в странах Западной Европы в средние века книги были очень дорогими. Вспомните, почему книги были дорогими? Зачитать отрывок из учебника. Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения. В XI веке на Руси зарождается письменная литература. (слайд 8) Первыми литературными произведениями были летописи. А о первых создателях летописей нам расскажут сейчас ваши одноклассники. Сообщения учеников о Несторе, Илларионе. Запись в тетрадь. Литература в Древней Руси была представлена (слайд 9) летописями, словом и житие, соотнесите термин и его определение, запишите в тетрадь. На экране высвечиваются термины и их определения. Порой, проходя по улицам родного города или другого, мы любуемся архитектурностью зданий. Основы этого искусства уходит корнями далеко в древность. Издавна на Руси было развито зодчество и изобразительное искусство (слайд 10). Пример деревянного зодчества прорекламировать на картине «Деревянные церкви», каменное строительство – в учебнике на стр. 60,61. выделить особенности строительства. Внутреннее убранство храмов Древней Руси отличалось своей изысканностью и богатством. (слайд 11) С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи – мозаика, фреска, иконопись. • Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней; • Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке; • Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. Роспись храма должна была передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным “евангелием для неграмотных”. Фигуры писались плоскими и неподвижными. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Суровой красотой отличаются мозаики и фрески. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти. Из всего увиденного можно сделать вывод, что древнерусские зодчие всегда хорошо выбирали места для строительства зданий. Они были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Отсюда органическое слияние их творений с природой. Основными видами занятия людей на Руси были выращивание хлеба, торговля, рыболовство и конечно же ремесло. Каждая вещь, созданная ремесленником, была неповторимой, заставляла собой любоваться, являлась истинным произведением искусства. Особенно Русь славилась ювелирными мастерами. (слайд 12) • Художественное ремесло – ремесло, отвечающее требованиям искусства Мы с вами проследили ход развития культуры Древней Руси, познакомились с отдельными её составляющими, пришло время подвести итоги. |
« Пред. | След. » |
---|