Формирование культуры речи |
Страница 7 из 9 Разные виды работ над текстом также способствуют развитию навыков выразительного чтения. Это и инсценирование текста или отрывка, и чтение «в лицах», и выборочное чтение, когда учащиеся получают задание найти и прочесть предложение с заданной интонацией: вопросительной, восклицательной, просящей и т.д. На уроках чтения стараюсь учить детей не только читать и пересказывать. Пытаюсь научить их анализировать произведение, уметь найти его главную мысль, сделать свои выводы, дать характеристику герою, оценить его поступки. В этом мне очень помогают «Памятки по чтению. Я изготовила книжку - малышку, куда поместила размноженные тексты «Памяток». Вот краткое содержание этих «Памяток»: «Правила чтения и обращения с книгой», «Учись читать выразительно», «Памятка к работе над сказкой» (басней, рассказом, стихотворением, статьей), «Составление плана», «Как составить подробный и краткий пересказ» и т. д. Памятка о работе с басней. 1. Как называется басня? Кто ее автор? 2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются? 3. Кто действует в басне? 4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор? 5. Что обсуждается в басне? 6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне. Как он относится к действующим лицам. 7. Что должен понять из этой басни читатель? 8. Какое выражение из басни стало крылатым? Отвечая на вопросы «памятки», дети бывают вынуждены неоднократно обращаться к тексту, что способствует и развитию навыка беглого чтения, и лучшему усвоению содержания текста. В журнале «Начальная школа» А. В. Айгишева дала банк (виды) заданий к урокам чтения. Вот некоторые виды работы над текстом, которые я использую на уроке для формирования навыков выразительности и осмысленности чтения: 1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов. 2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор) 3. Чтение скороговорок. 4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. 5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении. 6. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 7. Чтение одного предложения с разной интонацией. 8. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией. 9. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса. 10. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса. 11. Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение, прочитать еще раз, пытаясь, это настроение передать. 12. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение. 13. «Голоса». Чтение текста, подражая. 14. Чтение по ролям. 15. Чтение по ролям без слов автора, 16. Инсценирование. 17. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно. Упражнения для понимания смысла текста. 1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2. Озаглавливание текста. 3. Деление текста на части, составление плана, 4. Определение темы текста, главной мысли. 5. Определение типа текста. 6. Подбор иллюстрации к тексту. 7. 11о иллюстрации определить содержание текста. 8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. 9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др. 10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика. 11. Чтение для подготовки к пересказу. 12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу. 13. Распространение предложений. 14. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. 15. Подбор загадок к словам из текста. 16. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 — 2 месяцев. Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов. На всестороннее развитие и воспитание детей большое значение имеют уроки внеклассного чтения. Урок внеклассного чтения — это приобретение знаний, умений и навыков; это воспитание вдумчивого читателя, формирование читательских интересов и таких навыков чтения, которые в более старшем возрасте будут служить инструментом познания при изучении основ наук, потому что «универсальным учебным умением является работа с книгой». Основная задача урока внеклассного чтения на начальном этапе обучения — воспитать интерес к самостоятельному чтению, т. е. чтению про себя. Вслух учащиеся перечитывают текст, когда отвечают на вопросы учителя. Самостоятельное чтение книг — очень сложный процесс. В 1 классе нельзя требовать от ученика, чтобы он читал самостоятельно книги дома, так как это может отпугнуть ребенка от книги. Если ребенок сам захочет читать, пусть читает, и это желание нужно одобрить и поддержать. Но обязательным самостоятельное чтение новой книги для первоклассников является только на уроке внеклассного чтения под наблюдением учителя. Уроки внеклассного чтения играют большую роль в воспитании будущего гражданина. Это — занятия, которые формируют в детях читательскую самостоятельность. Чтобы ребенку стало приятно, интересно и радостно обращаться к книгам, он должен научиться разговаривать с ними на специальном языке - условном, книжном На каждом уроке внеклассного чтения нужно создавать следующие условия: радость и удовольствие от чтения книг, серьезный тон и характер всей работы, использовать такие приемы, которые позволяют обучать детей новым читательским знаниям и умениям, расширить их читательский кругозор, решать познавательные задачи в связи с чтением книг. В нашей стране выпускается множество детских книг. Нужно только их отобрать согласно методике, спланировать уроки внеклассного чтения, которые дают детям очень важное качество на всю жизнь — любовь к книге. Книга открывает мир ребенку, и чем больше ребенок прочитывает, тем шире становится для него этот мир. Уроки внеклассного чтения обогащают ребенка знаниями, которые пробуждают его чувства, вызывают у него желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогают осознать отношения между людьми, нормы поведения. Они пробуждают в детях лучшие человеческие черты: любовь к Родине, честность, скромность, трудолюбие, любознательность, помогают воспитывать нравственные качества, культуру поведения, формировать человека. Залог успеха не в том, что мы выберем красочные книги по теме, а в совершенствовании самого урока. А совершенствовать урок — это долг каждого учителя. Самый действенный прием выработки навыка правильного чтения — это контроль за чтением учащихся. За правильностью чтения следят все дети и прежде всею учительница. И немало важную роль в этом контроле имеют родители. Думаю, мамам и бабушкам, папам и дедушкам обязательно надо читать то, чем увлечены их дети, — не только тля контроля, но часто для собственного удовольствия. Это приведет родителей и детей к радости совместного переживания, понимания друг друга. Родители не должны нажимать на ребенка, не заставлять его читать. Можно наказать иногда ребенка лишением чтения, но никогда не следуем накатывать за плохое чтение дополнительным чтением. Чтение должно стать радостью, а не источником неприятностей. Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребенок продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет читать сам. На родительских собраниях часто мы говорим о проблемах чтения. Рекомендую им дома читать с детьми порциями. Ребенок прочитает 2 - 3 страницы и после этого получит кратковременный отдых, просматривает картинки, иллюстрации к этой книге. Родителям надо позаботиться и о том, что правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его за полугодие к режиму и элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине — рассматривать и покупать ему книги. Я стараюсь внушать родителям мысль о том, что даже значительная по объему личная библиотека не умаляет роли в жизни ребенка библиотеки общественной и что настало время бывать е ребенком не только в книжном магазине, но и в читальном зале библиотеки, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, к разумному использованию тех возможностей, которые библиотека предоставляет читателю. Формировать такую привычку в средней школе будет поздно. Из методики В.Н.Зайцева рекомендую чтение перед сном. Приобщаю детей и родителей заучивать стихотворение и рассказывать его перед зеркалом. Из всего сказанного выше видно, что работа над навыком чтения важна не сама по себе, а в связи с постоянной заботой о сознательности, выразительности чтения. |
« Пред. | След. » |
---|