Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Древняя культура Культура древней Руси

Культура Древней Руси 6 класс

Оглавление
Культура Древней Руси 6 класс
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13

Особенности древнерусской культуры.
    Вводится понятие культура (совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей). Отмечается, что культура связана с деятельностью людей в духовной и материальной областях. Условно культуру можно разделить на материальную (жилище, одежда, трудовой опыт людей, орудия труда) и духовную (искусство, просвещение, наука). Выясняются
Особенности культуры Древней Руси: 1. Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян: - древние мифы и сказания; - искусство кузнецов и т.д. 2. Древнерусская культура впитала в себя культурные достижения ближайших своих соседей и народов, проживавших в составе Руси. 3. Особое внимание на древнерусскую культуру оказала Византия и принятие на Руси христианства. 4. Древнерусские мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными. Культурное значение принятия христианства:
    - принятие христианства дало мощный толчок к развитию письменности и грамотности;
    - была введена славянская азбука, которую создали Кирилл и Мефодий;
    - при монастырях и церквах были открыты школы, в которых обучали грамоте;
    - появилось много грамотных среди городского населения (берестяные грамоты);
    - начало русского летописания. Появились многочисленные летописи, которые в XII веке были сведены монахом Нестором в «Повесть временных лет». В летописях содержится история происхождения Руси;
    - произошло зарождение древнерусской литературы:
    * «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона;
    * «Поучение детям» Владимира Мономаха
    * «Слово о полку Игореве»
    - с помощью византийских мастеров на Руси началось каменное храмовое строительство:
    * Софийский собор в Киеве,
    * Софийский собор в Новгороде
    - появились иконопись, мозаика, фреска. Храмы стали украшать фресками, иконами, мозаикой на библейские и светские сюжеты.
2. Устное народное творчество.
    Задание учащимся: «Что входит в понятие устное народное творчество?»
    Сообщение учащихся о былинах, пословицах, приметах, поговорках, сказках, песнях, заговорах (домашнее задание).
    Задание учащимся: «Перечислить главных героев и главные темы произведений».
- Илья Муромец – могучий и бесстрашный воин; - Добрыня Никитич – рассудительный и справедливый; - Алёша Попович – весёлый и находчивый; - Микула Селянович – пахарь-земледелец. Вопрос учащимся: «Какие темы отражают былины?» (освобождение своей земли, защита земли русской от врагов).
    Былины играли большую роль в жизни человека Древней Руси, рождённые народом, они отражали его взгляды, выражали его надежды, мечты, нравственные нормы. Поэтому былинам и была суждена столь долгая жизнь в культуре нашей страны.
   Сравнивая идеи русского с западноевропейским рыцарским эпосом, вспоминаем их тематику (завоевание, крещение иноверцев).
   Если сообщения не подготовлены можно, используя иллюстрацию «Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем» художника В. Васнецова, ознакомить учащихся с былинами в объёме учебника. Зачитать учащимся «Древнерусские афоризмы», загадки, игры, выяснить их тематику.
2. Письменность и грамотность.
   Изложение материала в форме лекции учителя.
   Письменность у славян зародилась до принятия христианства (рассмотреть иллюстрацию «Русская азбука на бересте, найденная в Новгороде»). В 1951 году в Новгороде были найдены первые берестяные грамоты, которые явились ценным свидетельством далёкой эпохи. Буквы на бересте выдавливали заострённым инструментом (из кости, металла или дерева, его называли «писало» и хранили в кожаных чехлах). Буквы немного напоминали клинопись.
   Славянскую азбуку создали Кирилл (Константин) и Мефодий уроженцы г. Солуни (Солоники) в Македонии. Они создали «Кириллицу» с чёткой и ясной графикой букв, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив её знаками, обозначавшими специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и ийотированные). Они расставили буквы в определённой последовательности, придав им цифровое значение. Кирилл с помощью изобретённой им азбуки сделал первый перевод Библии на славянский язык.
    Кирилл и Мефодий не случайно давали названия буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. Древнерусский книжник не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой были книгой, развёрнутым свитком, который не каждому дано прочесть.
    Само начертание букв таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.
    В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, и из них приготовлялась краска, не смываемая и не тускнеющая  до сих пор. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, ещё дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а так же о том, как наш далёкий предок представлял себе мир, и каким старался воплотить е го в своём творчестве. (Прилагается комплект открыток «Буквицы древнерусского письма»).
    Первые школы были при монастырях и создавались уже после принятия христианства. В объёме учебника рассказ учителя о грамотности дочерей Ярослава Мудрого.
    Вопрос: Почему в Древнерусском государстве было много грамотных?
3. Литература.
    Первыми русскими произведениями были летописи и жития. Одним из первых центров летописания был Киево-Печёрский монастырь. Начальная русская летопись, созданная в XI-XII вв., в период расцвета Киевской Руси, была первым опытом официальных исторических трудов. Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором в 1113 году. В летописях содержится история происхождения Руси. Учитель зачитывает начальные строки летописи и отдельные её фрагменты.
    Задание учащимся: «Кто герой летописи? Что, прежде всего, узнаём мы о из летописи о князьях?»
   Житие -  литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых. Одно из первых житий посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.
    Не менее известен был литератор Древней Руси – Илларион, первый киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова – «Слово о Законе и Благодати». Всё произведение проникнуто идеей величия Руси и её особой роли в христианстве.
   

 
« Пред.   След. »

da



Rambler's Top100