Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Древняя культура Культура древней Руси

Культура Древней Руси 6 класс

Оглавление
Культура Древней Руси 6 класс
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13

Архитектура Древней Руси.

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, трудность добычи и нехваткой строительного камня. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. В связи с преимуществом деревянного строительства, многие архитектурные памятники 10-17 вв. не сохранились. Учитель характеризует русское деревянное зодчество:
1.   
многоярусность строений,
2.   
наличие разнообразных пристроек,
3.   
увенчание построек теремами и башенками,
4.   
художественная резьба по дереву.


Каменное строительство получило определенное развитие в 10-начале 11 вв., что было связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе Св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киев¬ской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.

Софийский собор в Киеве - шедевр древнерусской архитек¬туры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительст¬ва. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская.

Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть вре¬менных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печене¬гами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести.

Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.

«Софийский собор в Новгороде».

Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по по¬велению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.

Софийский собор в Новгороде определил направление нов¬городской архитектуры - скупость украшений, строгость и величе¬ственность форм.

Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева Монастыря.

Храмовая живопись
•   
Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;
•   
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке;
•   
Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.


Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленя¬ли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным ку¬полом произносились проповеди, совершались торжественные це¬ремонии.

Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседер¬жителя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками - «Оранта». .

Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами.

Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур.

Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпо¬хи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фре¬ски Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.

Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображе¬нием святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях - фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались иг¬рами, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный ковровоорнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямо¬угольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли осо¬бые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех сво¬им великолепием.

В православном храме всегда можно было увидеть иконы. Иконопись - это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых.

Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.

*Давайте рассмотрим иконы этого периода, попробуем проанализировать их общие и различные черты.

- Икона из Софийского Собора в Киеве. Папа римский Св. Климент I

- Мозаика. Богоматерь Оранта. Софийский Собор в Киеве

- Икона Богоматери. Новгород. Начало 11в.

- Владимирская икона Божьей матери. Доставлена в Киев из Константинополя в 1131 г..

- Икона Св. Георгия. Начало 12 в.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

^ 3. Закрепление материала

1.Вставить в схему жанры и названия произведений: заполняем по ходу урока

Повесть временных лет, Загадки, Пословицы, Сказки, Былины, Азбука, Летопись, Житие, Нестор Храм, Кирилл и Мефодий, Софийский собор, Фреска, Мозаика, Икона, Глаголица , Берестяная грамота

Терем

2.Представьте себя жителем современного Киева, Новгорода или другого города. Вы идете по улице и встречаете любопытного туриста, который спросил у вас, какие достопримечательности в вашем городе можно посмотреть и какова их краткая история. Вы должны ему ответить.

4. Итог урока

5. Домашнее задание. Составить экскурсию в один из древнерусских городов или деревню.


 
« Пред.   След. »

da



Rambler's Top100