САЙТ НА ЛАДОНИ Древняя культура Культура древней Руси |
Культура Древней Руси 6 класс |
Страница 8 из 13 Особенности древнерусской культуры. Вводится понятие культура (совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей). Отмечается, что культура связана с деятельностью людей в духовной и материальной областях. Условно культуру можно разделить на материальную (жилище, одежда, трудовой опыт людей, орудия труда) и духовную (искусство, просвещение, наука). Выясняются Особенности культуры Древней Руси: 1. Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян: - древние мифы и сказания; - искусство кузнецов и т.д. 2. Древнерусская культура впитала в себя культурные достижения ближайших своих соседей и народов, проживавших в составе Руси. 3. Особое внимание на древнерусскую культуру оказала Византия и принятие на Руси христианства. 4. Древнерусские мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными. Культурное значение принятия христианства: - принятие христианства дало мощный толчок к развитию письменности и грамотности; - была введена славянская азбука, которую создали Кирилл и Мефодий; - при монастырях и церквах были открыты школы, в которых обучали грамоте; - появилось много грамотных среди городского населения (берестяные грамоты); - начало русского летописания. Появились многочисленные летописи, которые в XII веке были сведены монахом Нестором в «Повесть временных лет». В летописях содержится история происхождения Руси; - произошло зарождение древнерусской литературы: * «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона; * «Поучение детям» Владимира Мономаха * «Слово о полку Игореве» - с помощью византийских мастеров на Руси началось каменное храмовое строительство: * Софийский собор в Киеве, * Софийский собор в Новгороде - появились иконопись, мозаика, фреска. Храмы стали украшать фресками, иконами, мозаикой на библейские и светские сюжеты. 2. Устное народное творчество. Задание учащимся: «Что входит в понятие устное народное творчество?» Сообщение учащихся о былинах, пословицах, приметах, поговорках, сказках, песнях, заговорах (домашнее задание). Задание учащимся: «Перечислить главных героев и главные темы произведений». - Илья Муромец – могучий и бесстрашный воин; - Добрыня Никитич – рассудительный и справедливый; - Алёша Попович – весёлый и находчивый; - Микула Селянович – пахарь-земледелец. Вопрос учащимся: «Какие темы отражают былины?» (освобождение своей земли, защита земли русской от врагов). Былины играли большую роль в жизни человека Древней Руси, рождённые народом, они отражали его взгляды, выражали его надежды, мечты, нравственные нормы. Поэтому былинам и была суждена столь долгая жизнь в культуре нашей страны. Сравнивая идеи русского с западноевропейским рыцарским эпосом, вспоминаем их тематику (завоевание, крещение иноверцев). Если сообщения не подготовлены можно, используя иллюстрацию «Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем» художника В. Васнецова, ознакомить учащихся с былинами в объёме учебника. Зачитать учащимся «Древнерусские афоризмы», загадки, игры, выяснить их тематику. 2. Письменность и грамотность. Изложение материала в форме лекции учителя. Письменность у славян зародилась до принятия христианства (рассмотреть иллюстрацию «Русская азбука на бересте, найденная в Новгороде»). В 1951 году в Новгороде были найдены первые берестяные грамоты, которые явились ценным свидетельством далёкой эпохи. Буквы на бересте выдавливали заострённым инструментом (из кости, металла или дерева, его называли «писало» и хранили в кожаных чехлах). Буквы немного напоминали клинопись. Славянскую азбуку создали Кирилл (Константин) и Мефодий уроженцы г. Солуни (Солоники) в Македонии. Они создали «Кириллицу» с чёткой и ясной графикой букв, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив её знаками, обозначавшими специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и ийотированные). Они расставили буквы в определённой последовательности, придав им цифровое значение. Кирилл с помощью изобретённой им азбуки сделал первый перевод Библии на славянский язык. Кирилл и Мефодий не случайно давали названия буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. Древнерусский книжник не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой были книгой, развёрнутым свитком, который не каждому дано прочесть. Само начертание букв таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, и из них приготовлялась краска, не смываемая и не тускнеющая до сих пор. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, ещё дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а так же о том, как наш далёкий предок представлял себе мир, и каким старался воплотить е го в своём творчестве. (Прилагается комплект открыток «Буквицы древнерусского письма»). Первые школы были при монастырях и создавались уже после принятия христианства. В объёме учебника рассказ учителя о грамотности дочерей Ярослава Мудрого. Вопрос: Почему в Древнерусском государстве было много грамотных? 3. Литература. Первыми русскими произведениями были летописи и жития. Одним из первых центров летописания был Киево-Печёрский монастырь. Начальная русская летопись, созданная в XI-XII вв., в период расцвета Киевской Руси, была первым опытом официальных исторических трудов. Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором в 1113 году. В летописях содержится история происхождения Руси. Учитель зачитывает начальные строки летописи и отдельные её фрагменты. Задание учащимся: «Кто герой летописи? Что, прежде всего, узнаём мы о из летописи о князьях?» Житие - литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых. Одно из первых житий посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор. Не менее известен был литератор Древней Руси – Илларион, первый киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова – «Слово о Законе и Благодати». Всё произведение проникнуто идеей величия Руси и её особой роли в христианстве. |
« Пред. | След. » |
---|